Преступление без наказания. Что не так с новой экранизацией романа Достоевского
Читали «Преступление и наказание»? Придётся забыть. Потому что расхождения оригинала с сериалом будут кардинальные. Поначалу это даже разжигает интерес. В некоторых моментах глаза на лоб лезут от того, как причудливо накладываются детали старого сюжета на новые обстоятельства, добавленные режиссёром. Это сплетение старого и нового заставляет то и дело промелькнуть в голове мысли «Ну так и что же будет дальше?». Жаль, не длится долго.
Сериал готовили около пяти лет, трудилась толпа народу, режиссурой занимался Мирзоев, до того создавший удачные «Топи» и «Внутри убийцы» с мрачной атмосферой, закрученным сюжетом и цепляющим подходом. От экранизации культового романа Достоевского ждали того же. Ждали новый взгляд, глубокое переосмысление, которое позволит бессмертной классике заиграть новыми красками. Хотя переделка книг критиками часто воспринимается в штыки, некоторую вольность, уместную и удачную, люди готовы простить. Но «Преступление и наказание» сразу же было погребено под негативными отзывами. И расхождение с оригиналом даже не стало главной проблемой. Это лишь одно звено в цепи ошибок. Итак, разберём подробнее, что же с сериалом не так, и как смогли зарубить вполне неплохую идею. Тем же топором, что и старуху-процентщицу.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/e73081fa18.jpg?w=877)
Новые детали сюжета
«Преступление и наказание» не назвать экранизацией в полной мере этого слова. Это не строгое воплощение романа, а скорее очень вольная интерпретация. Новое прочтение с довольно значительными изменениями, которые отражаются на восприятии сюжета. Скорее всего, так сделали по причине того, что роман Достоевского уже экранизировали и в виде фильма, и в виде сериала. Сделали это вполне достойно, и потому создавать новый сериал по таким же принципам просто нет смысла. Зачем, если уже есть похожее? Потому в сюжете сразу же появляются сторонние элементы, а именно у Раскольникова появляется альтер эго — тень или же вовсе сам сатана, наводящий суету, где бы ни появился. Выбрался он явно из другого романа писателя, а именно из «Братьев Карамазовых». Впрочем, это не единственное различие.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/19454fa4cb.jpg?w=877)
Персонажей переделали вдоль и поперёк, экранизация стала вольной трактовкой, пропущенной через призму видения режиссера с чёртом в кадре. Даже у Достоевского, которого в период депрессии лучше не читать, всё было не настолько плохо. Несмотря на все горести, трудности, отражённую мрачность, духоту низов Петербурга и порочность нищеты, персонажи Достоевского всё же стремились к чему-то хорошему. И несмотря на их плачевные обстоятельства, они вызывали симпатию и надежду на некий проблеск света в конце тоннеля своей самоотверженностью. В сериале же грешок за душой есть у всех. Наверное, потому местный чёрт вокруг них как пчела вокруг цветов вьётся. Ни один из персонажей не вызывает симпатии. Родиона превратили в психически нестабильного, доведённого до крайности своим психозом человека, не вызывающего ничего, кроме редких проблесков жалости. В книге у него тоже проблемы с головой были, но проявлялись они всё же не так явно и, по крайней мере, не с самого начала. Его сестру из самоотверженной и благочестивой девушки, пошедшей на брак ради брата, превратили вообще в нечто странное. Отныне это не белая овечка, а скорее волчица в овечьей шкуре. Может, кому-то и нравятся такие изменения, но у меня сразу же пропала эмпатия к ней.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/e71e4570b2.jpg?w=877)
Не совсем понятно, зачем нужно было помещать героев в современный мир, если диалоги у них остаются из прошлого века. Это выглядит местами странно, а в некоторых моментах и вовсе по ушам режет без ножа. По какой причине в современных реалиях Марфа Петровна выкупила мужа за 30.000 серебренников? Может, она и прислугу в доме крепостными зовет? Или действительно за мужа серебром платила? Ну, а что, люди его схватили серьезные, а таким не полагается с бумажными деньгами возиться. Но почему тогда не золото потребовали? Столько вопросов и ни одного ответа. Радует, что хотя бы Раскольников свои вещи за пять рублей не закладывает, Соня Мармеладова не проходит в полиции по жёлтому билету, а по улицам не марширует Белая гвардия. Зато у Родиона есть галлюцинация Ленина. Так и хочется сказать создателям, что если уж они задумали переносить действия в современность, то должны были сделать это до конца, а не кусками.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/e61a8fd61f.jpg?w=877)
Характерный стиль режиссера
Повествование Мирзоева иногда напоминает бред, но гипнотический и имеющий под собой смысл. От него веет постмодернизмом, оригинальностью и глубиной. Поначалу сериал придерживался этой стилистики. И даже было ощущение, что в сюжете замешали не только творчество Достоевского, но и Булгакова щедро добавили, потому что атмосфера «Мастера и Маргариты» витала в воздухе. Но кое в чём создатели сериала просчитались. Если в «Топях» и «Внутри убийцы» аналогии и образы были умеренными и зашкалили лишь в самых последних сериях, усложнив просмотр, то в «Преступлении и наказании» всё посыпалось, даже не добравшись до середины, потому что меру превысили явно.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/8abdf78d21.jpg?w=877)
Этак серии с четвертой у Раскольникова начинается бред, и примерно такой же бред творится на экране. Градус хаоса переходит отметку адекватности и превращает ранее интересную линию изменённого и захватывающего сюжета в нагромождение событий, усвоить которые никакая психика не сможет, разве что такая же измученная и искалеченная, как у самого Родиона. Но в таком случае зрителю перед просмотром придется походить по городу в поисках своей старушки-процентщицы.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/845efae231.jpg?w=877)
Некоторые образы действительно удачны, например, когда Раскольников свершает своё великое дело, на секунду целым кадром показывают захлопнувшуюся мышеловку, и вот как раз-таки это пример яркого образа, используемого режиссёром. Ведь совсем скоро Родион поймёт, что не старуху, а себя убил, загнав в ловушку окончательно и бесповоротно. Будь такие вставки редкими и лишь дополнили бы сюжет, но в большом объёме они превратили повествование в сон человека с температурой под сорок. Зато под музыку.
Актерский состав
К касту на роли претензий не возникает: в нем много известных имен, полюбившихся публике. А вот к работе самих актеров на экране сразу появляется список. Порой смотришь на выражение лица любого из них, и мелькает ощущение, будто люди и сами не понимают, как именно должны отыграть свой образ. Декорации есть, реплики вызубрены, но нет искры глубинного понимания роли. Да и вообще, о каком глубинном понимании может идти речь, когда мотивация некоторых персонажей не до конца ясна?
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/7d0348fa3f.jpg?w=877)
Янковский в главной роли хорош и смотрится органично, но из-за того, что его книжные монологи на себя оттянул местный нечистый, Раскольников растерял глубину и философию образа доведенного до черты интеллектуала. А уж насколько странно смотрится Аксенова в роли Дуни Раскольниковой, даже говорить не стоит. Ну не идут актрисе роли жертвующих собой благочестивых девиц. Ее бы на тусовку в образ молодой прожигательницы жизни.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/96/01/2025/01/29/6f77e3d540.jpg?w=877)
Жизневский и вовсе всё никак не стряхнет с себя образы прошлых ролей. Сравните его манеру игры из «Топей» с нынешней и попытайтесь найти пять отличий. Поверьте, это будет заданием повышенной сложности. Гармонично, живо и харизматично на экране выглядит только бес в исполнении Хвошнянского, но у него не так много экранного времени, чтобы вывозить на себе весь сериал. Вот и получается, что материал в виде актеров был многообещающим, но использовать грамотно и раскрутить потенциал на полную почему-то не вышло.
Стоит ли смотреть?
Только в том случае, если вы любите страдать. Первые серии, повествующие о действии в поместье Свидригайловых, да остроумные диалоги Раскольникова с бесом еще можно глянуть. Потому как эта интерпретация оправдана интересным построением и взаимодействиями героев. За этим действительно занятно наблюдать, и не хочется отрываться от экрана. Но после, даже не дойдя до середины сериала, сюжет уходит в бесконечные бредни и какую-то больную галлюцинацию, растянутую на часы. Просмотр превращается в настоящее мучение. Герои всё больше напоминают сбежавших душевнобольных, и чувствуется, что, пробыв с ними на час дольше, душевнобольным станет уже зритель. По итогу: задумка была хороша, начало заинтриговало, но всё быстро сдулось и превратилось в затянутый фарс, досмотреть который станет настоящим подвигом.
Если вы ищете подарок для мужчины, то советую посмотреть данные подборки: 10 мужских наручных часов с защитой от воды в 2025 году или 10 брендовых мужских часов с кожаным ремешком на каждый день.
Источник: www.kinopoisk.ru
1 комментарий
Добавить комментарий
Добавить комментарий