Отзыв о японском фильме ужасов “Проклятье: Разгадка” (Sadako DX, 2022) со спойлерами

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Продолжение известной серии японских кинофильмов про Садако, в котором главные герои применят исключительно научный метод борьбы с потусторонними силами. Сможет ли обычная логика победить древнее зло?

Предисловие

Говорят, что быть умным — хорошо. Но если уровень интеллекта многократно превосходит окружающих, то у человека могут быть проблемы. Во-первых, ему будет одиноко, не с кем поговорить о «высоких материях». Во-вторых, могут появиться завистники, которые обычно недолюбливают таких «умников» или «чудаков» и подшучивают над ними. Но когда мир сталкивается с угрозой глобального масштаба, именно на таких людей полагаются в первую очередь. Так произошло и с нашей главной героиней.

Сюжет краткий

Умная девочка любит считать, / Будет Садако теперь изучать. / Кто победит в этой битве умов? / И надо спешить, мало часов.


Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru
Сюжет полный

Япония потрясена серией загадочных смертей. Умирают те, кто посмотрел странное видео, купленное на чёрном рынке. На телешоу приглашают двух гостей, которые должны обсудить возникшую проблему. Мастер Кеншин — популярный экстрасенс, вступает в спор с девушкой по имени Аяка, набравшей 200 баллов в тесте на уровень интеллекта.

По мнению Мастера, городская легенда о видеокассете является правдивой. Любой, кто увидит содержимое кассеты, окажется проклятым и умрёт в течение суток. Поэтому видео смотреть нельзя, так как это угроза всему человечеству. Но Аяка возражает, что все смерти можно объяснить с научной точки зрения. Девушка считает, что это не более чем совпадение или самовнушение, наподобие эффекта «плацебо». Когда человек настолько сильно во что-то верит, что его организм в ответ на обычные мысли начинает реагировать реальными симптомами. Например, закройте глаза и представьте, что вы взяли ломтик сочного, кислого лимона в рот и начали тщательно пережёвывать. Как правило, после таких фантазий слюна начинает выделяться обильнее.

По итогам передачи зрители разделяются во мнениях, кому из участников шоу следует отдать предпочтение. Недовольный тем, что кто-то посмел ему возразить, Кеншин после эфира дарит оппоненту ту самую проклятую кассету, предлагая девушке испытать собственную гипотезу на практике. Аяка в раздумьях приносит «подарок» домой. Той же ночью, любопытная сестра Аяки по имени Футаба тайком вытаскивает из шкафа старый, но совсем не запылившийся, видеопроигрыватель и «наслаждается» страшилкой. Теперь она сама начинает видеть Садако.

Пытаясь помочь сестре, и разобраться в ситуации, Аяка отправляется к Мастеру Кеншину, где встречает «Короля предсказаний» Оджи Маеда. Парень даёт частные консультации своим подписчицам, но его последняя клиентка, после просмотра проклятого видео, погибла прямо у него на глазах. После чего Маеда приходит к Мастеру, чтобы тот снял с него проклятье, так как он тоже посмотрел кассету.

После зрелищного ритуала изгнания нечисти из пластиковой коробочки с плёнкой, Кеншин объявляет, что проклятие снято. И действительно, спустя 24 часа Маеда остаётся жив. Аяка продолжает расследование, в котором ей начинает активно помогать анонимный подписчик по имени «Электрошок» с аватаркой рыжего кота. Тем временем подходит срок сестры Футабы, за которой буквально по пятам идёт Садако. Через некоторое время «детективам» удаётся выйти на след преступника, виновного в массовых продажах кассет и таким образом начать распутывать узел самого проклятья.


Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru
Персонажи

Аяка Итидзе (Фука Косиба) — очень умная аспирантка с IQ 200 и фотографической памятью. Персонаж ведёт себя как биоробот. Минимальное количество эмоций. Логика и холодный расчёт в каждом шаге, от поедания яичницы до планирования маршрута по городу. Умеет применять метод дедукции/индукции, чем напоминает Шерлока Холмса. Девушка живёт с одной целью — постоянно развиваться, выходя из зоны комфорта и приумножать извилины в сером веществе. При этом её нельзя назвать абсолютной занудой и ботаником, так как аспирантка ведёт активный социальный образ жизни.

В образе есть некоторая застенчивость и скромность, при этом девушка готова на смелые и рискованные поступки, если они укладываются в рамки заданной цели. Никого не пускает в своё личное пространство. Аяку можно напугать, но девушка быстро берёт под контроль свои чувства и возвращается к выполнению поставленной задачи. Первые две трети фильма уверена, что наука может всё объяснить. Далее она признаёт, что наука не всесильна, но девушка не желает разбираться в этом досконально, а просто добавляет в свои «формулы» новую переменную, придавая ей удобную и понятную формулировку. При этом Аяка всё ещё «человек», с тоской вспоминающий рано умершего отца, который учил её жизненным мудростям. В целом, образ вышел позитивный, но уж очень «правильный», до скуки.

Футаба Итидзе (Юки Яги), младшая сестра Аяки — пугливая и наивная школьница. Переигрывает с эмоциями, выдавая по каждой мелочи целый фонтан криков и визгов. Пытается казаться смешной, но от этого выглядит ещё глупее. Старательно тащит сюжет ленты в сторону жалкой комедии.

Мастер Кеншин (Хироюки Икеучи). Появляется в ленте как опытный духовный наставник с экстрасенсорными способностями, который несёт «свет духовных знаний». Когда-то давно, Кеншин был учеником настоящего Мастера, но выбрал путь бизнеса. Сейчас перед нами заурядный предприниматель с выдающейся фантазией.

Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru

Считает людей «ненасытными и порочными созданиями», готовыми на солидные денежные траты, лишь бы им не было скучно. И Мастер даёт потребителям красивую картинку мистических развлечений, превратив «духовность» в яркую вывеску над магазином по продаже своего барахла. Тем не менее Кеншин способен испытывать угрызения совести, заливая дорогим алкоголем очередной обман.

Оджи Маэда (Казуми Кавамура) или «Король предсказаний». Я был в шоке от этого персонажа. Оджи носит рубашки с большим бантиком по центру груди и при этом мнит себя успешным Казановой. Его ухаживания за Аякой выглядят примитивно и глупо. Парень нюхает свой указательный палец и, поднимая его вверх, говорит заученную мудрость. В остальном Маэда ведёт себя как большой ребёнок с нестабильной психикой: шалит, тупит и визжит по любому поводу, сильнее, чем Футаба, сестра Аяки. Девушка даже не позволяет ему перейти на «ты» и одёргивает напарника всякий раз, когда «Король» пытается к ней прикоснуться или просто подойти поближе.


Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru

По ходу фильма Оджи страшно переигрывает, спонтанно выкрикивая идеи и дёргаясь как в припадке. В моменты опасности, «Король» прячется за девушку. А в одном из фрагментов парень вообще заявляет, что чувствует себя, «как принцессе в башне», которую «спасает рыцарь-Аяко». Именно этот персонаж своими поступками усердно топчет те скромные элементы сюжета, которые вызывают хоть какой-то интерес.

Анонимный подписчик Аяки под ником «Электрошок» (Марио Куроба), которого родные называют Такаси. Самый адекватный персонаж в ленте, несмотря на то, что является затворником. Сидит дома в окружении компьютеров и стерильной чистоты, под негаснущими кварцевыми лампами. Принимает какие-то таблетки и всегда имеет под рукой антисептик. Страдает от мизофобии (страх перед бактериями и микробами), но сохраняет здравое и логичное мышление. Всячески помогает Аяке распутывать узел проклятия Садако и по факту возвращает примитивную комедию в русло нормального повествования. Понравилось, что образ Такаси развивается вместе с сюжетом, а не стоит на месте, как остальные герои. Позитивный и уравновешенный герой.

Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru

Садако Ямамура — уже не та, что раньше. Теперь девушка из колодца может маскироваться и приходить к жертвам в облике родственников или знакомых. Также умеет «просачиваться» через закрытые двери и легко орудует своими волосами, как инструментом для убийства. Её видят только те, кто посмотрел проклятую запись. При этом плёнка каждый раз невероятным образом меняет концовку, показывая дом новой жертвы со стороны. И времени у «проклятого» зрителя теперь намного меньше чем раньше. Вместо прежней недели, есть всего 24 часа до момента смерти. Цель Садако — максимальное размножение в сознании большого количества людей. Но если раньше, чтобы снять проклятье, было достаточно сделать копию и показать кому-то, то сейчас схема изменилась. Сам призрак ведёт себя странно и больше не пугает. Иногда медленно ползает, иногда очень медленно ходит. А порой просто сидит рядом с жертвой и смотрит на неё, ожидая истечения положенного срока.

Итоги

Мне всегда нравилась серия фильмов «Звонок» и легенда про Садако. Вообще люблю азиатские ужастики. Есть в них что-то необычное и страшное. Но в данном случае всё очень печально. Трагическая история девушки брошенной в колодец, превращена в примитивную комедию, с ужасной игрой некоторых актёров. При этом качество самого «юмора» настолько низкое, что даже средненький комедийный ужастик из Аргентины «Легионы тьмы», кажется на фоне «Sadako DX» — шедевром жанра!

Лента заявлена как «комедийный фильм ужасов», но по факту это даже не комедия, это скорее неудачная пародия на предыдущие части. Нет никакого напряжения по ходу сюжета или концентрации внимания зрителя на мистических моментах, как это было в сильном азиатском ужастике «Призрачный дом».

Кадр из кинофильма «Проклятье: Разгадка» (Sadako DX, 2022)
Автор: Режиссёр: Хисаши Кимура Источник: www.kino-teatr.ru

По названию «Sadako DX» хотелось добавить следующее. Приставка «DX» имеет отношение к «Digital transformation», то есть «Цифровая трансформация». Таким образом, авторы фильма говорят нам о переходе образа в цифровую эпоху. То есть, раньше легенда жила на видеокассете, а теперь Садако перебралась в электронный формат.

Заключение

Интеллект предполагает одиночество. Главная героиня доказала, что поднимаясь на определенную высоту понимания окружающего мира, становится сложнее заводить друзей. И единственная возможность «поговорить по душам», это найти такого же интеллектуально одинокого человека. А ещё нам показали, что единственным серьёзным источником радости для людей с высоким уровнем IQ, является решение сложных жизненных задач. Делает ли это их счастливее? Я не знаю. Может быть интеллект, это как соль в еде, которой должно быть в меру.

Спасибо за внимание.