Тайные «Знаки»: скрытый смысл фильма, в котором пришельцы — не те, кем кажутся

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Художественный прием, используемый режиссером М. Найтом Шьямаланом почти в каждом его фильме, делит публику пополам. Одни смотрят его картины исключительно ради финального твиста, чтобы ощутить тот забытый детский вкус искреннего удивления и поразиться лихо придуманной развязке. Другие наоборот считают, что нагромождение сюжетных линий ради довольно очевидного кульбита в концовке — низкий сорт творчества, не достойный отдельного разговора. Истина, как обычно, находится где-то посередине, по я предлагаю вам сегодня третий подход. Твист твистом, но всегда ли мы правильно понимаем подлинный смысл таких лент? Взять, к примеру, «Знаки» — так ли проста эта фантастическая драма? Может, речь в ней ведется вовсе не об инопланетянах?..


Этот кинофильм в своё время вызвал среди зрителей заметную полемику. Кроме всего прочего, публику разочаровали пришельцы — они сами по себе казались странными и действовали весьма необычно. Например, у аудитории возникают вопросы, как высокоразвитая цивилизация, чьё существование зависит от отсутствия воды, может оказаться на планете, покрытой водой на 70%? Почему инопланетяне предпочитают скрываться за углами, и не входить в дома? Где их межпланетные космические корабли и передовые технологии? Эти и другие вопросы могут вызвать сомнения в логичности сюжета. Однако, если предположить, что таинственные существа из фильма — это не просто космические захватчики, а нечто более глубокое, то ответы на на такие вопросы могут быть вполне удовлетворительными. Моя нижеследующая гипотеза переносит нас из мира научной фантастики в область веры и религии.

Ценители научной фантастики, просматривая «Знаки», задаются вопросами и пытаются нащупать логику химических и физических процессов. Почему цивилизация, способная осуществлять межпланетные перелёты, не провела разведывательную работу? Как эта раса могла развиваться без воды? Почему пришельцы не используют транспорт или скафандры? Что это вообще за загадочный «необъявленный визит», и каковы могут быть цели инопланетян? Попытки найти ответы на эти вопросы, ориентируясь на жанр, могут привести к мысли, что создателей фильма просто подвел сценарий. Однако давайте вспомним, что сами пришельцы — всего лишь фон для разворачивающейся на наших глазах семейной драмы. Главное внимание автора сосредоточено на взаимоотношениях внутри семьи, в центре которой стоит глава семейства, переживающий кризис веры. Возможно, инопланетяне в данном контексте символизируют не столько инопланетных существ, сколько что-то более духовное и религиозное.

Все ключевые персонажи фильма борются со своими внутренними демонами. Не становится ли это основанием считать, что пришельцы являются неким осязаемым проявлением этой борьбы? Вспомните, что известно о «гостях». Их появление сопровождается формированием кругов на полях, и один из рисунков весьма напоминает сатанинские вилы. Их облик настолько нейтрален и стандартен, что трудно поверить в их реальность — это, возможно, связано с их способностью принимать облик, ожидаемый от них, что является свойством демонов. И, конечно, интересно отметить, что «пришельцы» появляются тогда, когда Отец Грэм теряет веру в Бога.

На протяжении всего фильма режиссёр Шьямалан подкладывает зрителю библейские мотивы и наслаивает религиозные символы. Примером может служить сцена, напоминающая «Тайную вечерю», в которой Грэм фактически исповедуется своему брату Мерриллу. Способ нападения «пришельцев» — удушение своих жертв — может быть аллегорией «дыхания жизни», с помощью которого, согласно религиозным представлениям, Бог создал душу человека. Дополнительно, в новостных репортажах упоминаются три города на Ближнем Востоке, которые справились с проблемой «инопланетян» — этот момент наводит на мысль о священных местах, таких как Мекка, Вифлеем и Иерусалим.

Наконец, главная ключевая подсказка заключается в значении воды для «пришельцев». Технически, вся расставленная по дому священника вода может быть «святой», и именно это, возможно, вызывает у «инопланетян» столь сильную реакцию. Отец Грэм буквально изгоняет демонов с помощью силы святой воды, и она воздействует на них, словно кислота, заставляя их пылать и искривляться.


Естественно, я не нашел никаких официальных подтверждений данной теории со стороны режиссёра. Однако, честно говоря, я не слишком старался искать их, так как мне нравится развивать собственные «расширенные вселенные». Для меня важно не следовать авторским намерениям слепо, так как талант — это, как известно, проявление высших сил. И талантливый человек иногда может не осознавать, где он является созидателем, а где просто каналом для чего-то высшего. Шьямалан, несомненно, одаренный режиссёр, но я думаю, что даже он сам не всегда осознаёт всю глубину своих проектов. И поэтому, возможно, стоит рассмотреть «Знаки» как схватку человека с его внутренними демонами. Не исключено, что новая интерпретация добавит немного и вашего интереса к уже хорошо известной картине.

Я вовсе не хочу выглядеть умнее, чем создатели фильмов или их зрители, но мне нравится находить новые точки зрения на ставшие классическими сюжеты. Если и вам это по нраву, заглядывайте регулярно в этот блог и подписывайтесь на телеграм-канал Киноведа в штатском — на всех наших площадках будет много интересного. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, чаще смотрите на небо, и…

Увидимся в кино!