«Рыцари справедливости» 2020 года — самая странная черная комедия, что я видел

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Жанр черной комедии существовал, наверное, столько же сколько и человеческий разум. Обернуть тяжелое событие в комедийную обертку таким образом, чтобы дать нам хотя бы на время забыть об ужасе события – характерная особенность человеческого характера. Так вот в «Рыцарях» все наоборот. На вас сначала вываливают очень непростую драму, а после ее сносит целым ураганом качественной черной комедии.


Настроение

Фильм про людей, перенесших большое несчастье, обернувшееся для героев глубокой депрессией и большим количеством проблем, в совершенно новой жизни... А потом в их жизни появляются четыре законченных идиота, и она вдруг налаживается сама собой, плавно переходя от тяжелой драмы к абсолютно трешевой черной комедии. Причем начало и дальнейшие события контрастируют настолько резко, что этот плавный переход ни разу не спасает от легкого замешательства, когда вы не совсем понимаете плакать вам или смеяться. По сути взяты лучшие черты боевиков с Брюсом Уилисом: упертый, застрявший во времени крутой мужик; разучившиеся понимать его, близкие; упавшие на голову им чудаки-друзья; огромная пропасть, которую им нужно преодолеть - и доведены до самой крайней степени. Никогда еще на моей памяти упертая суровость не контрастировала с настолько упоротым идиотизмом. Шуток в фильме не так много, как в фильмах Уилиса, но они берут своей неожиданностью. Не смеяться над ними временами непросто.

Персонажи

Главный герой - крайняя форма отдалившегося от жизни и общества солдата. Вместо того чтобы решать проблемы он их копит и откладывает, что в итоге оборачивается еще большими проблемами. Упертому отцу гораздо важнее сказать правду чем утешить убитого горя ребенка. Он относится к ней как к равному, как к взрослому и со всем уважением. "Твоя мама умерла и ее больше нет, и мы тоже когда-нибудь умрем, и скорее всего меня ты тоже переживешь. Спокойной ночи, милая!" Он все еще стремится заботиться о своих близких, но уже совершенно потерял навык к этому.

 Противопоставлена ему дочка, нормальный умный (внимание!) подросток, какими часто бывают девочки в этом возрасте. В их конфликте нет места недорослям, создающим его на ровном месте из упрямства. Отец искренне жаждет позаботиться о своей дочке, а та искренне ему в этом потакает, и часто даже выглядит более взрослой в том, что касается восприятия. Весь конфликт нарастает на поле пропасти непонимания между ними. Все это происходит на фоне одновременно постигшего их горя, которое как сближает их, так и дает трещину в их отношениях. Отец не знает, что нужно сделать чтобы утешить ребенка, а та не знает, как ему дать это понять. Искренность, реальность отношений подкупает исключительно сильно. Подобранные, не голливудской внешности актеры дополнительно усиливают эффект. Чтобы полностью смыть его волной последующей комедии! Вы чувствуете вместе с главным героем удивление и непонимание подобным развитием событий. Просто вместо того чтобы понимать нечто важное, преодолевать некие дистанции, усваивать важные уроки, мы все вдруг начинаем слегка посмеиваться. Смех сглаживает углы, привносит в нашу жизнь яркие краски, и мы уже не можем вспомнить: в чем была причина прежних конфликтов? Тяжелая драма сменяется трешевой комедией настолько резко, что настроение «Ладно, фильм, вот этого я не ожидал» настигает вас каждую шутку, усиливая ее эффект неожиданности и соответственно юмор ситуации.

Второстепенные персонажи блещут колоритом. Слабо социализированный программист-инвалид, абсолютный социопат хакер, их полностью закрывшийся друг. Если первый способен о себе позаботиться, но все же зависим от общества и своего в нем положения, второй спокойно плавает от престижной работы до паразитирования на обществе, то третий одновременно обладает всеми необходимыми знаниями, чтобы максимально дистанцироваться от общества, но в тоже время по-своему, неуклюже тянется к нему. Бьет в глаза правдоподобие идиотизма. Люди как будто списаны с реальных. Реакция профессионально деформированного, но в остальном нормального человека на совершенно неадекватное поведение просто неповторима.

Подход к юмору

Черный юмор в кино откровенно прям и даже жесток. Шутка максимально подплывает к буйкам, но сохраняет атмосферу черного веселья. Шуток не так много, и они грамотно распределены по фильму. И что важно имеют накопительный эффект. В итоге главный герой, начав копить вокруг себя проблемы и вываливать их на своих близких, оказывается запертым в дурдоме с постоянно нарастающим числом неуправляемых и неконтролируемых чудаков. История мести и депрессивная атмосфера оборачивается чернокомедийным фарсом. И как и в любую черную комедию из данной можно вычленять цитаты, но поскольку она идет в комплекте с переводом Гоблина, характер этих цитат не позволяет применять их в ситуациях помимо тесного общения с близкими друзьями.

Юмор идет по нарастающей. Когда человек, привыкший решать проблемы с непониманием путем причинения насилия, сталкивается с целой горой чудаков выдающих совершенно непредсказуемую реакцию, его собственная реакция на это бывает бесценна. Главный герой, оставаясь единственным серьезным человеком в этом дурдоме, работает неожиданно ярче чем герои более харизматичных актеров. Неожиданно удачно сыгранный, неизвестным мне до селе, датским актером, он до крайности смешной в комичных ситуациях. Когда идиоты учат серьезного человека как правильно жить, а не наоборот, вы буквально чувствуете скрип шестеренок за этим непроницаемым лицом. Что интересно юморная часть фильма стартует одновременно с первым убийством фильма. Тяжелое соло духовых инструментов, отражающее решимость и ярость главного героя, сигнализирует начало новых событий, пути назад которым уже не будет, и постоянных экспериментов режиссера над возможностями человеческого идиотизма. Удивительно как он работает. Буквально десять минут назад я переживал с семьей величайшую трагедию, какая только может с ними случиться, и вот уже смеюсь над тем как избавляются от улик на месте убийства, и жестоко допрашивают человека. Вернее не смеюсь, а хватаюсь за голову с мыслями: «А как это работает?» Смех первое время будет настигать вас сценой позже многократно усиливая эффект от него.

Главным недостатком фильма, из-за которого его иногда я тяжело воспринимать, я бы назвал позиционирование противника. Подобную проблему современных клонов Брюса Уилиса я заметил еще во время просмотра фильма "Никто". Противник в таких фильмах - не просто жалкий и беспомощный, но просто безобидный. Весь фильм "Никто" я поражался и жалел русскую мафию, не понимая для кого вообще они могут представлять хоть какую-то угрозу, когда гопники в автобусе причиняют персонажу больше урона чем все они вместе взятые. В "Рыцарях" подобная проблема представлена в полной мере. Хотя стоит признать, что пару сцен, в которых нас призывают проникаться к ним неприязнью режиссер прописал, а уровень "форсажа" в кино в общем-то умеренный, и отступает перед ценностью комедийных сцен.

Итог

Мораль фильма такова: если в вашей жизни случились трудности, повлекшие депрессию, нет лучшего от нее средства чем друг-чудак. Ах да, еще это криминальный боевик!


Если отрешиться от популярной в наше время формулы "на фоне сегодняшнего", то фильм в общем-то не выдающийся, но какой-то теплый и ламповый. Приятные актеры, цепляющий юмор, запоминающиеся персонажи, интересные скачки настроения. Фильм можно посмотреть без всяких рефлексирующих мыслей, и просто расслабиться за ним. Мне очень нравится, как стрелка событий, стабильно указывающая на тяжелый накалом драмы вдруг резко перескакивает на абсолютный треш и нелепость с зашкаливающим уровнем идиотизма. Словно переживший горе и начавший жить заново живой человек. Такой же интересный и такой же обыкновенный.