Почему фильмы снимают в 24 fps, а не 60
Фильмы давно стали одним из самых популярных развлечений в мире людей. Своего рода конкурентом этого досуга являются видеоигры, и для многих геймеров показатель в 60 кадров в секунду на соответствующем счетчике не является пределом мечтаний. Кажется странным, что это нисколько не мешает киноделам, как и столетие назад, выпускать контент с частотой 24 fps. Никакого глобального перехода кинематографа на 60 fps в ближайшие годы не предвидится, и на то есть сразу несколько причин.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2023/11/01/ab5419bfa6.jpg?w=877)
Золотой стандарт
В 1926 году, с появлением Vitaphone (система звукового кино), потребовалась стандартизация количества кадров в секунду для успешной синхронизации звука с изображением. Нужно было выбрать решение, при котором изображение остается «живым» и достаточно реалистичным, а расход пленки — умеренным, ведь последняя была совсем недешевым расходником. Исходя из этого и был установлен стандарт в 24 кадра в секунду. Для справки, рулон популярной 35-мм цветной пленки Kodak Kodachrome на 18 кадров продавался в 1935 году за 3.5 доллара. В пересчете на сегодняшние деньги это уже 78.6 долларов.
Современное кино
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2023/11/01/b05ef46d0c.jpg?w=877)
В наше время для съемки кино используют камеры с разрешением вплоть до 8К и ценой свыше 100 тыс. долларов. В процессе съемок задействуют большое количество объективов, порой чтобы даже «испортить» картинку (например, такой прием использовали при съемке «Спасти рядового Райана»), а дополняют это всё сверху компьютерной графикой. Одним словом, признаков явной экономии в кинопроизводстве на первый взгляд не наблюдается.
С годами картинка становится лучше за счет более продвинутых спецэффектов, более высокого разрешения видеоряда, но частота кадров остаётся неизменной, и на это есть как минимум 3 причины. За почти сотню лет, что существует данный стандарт, он хорошо прижился и стал привычным для зрителей. 24 кадра в секунду — это именно то, чего ждет человек, включивший фильм.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2023/11/01/de6ed3ef54.jpg?w=877)
Ролики с повышенным fps не цепляют внимание простых зрителей. Если начать просмотр фильма с большей частотой кадров, то все будет казаться «каким-то не таким». На этой почве возникало немало скандалов, самый известный из которых связан с фильмом «Хоббит: Нежданное путешествие» 2012 года, который снимали в 48 fps. Увеличенная частота кадров делает изображение излишне реалистичным, фильм становится больше похож на реалити-шоу, а не на фантазию, в которой можно было бы отвлечься от реального мира.
Вторая причина связана с экономией денег и времени. Каким бы ни был внушительным бюджет фильма, он всё равно ограниченный, а съемка в 24 fps по-прежнему остается оптимальной в плане цены. Видеомонтаж в фильмах с большим количеством компьютерной графики может занимать огромное количество времени. К примеру, рендер одного кадра из фильма 2009 года «Трансформеры: Месть падших» в формате IMAX на топовом домашнем ПК тех лет занял бы приблизительно 3 года. Для ускорения процесса в киноиндустрии используются специальные рендер-фермы, но всё равно в самых тяжелых сценах на рендер 1 кадра «Трансформеров» уходило по 72 часа.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2023/11/01/6585dc0f86.png?w=877)
Рендер одного кадра из фильма 2016 года «Книга джунглей 3D» в нагруженных графикой сценах занимал от 60 до 80 часов. Чтобы выпускать кино в разумные сроки, различные сцены создаются параллельно на нескольких рендер-фермах, а стоимость одного дня работы каждой из них может достигать десятков тысяч долларов, ведь порой их мощность сопоставима с суперкомпьютерами. Известным примером служит рендер-ферма, которая была собрана для постпродакшена первого «Аватара» — она занимала 193-ю строчку в Top500 мощнейших суперкомпьютеров в мире.
При росте кадровой частоты фильмов с 24 fps до 60 fps затраты денег (а возможно и времени) на рендер пришлось бы увеличивать в 2.5 раза, и тогда одни фильмы могли бы не успеть выйти на экраны к нужной дате, а другие не окупились бы в прокате. В то же время какую-то часть сэкономленных благодаря отказу от 60 fps средств можно пустить на найм более известных и любимых публикой актеров и/или улучшенную постановку, а это самые важные аспекты в кино.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/20/93/55/2023/11/01/1d1016e0bd.jpg?w=877)
Третья причина, которая делает 24 fps предпочтительной величиной — это меньшая требовательность к интенсивности освещения на съемочной площадке. По сравнению с 60 к/с съемка в 24 к/с позволяет использовать более длинную выдержку (время, в течение которого открыт затвор камеры при экспозиции), благодаря чему на матрицу успевает попасть больше света.
Вывод
Несмотря на то, что в видеоиграх и спортивных трансляциях с годами становится всё больше fps, для фильмов данное преображение неуместно, поскольку не соответствует ожиданиям массового зрителя, усложняет работу по кинопроизводству, а также приводит к существенным дополнительным издержкам. Картинка в кино улучшается за счет HDR и повышения разрешения, но 24 fps были и остаются стандартом для индустрии. Что касается режима 60 fps (и выше) у профессиональных камер, то он так или иначе находит своё применение для создания эффекта Slow motion.
67 комментариев
Добавить комментарий
ППКС. Проверял на себе. Скачивал переработку фильма в 60 кс от фаната этого стандарта. Невозможно смотреть, на экране телеспектакль.
Так и есть. Как-то увидел на торенте «Назад в будущее» все три части в 60 фпс, обрадовался, скачал все три части. Когда начал смотреть… ну вы уже все написали выше. Удалил.
Васаби в Улицы разбитых фонарей.
Во-первых, 24 кадра — ПЕРЕЖИТОК пленочных времен. В то время действительно была проблема сделать больше кадров в секунду, сейчас такой проблемы не существует.
Во-вторых, 24 кадра смотрится ХУЖЕ — изображение и смазывается и дергается одновременно. На низком старом разрешении и при просмотре на «тряпочных» экранах это было меньше заметно, сейчас на больших телевизорах высокого разрешения такое выглядит очень плохо. Картинки сверху это демонстрируют.
Поэтому, когда принимались телевизионные стандарты, о 24 кадрах даже не было речи, выбрали 50 и 60, в зависимости от региона. Сотни миллионов людей смотрят каждый день телевизоры и никто не хочет, чтобы там было 24 кадра. Это МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА.
Про освещенность тоже глупость написана — современные камеры могуть снимать почти в темноте, 24 кдра им не требуются.
Но даже смотря конвертеры, быстро привыкаешь и возвращаться к 25 кадров сложно.
Второй довод гораздо более существенен. Только графон придётся рендерить не в 2.5 раза дольше, а в 10 раз. Потому, что картинка чётче и графику уже на отвали не сделаешь. Сейчас местами она выглядит хуже, чем в видеоиграх во время игрового процесса. Но движение всё смазывает и огрехов не видно. Представьте, что будет, если картинка станет чёткой? Никто из киношников этого не хочет.
Поэтому с одной стороны зрителям 60 кадров не привычно, а с другой киношники категорически против.
Достаточно некоторое время посмотреть фильмы с более высокой частотой и 24 кадра начинают уже казаться дёргаными и неестественными, как слайдшоу.
Про кратную герцовку правильно, когда мы говорим о низких значениях развëртки. У меня же сейчас мониторы на 200 и 240 герц, отличий, скажем, на ютубе, в 48 и 50 почти не видно. Я бы еще мог предположить психосоматику, но у меня в семье ещё два человека, которые не могут играть в 60 фпс и очень злятся по этому поводу. Забавно когда меня подзывают показать лагучую картинку, а там 60 и ровный фреймтайм как у покойника
«Зернистость» не добавляли, она появилась из за перегонки пленки с фильмом, изначально снятым в низком разрешении, в более высокое, FullHD или 4К. Это рааносильно мелкое фото отсканировать в FullHD или в 4К, фото будет увеличено в несколько раз, но будет зернистое)
1) «За почти сотню лет, что существует данный стандарт, он хорошо прижился и стал привычным для зрителей. » — а почему же именно частота кадров, а не разрешение стало стандартом? Разрешение гонят и гонят, уже до 6К и 8К добрались, а частота кадров осталась прежней, как и 100 лет назад, так что при новых разрешениях уже сильно заметен строб и мазня.
2)«Вторая причина связана с экономией денег и времени. » — съёмка в 8К как-то не вписывается в этот аргумент. Высокое разрешение гораздо сильнее загружает процесс, чем частота кадров.
3)«Если начать просмотр фильма с большей частотой кадров, то все будет казаться «каким-то не таким»» — тут дело привычки. Если человек всю жизнь с раннего детства будет смотреть кино в 60fps, то 24к/с смотреть без тошноты уже не сможет, и никакие 4К и 8К тут не спасут.
4)«Третья причина, которая делает 24 fps предпочтительной величиной — это меньшая требовательность к интенсивности освещения на съемочной площадке.» — так откажитесь от пресловутых 8К-матриц, которые по светочувствительности уступают 4К-матрицам, а эти, в свою очередь — 2К матрицам. Чем меньше разрешение — тем крупнее пиксель матрицы и выше рабочие ISO, это физика. К тому же у матриц меньшего разрешения выше скорость считывания и доступны высокие fps с полным считыванием всех пикселей матрицы.
Если уж говорить о «золотых стандартах», то помимо fps и разрешение надо стандартизировать, если на то пошло. Для человеческого глаза оптимальным можно считать честные 2К, стандарт этот давно придуман (Full HD) и всё что выше — голый маркетинг (ну разве что для монтажа иногда нужны исходники в 4К, но на самом деле без них можно обойтись).
Но увы — это всё ещё дороговато (доступно лет пять как физически, но не всем студиям по деньгам), хотя и были надежды, что подешевеет быстрее, чем доставка. Не склалось. Вот и приходится как-то выдрючиваться имеющимися средствами ;)
Ну то есть сняли 4К@60 и после обработки получилось более-менее стандартные киношные 2048х1080@24 с потерей кучи деталей
Хотя по-хорошему FHD это вообще для любителей ютубчег на мобилке посмотреть — больше некуда его девать
Эффект «сказочности» достигается за счет включения нашей внутренней «нейросети». Из гладких условных 100гц выкидывают 75% информации, изображение делают более контрастным, пряча в тенях ещё часть информации, добавляют каше сверху и снизу, заставляя мозг включаться и дорисовывать самостоятельно недостающую информацию. Неосознанно включается воображение. Похоже, как мы представляем себе в воображении сюжет книги при прочтении. По мнению того чувака это вовлечение в процесс и дает чувство «киношности».
И если эта точка зрения верна, то у людей, которые стонут от 24 фпс, возможно, не включается внутренняя нейронка и их это бесит
При 24 кадрах в кино выдержка кадра даже сейчас на цифре идёт 41мс, а в играх, что 24 кадра, что 144, что 240 — выдержка отсутствует, это мгновенный снимок положения замороженных на кадр объектов.
Именно поэтому в 24 кадра играть неприятно, а в кино оно нормально смотрится. И именно поэтому кадры в кино смазанные. И нет, моушен блюр в играх не делает из игровой картинки киношную, ибо смазывание идёт не за счёт увеличения выдержки, а за счёт интерполяции, ибо выдержку в игре увеличить попросту невозможно.
Мне аватар больше в 60кадрах зашел.
Ещё одна не упомянутая автором статьи причина того что снимают в 24 кадра это то что в самих кинотеатрах оборудование тоже заточено под стандарт.
Гуглите кинокамеры ARRI, Panavision и RED — снимали и продолжают снимать на пленку но с каждым годом меньше так как цифра получается дешевле (в итоге), плюс быстрее можно запустить постпродакшен + современные 3D камеры помимо самой картинки пишут важные данные которые потом необходимы для монтажа трехмерных же сцен.
А теперь веселое про хоббитсов. Вопрос первый — а инфа про 48 кадров это не лукавство?
Для демонстрации 3D фильмов в кинотеатрах IMAX используются две разные технологии. Первая предусматривает проекцию стереопары при помощи двух одинаковых кинопроекторов одновременно. При этом применяется поляризационный метод получения стереоизображения. С помощью установленных на объективах кинопроекторов поляризационных фильтров изображения для левого и правого глаза поляризуются во взаимно перпендикулярных плоскостях. Аналогичные фильтры в очках пропускают к каждому глазу только «своё» изображение.
Основной недостаток метода — высокие требования к экрану, прежде всего экран не должен менять поляризацию падающего на него света от двух проекторов, в противном случае происходит разрушение стереоэффекта. Чтобы этого избежать, в IMAX используется экран с серебряным покрытием.
Вторая технология предусматривает проекцию с удвоенной частотой 48 кадров в секунду. Стереопара проецируется на экран последовательно. При этом в очки встроены жидкокристаллические затворы, синхронизированные с кинопроекцией и перекрывающие поле зрения каждого глаза в момент проекции «чужого» изображения. В результате каждый глаз получает только своё изображение с нормальной частотой 24 кадра в секунду.
Смотрим инфу по фильму и видим
Cinematographic Process
Digital Intermediate(2K, master format), Dolby Vision, Redcode RAW(5K, dual-strip 3-D, source format)
Printed Film Format
35 mm(anamorphic, Kodak Vision 2383)70 mm(horizontal, IMAX DMR blow-up, also dual-strip 3-D, Kodak Vision 2383)D-Cinema(also 3-D version) а теперь гуглим эти стандарты и вопрос мы в зале видим 48 кадров полноценные или все же правый глаз видит свои 24 кадра а левый свои 24?
Добавить комментарий