Зачем предпринимаются попытки «перекрасить» персонажей?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Недавно услышал одну очень интересную вещь. Дескать черных и прочих «не таких, как всех» персонажей вводят в произведения масс медиа для того, что бы мы привыкли к тому, что такие люди существуют. Странно, я то думал, что черный цвет кожи — это вполне нормально. Видимо у меня другая культура и я не вижу в людях с иным цветом кожи ничего сверхъестественного.


Черный рыцарь в сверкающих доспехах, создано нейросетью
Автор: Dream. ai Источник: dream.ai

Я о другом. Есть африканцы — ну вот никуда от них вы не денетесь. В белый всех не выкрасите. Мало того, современные антропологи выявили, что кроманьонцы — наши прямые предки — были, о ужас, черными! Думаю, выскажи такую теорию в конце XIX какой-нибудь именитый ученый муж, гореть ему на костре.

Вернемся на курс. Так получилось исторически, что выйдя из Африки черный человек постепенно посветлел. Потому как в наших северных широтах черная кожа не дает никаких преимуществ. И так вот получилось, что большая часть цивилизаций зародилось в зонах с белокожим населением. Относительно белокожим, на арийцев они были мало похожи. И в историях этих народов, в основном, присутствовали персонажи соответствующего внешнего вида.

Только со временем, когда развилась торговля между первыми населенными пунктами, появились сообщения, что есть люди с кардинально иным внешним видом. Но так как чисто эволюционно все хомосапиенс немножечко расисты, то на людей с иной внешностью смотрели как на каких-то нелюдей. Дошло до того, что даже в религиях закрепилась главенствующая роль одних народов над другими. Причем уповали на кровь и ее чистоту, что само по себе откровенная чушь — даже два истинных ария могут обладать совершенно несовместимыми группами крови.

Культура тех лет и отсутствие чернокожих в ней

Карикатурный образ негритянской женщины, собранный нейросетью из нескольких карикатур
Автор: Craiyon Источник: www.craiyon.com

Причем тут фильмы? И правда — причем тут фильмы? Дело в том, что кинематограф зародился в… Китае. Как игра света и тени. Ну так некоторые исследователи сообщают. Однако совершенно не важно где и когда зародился кинематограф. Дело в том, что зародился он во времена, когда люди ни про какой космополитизм и не слышали, а расовые предрасудки работали во всю. Причем не только к черным.

Даже у классиков гуманизма тех лет встречаются описания иных народов как «в принципе неплохие такие существа, вот им бы чуть-чуть и станут людьми». Например у Жюль Верна есть произведение про противостояние двух сверхгородов: французского — космополитического и немецкого — тоталитарного (уже чувствуются предрассудки, да?) Так город «хороших» людей строили китайцы. И прямым текстом указано, что им выдадут хорошую зарплату, тут не придраться — по тем временам это были очень приличные деньги, сегодня не все такие получают. Но есть нюанс — запрет селиться в построенном ими городе. Чтобы своей культурой не портили окружающую среду. Замечательный подход. Прогрессивный, я бы даже сказал.

И это пишет человек-гуманист, который пропагандировал научный подход через научную же фантастику, нормальное отношение людей к людям. Представляете что писали куда как более приземленные авторы? Хотя представляете, К-К-К не на пустом месте сформировалось. Мы все знаем какой образ нам показали.


Карикатуры. Жутких стереотипные карикатуры. Где представитель африканского племени обязательно дикарь в набедренной повязке с человеческой костью в носу. Туповатый и ленивый. И плевать что в этих же мультиках белые персонажи часто бывают еще хуже. Просто среди белых персонажей есть и положительные. А среди черных?

Благо гуманисты все же смогли продавить свою точку зрения и в фильмах появились персонажи других цветов кожи. И не перекрашенные белые, как это было ранее. И это были хорошие персонажи. И они приходились к месту. Но почему-то более десяти лет назад все изменилось.

Черных актеров стали пихать в совершенно несовместимые роли. Греческие боги, белокожие в оригинале волшебные существа, чернокожие европейские правители. Что это за бред? И ладно бы какой-нибудь выдуманный книжный герой. Ну был Рэд в «Побеге из Шоушенка» ирландцем — стал негром. Бывает. Роль отлично она сыграна! И то что изменили персонажу цвет кожи тут совершенно не вредит. Но греческие герои и Клеопатра — она ж по паспорту тоже гречанка! Высшие эльфы? У вас не хватает черных персонажей? Давайте я вам их подскажу. Совсем чуть-чуть.

Историй в культуре африканцев — полно!

Зулуский воин, создано нейросетью
Автор: Craiyon Источник: www.craiyon.com

Хотите эпическую историю, длинной в сериал в три-четыре сезона? Берем становление и гибель великой Эфиопской империи. Тысяча лет истории! Тысяча, Карл! С кучей событий — история великой Османской империи курит в сторонке. И ведь материал на поверхности лежит — бери и пользуйся. И вообще не нужно белых актеров. Достаточно черных. Ну пусть эфиопов не эфиопы играют. Хотя по-честному было бы правильно как есть.

Вам нужна история любви? Берем классический шекспировский сюжет и переносим его… в Руанду. Это такое крохотное государство в центре Африки. Сюжет прост как три банана. Девушка из племени хуту влюбляется в юношу из племени тутси. И это на фоне кровавой борьбы таких «разных» племен. Напиши нормальный сценарий и фон происходящего — будет даже интересней основного повествования.

Хотите фильм ужасов? О-о-о, этого в Африке полно. И ладно бы истории про львов людоедов или жутких эпидемий. Вот вам история про Попобаву… Хотя нет, рассказывать про Попобаву я не буду. Это слишком жутко — кому интересно, пусть читают в соответствующих источниках.

Хотите фильм ужасов основанный на реальной истории? И этого добра хватает, его не только в Африке хватает, такого добра. Конго. Бельгийское Конго. Избитый пример? А про Лесото слышали? Этакий конгломерат изгнанных, куда сгоняли из ЮАР больных всяческими страшными болячками. Никакие выдуманные вирусы не нужны, что бы ужаснуться.


Хочется более позитивного контента? Ананси и Барон Самеди. Герои-трикстеры. Интересные персонажи, про которых можно рассказать множество самых разных историй. И если вдруг на роль Ананси или Самеди выберут белого, то я буду первым орать «Какого черта вы делаете — их должны играть черные актеры!»

А в фентези есть так называемые дроу — темные эльфы. Как бы неполиткорректно это не звучало, но темные они потому что темнокожие. А то что это неоднозначные существа только добавляет колорита.

Были бы еще нормальные сценаристы. Чтобы можно было написать такую историю про «черный» континент, что распоследний расист на премьере расплачется. Не хотите про Африку? Не проблема — чернокожее население живет не только в Африке, на так же в Азии и Австралии. Или можно придумать совершенно нового персонажа, не отягощенного историческим прототипом.

Так почему героев «перекрашивают»?

Черная Клеопатра, создано нейросетью
Автор: Craiyon Источник: www.craiyon.com

И таких историй уйма. И придумать можно уйму. Интересных, оригинальных, неповторимых. Но есть один нюанс — большинству богатых белых эти истории неинтересны. Богатые белые плевать хотели на истории за пределами своей жизнедеятельности. Не интересны белым богатым людям новые сюжеты, новые персонажи и новые истории. Не любят белые богатые люди разбираться в чем-то новом для них. И по этому черных актеров отправляют играть роли белых персонажей. Повестку ж надо проталкивать, но и бабки надо зарабатывать. И получать постоянные кассовые провалы.

Оба стула и все в пиках. Увы, история чернокожего населения будет интересна только чернокожему населению да совсем ушибленным на голову интересующимся мировыми культурами. А у этих представителей лучшей части населения планеты нет денег. И не будет никогда. Ибо черных до сих пор угнетают. Однако всем на это наплевать.

Все, что снимают ради денег, получается, мягко говоря, очень плохим. Портят сюжет, отвратительно прописывают персонажей, ломают повествование историческими нелепицами. Иногда кажется, что все это делается только ради того, что бы отношение белых к черным, и не только к черным, окончательно перетекли в ненависть. Ибо другим такой идиотизм в произведениях объяснить не получается.

Как же я хотел бы, что бы черные актеры играли замечательные роли написанные для них же. А белые играли бы белых. А азиаты… хотя вот азиаты в последнее время выдают очень крутые сказки, фантастику и исторические фильмы. Вот только никому кроме азиатов это неинтересно.

Что можно посмотреть и поиграть?

На самом деле нормальных произведений про культуру Африки и проживающих там жителей можно найти, если очень постараться. Укажу парочку относительно нейтральных произведений:

Постер к первому фильму «the Gods must be crazy»

Фильм «Наверное боги сошли с ума». Про приключения бушмена по имени Ки, который находит «дар богов» — пустую бутылку от Кока-Колы. Фильм вполне ироничный — на момент съемок бушмены уже не жили, как дикари. Но посмотреть его стоит. Африканские жители показаны там вполне приличными людьми. Даже мятежники из соседнего государства — отрицательные персонажи произведения.

Обложка диска игры «Beautiful Desolation»

Игра «Beautiful Desolation». Рассказывает историю двух братьев волей судьбы, а точнее гигантского инопланетного артефакта, оказавшихся в будущем. По ходу повествования придется встретиться с разными представителями разных племен, которые сильно изменились после получения в руки инопланетных технологий. Помогая решать чужие проблемы братья должны найти способ вернуться в свое время.

Это не единственные такие произведения. Если хорошо покапать, то можно найти еще что-то интересное, с минимальным количеством стереотипов. И вот в таком же ключе хотелось бы видеть иные произведения с черными персонажами, без замен белых на черных и черных на белых. Ведь мир куда как интереснее, чем о нем думают.

Очень надеюсь, что мои желания и призывы никого не оскорбляют.