«Слово пацана»: как авторы романтизируют бандитизм

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

«Слово пацана» стал настоящий феноменом для индустрии российских сериалов. Понятие «феномен» связано даже не с качеством сценария, постановки или актерской игры, а в первую очередь с обильным хайпом в Сети — как положительном, так и негативном. Сериал обсуждают звезды, политики, общественные деятели, блогеры и т. д. Ряд из них (не самый обильный, но все же) ранее призывали закрыть проект из-за якобы «романтизации бандитизма, насилия и прочих бесовских течений».


Присутствует ли в невероятно популярном сериале романтизация всего вышеперечисленного? Спойлер: да!

Автор: Start/Wink Источник: www.kino-teatr.ru

Тот самый призыв к действию

Так к каким действиям авторы сериалы якобы призывают зрителей? По всей видимости, к избиению слабых, унижению девушек и жертв насилия, делению на «правильных» и «неправильных» и так далее. Правда, почему-то те, кто орудует подобными призывами к цензуре, не упоминает, что в сериале все данные деяния так или иначе заканчиваются плачевно для персонажей. И сериал в большей степени стоит отнести к пропагандистским — призывающим не повторять подобных действий, они там показаны достаточно ярко.

Ну, и видели ли вы людей, которые бы вдохновились подобной романтикой? На мой взгляд, таковых нет. А девиантное поведение среди малочисленной «группки» населения, потенциально связанное с релизом сериала, является исключением, подтверждающим правило.

Но романтизация все же есть. Только не действий…

А героев — правильно. Безусловно, в картине Крыжовникова хватает эпизодов, когда «пацаны» поступают благородно, справедливо (хотя моментами их справедливость достаточно неоднозначная), гордо, уважаемо и т. д. Но романтизация ли это или банальный шаг к сближению героя и зрителя?

Автор: Start/Wink Источник: www.kino-teatr.ru

Как говорится, чтобы показать положительного героя, который, казалось бы, является отрицательным — покажите, как он переводит бабушку через дорогу или, как приносит домой голодного котенка. Данный прием, пускай и на более сложном уровне, в сериале присутствует. Героев часто показывают положительными, не смотря на понятную отрицательность в глобальном контексте: просмотр фильмов в видеосалоне, помощь в поиске потерявшейся сестры, «возвращение» шапки. Все это необходимо, чтобы показать: герои, пускай и в каком-то смысле отрицательные, тоже люди. Они могут быть добрыми, плохими, отважными, скромными, трусливыми… Это лишь дополняет историю, делает сюжет более реалистичным и приземленным.

Вторая причина, но более явственная — интерес публики. Стали бы люди смотреть сериал про просто «плохих плохишей», которых ждет непременная кара? Конечно же, нет. Никто бы не смотрел Джокера, если бы Артур Флегг с самого начала фильма избивал детей, издевался над животными и поливал грязью женщин.


Автор: Start/Wink Источник: www.kino-teatr.ru

В итоге, герои нравятся зрителям, люди цитируют их и, возможно, даже ставят на рабочий экран, однако прекрасно осознают: а) это персонаж; б) то, что он делает — плохо.

Черное или белое

И вся проблема связана с тем, что раньше так, как правило, не делали. Если донести про ужасность запрещенных веществ, то обязательно в лоб и без какой-либо художественной составляющей; если рассказать про патриотизм, то обязательно выбросить оттуда сценарий, сюжет и актерскую игру, оставив пару песен «Любэ».

«Слово пацана» делает иначе: пропагандирует правильные ценности, но ярко, интересно и так, что об этом говорят абсолютно везде, включая страны СНГ и Украину. В результате мы имеем ту самую мягкую пропаганду, которая рекламирует не только российскую сериальную индустрию за рубежом, но и саму страну.