Почему «Побег из Шоушенка» занимает первую строчку Top-250 IMDb и второе место на Кинопоиске
Какой фильм считается самым лучшим в истории кино? Прежде всего, понятие «лучшести» довольно субъективно — высоколобый культуровед назовет вам что-то из Ингмара Бергмана, а «попкорнового» завсегдатая кинотеатров вполне устроит последний просмотренный им яркий комикс-блокбастер. Но хочется же получить какой-то общемировой ответ на вопрос — и здесь нам на помощь приходит портал IMDb, крупнейшая и старейшая интернет-площадка, объединяющая любителей и профессионалов кино. В ее главном топе «Лучшие фильмы» мы на первом месте обнаруживаем далеко не самую очевидную картину — много лет подряд верхнюю строчку здесь занимает «Побег из Шоушенка» режиссера Фрэнка Дарабонта. Больше того, в списке лучших картин, составленной по оценкам аудитории российским Кинопоиском, на первом месте до недавнего времени была та же лента (лишь недавно «Побег» уступил вершину «Зеленой миле»). Мне кажется, этот феномен стоит обсудить. На чем основана столь высокая оценка? Давайте попробуем обосновать такое обоюдное решение.
В отличие от многих экранизаций произведений Стивена Кинга, «Побег из Шоушенка» не является ужасами или мистическим фэнтези. Вместо этого, зрителя ждет драма о банкире, отправленном в жестокую тюрьму с пожизненным сроком. В этом безжалостном узилище, известном как Шоушенк, он находит способ выжить и даже обретает друга, после чего замышляет дерзкий побег.
Когда фильм «Побег из Шоушенка» вышел на экраны в 1994 году, его реакция зрителей была отнюдь не такой восторженной, как сегодня. Критики оставили положительные отзывы, но публика скептически отнеслась к фильму, и прокатная касса едва покрыла расходы на съемки. Несмотря на это, благодаря трансляции на кабельных каналах и видеокассетам, «Побег из Шоушенка» вдруг стал привлекать огромное количество поклонников и обрел статус культового фильма.
Что делает «Побег из Шоушенка» таким уникальным и почему он до сих пор остается на высоте? Прежде всего, это обусловлено высоким художественным качеством фильма. Роли, исполненные Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом, являются одними из лучших в их карьерах. Но не только они заслуживают похвалы — фильм также представляет сильные второстепенные персонажи, воплощенные талантливыми артистами, которые увлекают и удивляют зрителей.
Помимо этого, режиссер Фрэнк Дарабонт и оператор Роджер Дикинс искусно создают густую атмосферу тюремной среды, несмотря на негламурные декорации. Применение специальных эффектов способствует глубине и реализму происходящего. И, конечно же, захватывающая история Энди и Рэда, которая естественным образом развивается, позволяет зрителям «включаться» и переживать разные аспекты повествования — от безмятежной радости до холодного ужаса.
Так может ли «Побег из Шоушенка» действительно считаться лучшим фильмом в истории? Среди непосредственных конкурентов такие шедевры как «Крестный отец 2», «Список Шиндлера» и «Темный рыцарь». Отсутствие «Оскаров» и кассовых рекордов, а также несколько менее известные актеры в главных ролях, казалось бы, лишают «Побег» права на такой титул. Но, возможно, его успех объясняется нечем-то другим.
Да, это верно. «Побег из Шоушенка» — это кино, которое выходит за рамки жанров. Оно является не просто криминальной драмой или тюремным триллером. Преступление и условия заключения занимают второстепенное место, больше того, в фильме можно обнаружить много юмора и забавных сцен. Вместо тягот тюрьмы «Шоушенк» затрагивает универсальные темы, с которыми каждый может себя как-то связать, и радоваться или переживать вместе с героями. Это делает его отличным выбором для самых разных зрителей, вне зависимости от их интересов и предпочтений.
«Побег из Шоушенка» легко объединяет авторское кино и мейнстрим. Он впечатляет своей историей о надежде, дружбе, человечности и триумфе справедливости. Важно отметить, что фильм привлекает искренних поклонников не только своим сюжетом, но и визуальным исполнением. Спустя четверть века после премьеры он выглядит все так же актуальным и привлекательным.
В то время как некоторые топовые фильмы тонут в многочисленных сиквелах и ремейках, их исходные идеи стираются. В «Побеге из Шоушенка» этого не произошло. Фильм остается свежим и оригинальным, и удивительно сложно найти ему серьезного конкурента. Он стал исключением в сравнении с другими топовыми фильмами, и это делает его действительно особенным.
Может быть, спор о том, какие фильмы заслуживают место в списке лучших, в конечном счете, субъективен и не имеет объективного обоснования. Но «Побег из Шоушенка» — это кино, которое многим приходится по душе, и оно по праву занимает верхние строчки во многих престижных списках. Этот фильм покорил сердца многих зрителей, и, кажется, место Энди Дэфрейна в истории кино навсегда закреплено.
Чтобы разнообразить наше обсуждение, давайте отметим несколько интересных фактов о «Побеге из Шоушенка», которые, возможно, вы еще не знали:
- Закадровый текст Моргана Фримана, озвучивающего персонажа Рэда, был записан до начала съемок фильма. Режиссер Фрэнк Дарабонт хотел, чтобы Фриман создал атмосферу для своего персонажа, прежде чем начать работу над сложными сценами.
- Права на экранизацию повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» Фрэнк Дарабонт приобрел всего за 5 тысяч долларов. Иронично, но сам писатель Стивен Кинг отправил режиссеру чек на эту же сумму в знак благодарности за успешную адаптацию его произведения.
- Роль молодого Рэда сыграл сын Моргана Фримана, Алонсо. Фото этого персонажа в деле заключенного также представляет Алонсо. К тому же, Алонсо объявился в камео в начале фильма, где он произносит «приветственные» слова для Энди в Шоушенке.
- Компания Columbia Pictures специально избегала упоминания имени Стивена Кинга во время рекламной кампании фильма, так как опасались, что присутствие его имени может отпугнуть зрителей, не интересующихся жанром хоррора.
- Том Хэнкс мог сыграть Энди Дюфрейна, но предпочел исполнить роль Форреста Гампа в одноименном фильме, что принесло ему «Оскар».
- Режиссером «Побега из Шоушенка» мог быть Роб Райнер, и ему предложили 2,5 миллиона долларов за постановку, но Фрэнк Дарабонт отказался продать права.
- Тим Роббинс провел сутки в темной одиночной камере, говорил с реальными охранниками тюремы и носил наручники и кандалы, чтобы подготовиться к роли заключенного.
- Изначально фильм назывался «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», но из-за известного имени на постере его воспринимали как биографию знаменитой актрисы. Так что пришлось выбрать другое название.
- Часть декораций тюрьмы была построена на территории заброшенной фабрики, и в один из съемочных дней произошел пожар, который впрочем удалось быстро ликвидировать.
- Режиссер Фрэнк Дарабонт сделал необычное камео в фильме — его руки видны, когда Энди заряжает пистолет и выцарапывает свое имя на стене камеры. Эти сцены были сняты уже после окончания основных съемок.
- Прокат «Побега из Шоушенка» стартовал всего d 33 кинотеатрах, и в ночь премьеры кинозал, в котором смотрели фильм режиссер Фрэнк Дарабонт и продюсер Лиз Глотцер, был пуст.
- Номер камеры Рэда — 237. Это число, которое встречается во многих книгах Стивена Кинга и, соответственно, часто появляется в экранизациях его произведений.
- Несмотря на то, что Стивен Кинг считал фильм одной из лучших адаптаций своих книг, он нашел повод для критики — он считал, что тоннель, прорытый Энди, выглядит слишком совершенным из-за его идеально круглой формы.
- оль Рэда была предложена Сидни Пуатье, но он отказался от нее, посчитав, что роль заключенного не подходит для чернокожего актера.
Безусловно, это заведомо проигрышное с моей стороны занятие — выступать в защиту картины, которую далеко не все считают сколько-то значимой. Наверняка, вы найдете сотню аргументов, которые побьют все мои размышления о высоком качестве и мировом значении «Побега из Шоушенка». Но прежде чем, обрушить на меня этот поток уничтожающих ударов, задумайтесь — а ваш кандидат на звание «Лучшего фильма» столь же универсален и объединяющь, как картина Дарабонта? Мне кажется, секрет «Побега» кроется именно в этом — его все видели, и все видевшие оценивают ленту достаточно высоко. Эти голоса в совокупности и возносят предмет нашего сегодняшнего обсуждения не пьедестал.
Считаете иначе? Добро пожаловать в комментарии, мне будет интересно увидеть, какие фильмы вы считаете лучшими в истории. Попутно я подготовлю для вас очередной материал, который мы сможем обсудить. Лучший способ найти новые статьи — регулярно заглядывать на канал здесь или подписаться на Киноведа в штатском в телеграме, там публикуется самая актуальная информация. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не останавливайтесь в поисках выхода из затруднительных ситуаций, и…
Увидимся в кино!
10 комментариев
Добавить комментарий
Интересно было бы посмотреть на изменение рейтинга со временем.
P.S. В 1995 году на Оскара претендовали такие фильмы, что диву даешься. Помимо Форреста Гампа там Криминальное чтиво, Четыре свадьбы и одни похороны, Побег из Шоушенка, Маска, Легенды осени, Мэверик, Правдивая ложь…
Поступлю заведомо подло: прочитав в юности повесть, не испытал wow-эффекта.
Сюжет максимально упростили, актёры деревянные.
Добавить комментарий