Отзыв о фильме ужасов «Отдай свою душу» (The Soul Collector, 2019) со спойлерами
Оригинальный мистический ужастик из Южной Африки. Насыщенный коктейль из неторопливых эпизодов, вдумчивых диалогов и своеобразной философии. Музыкальные вставки из Чайковского гармонично сочетаются с колоритом местных традиций.
Предисловие
В мире существует множество мифов и легенд. У каждого региона на планете имеются свои уникальные истории, которые передают из уст в уста, а их авторство приписывают не какому-то конкретному человеку, а целому народу. Так «народные сказки» живут вместе с людьми и переносят знания из поколения в поколение. Незаметно они становятся неотъемлемой частью нашей жизни и уже во взрослом возрасте мы, не задумываясь, используем эти образы для быстрого и ёмкого описания возникающих ситуаций. Герои нашего фильма погрузятся в африканский колорит и встретятся лицом к лицу с самыми жуткими кошмарами местных племён.
Сюжет краткий
Девочка Мэри любит гулять,
Мелких букашек в траве собирать.
Но в этом краю, охотится зверь,
Добрый и славный, ты просто поверь.
Сюжет полный
События разворачиваются в 1977 г., где-то в Южной Африке в местности под названием «Hemel op aarde» («Рай на земле»). И правда, мы привыкли видеть африканские пейзажи, как пустыню с редкими оазисами. Но здесь, действительно плодородный регион. Леса, реки и полно зелёной травы. Растительность конечно специфическая, какую не встретишь в нашей полосе, но, тем не менее, цветущий край.
Вдали от цивилизации расположен небольшой каменный двухэтажный дом. Поздно ночью к имению подъезжает внук бывшего владельца со своей семьёй. Правда, перед нами не совсем классическая семья: дядя Уильям, тётя Сара и их племянница Мэри. Родители девочки погибли, и брат матери взял на себя опеку над племяшкой.
Постройка не выглядит сильно заброшенной, но имеет определённые признаки запустения. Двери скрипят, замки открываются с трудом, оборудование не работает. Вокруг всё заросло невысокой травой, пыли, правда, почти нет, ну да ладно. Электричество и водоснабжение также отсутствуют. Наследник пробует наладить освещение, но у него ничего не получается и домочадцы ложатся прямо в гостиной, напротив большого пылающего камина.
Уильям рассказывает Мэри о том, что раньше жил на этой ферме деда вместе с родителями и что его отец работал от заката до рассвета. Но работал не один, ему помогали жители из соседней деревни, где жил настоящий шаман. Девочка пытается поддержать диалог. Но тётя Сара резко прерывает тему мистики и советует всем поскорее ложиться спать.
На следующий день Уильям безуспешно пытается отремонтировать старый генератор. Тётя занимается хозяйством, а ребёнок исследует новую территорию. Найдя мамину комнату с кучей игрушек, племянница заявляет, что хочет спать только здесь. Но домом Мэри не ограничивается, она сначала играет во дворе, а затем уходит в лес.
Заблудившись, ребёнок встречает в глухой чаще Лазаря, пожилого негра в широкополой шляпе. Этот персонаж будет главным действующим лицом на протяжении всей картины. В его здоровенном заплечном мешке прячется боль, страдание и даже самая настоящая смерть.
Персонажи
Дядя Уильям Зиль (Гарт Брейтенбах). Коренастый и трудолюбивый работяга-добряк. В большом городе занимал должность аудитора. Но дела в последнее время шли скверно, и он вынужден был вернуться в отчий дом. Видно, что мужчине нравится ферма, о которой осталось так много счастливых детских воспоминаний. Зиль даже находит высокие ботинки своего отца и с радостью надевает их. Несмотря на характер жены всё же является главой семейства и в конечном итоге принимает собственные решения, пусть и с оглядкой на рекомендации супруги.
Тётя Сара (Инге Бекманн). Утончённая особа, строгая и холодная, с аристократичной внешностью. Сразу видно, что она не хотела этого переезда. Женщину сильно беспокоит тот факт, что до ближайшего полицейского участка несколько миль. Её образ сильно контрастирует с работой на ферме. Хотя внутреннее убранство жилища вполне соответствует нраву этой женщины. В окружении антиквариата и дорогой мебели Сара выглядит на своём месте.
Отметает любые разговоры о сверхъестественном, считает всё это глупыми суевериями. При этом обладает хорошей интуицией и настойчиво навязывает супругу правильные поступки. Образ получился смешанный. На уровне эмоций и поведения — неприятный. На уровне логики и поступков — вполне адекватный.
Мэри (Кейт Луна). Очень любознательный ребёнок с хорошей памятью. Любит читать книги и время от времени выдаёт прямо энциклопедические справки. Особенно по части мистики и африканских традиций. При этом девочку нельзя назвать занудой или ботаником. Хотя растения и животных она тоже любит. Даже содержит в качестве питомцев — гусениц в коробочке.
Несмотря на происходящее вокруг, практически не показывает страха. Может покричать для вида, но не более. Иногда кажется, что она «недоигрывает». Уж слишком спокойно и по-взрослому воспринимает Мэри некоторые события. Хотя, есть такая категория детей, которые эмоционально взрослеют намного быстрее сверстников. Возможно, это как раз тот случай. В пользу этого предположения выступает тот факт, что девочка самостоятельно и без напоминания проявляет заботу об окружающих.
Лазарь (Тчамано Себе). Человек, повидавший на своём веку слишком много. Говорит, что когда-то работал на ферме у родителей Уильяма. Исправно помогает новому работодателю по хозяйству. Особенно хорошо у него получается чинить старые механизмы и приглядывать за Мэри. Проявляет не просто вежливость и терпение, а нечто, похожее на подобострастие перед «белым господином».
Но это лишь красивая и приятная оболочка. Когда-то Лазарь был действительно добрым человеком и любящим отцом. Однако, много лет назад, его судьба изменилась настолько круто, что и представить невозможно. Сложный и многогранный персонаж, за которым интересно наблюдать, а некоторые из его высказываний хочется переслушивать снова и снова.
Интересно, что авторы фильма дали этому герою имя «Лазарь». Согласно Священному писанию, Иисус Христос воскресил Лазаря из Вифании на четвёртый день после его смерти. В нашем же фильме Лазарь сам имеет достаточную силу, чтобы влиять на процессы жизни и смерти.
Злой дух. Жадное, вечно голодное и нетерпеливое создание. Имеет над Лазарем определённую власть, чем с удовольствием пользуется при любой возможности. При этом физически нечисть довольно слабая, хоть и шустрая. Все её способности на уровне мистических. А там где требуется грубая сила, оно использует руки Лазаря.
Локация
Двухэтажный каменный дом с камином и чердаком, а также прилегающая территория. Внутренний интерьер вовсе не походит на привычное убранство сельской местности. Огромное количество картин, изящная и дорогая отделка интерьера, замысловатые декоративные элементы. Всё это говорит о том, что владельцы не были простыми людьми.
Правда, я немного не понял один момент. В фильме идёт речь о том, что перед нами — ферма. Но в моём понимании «ферма» — это место где что-то производят в серьёзных объёмах, где есть масштаб. Вспомнить хотя бы ленту «Увиденное и услышанное». Там была молочная ферма и неподалёку от дома располагались внушительных размеров хозяйственные постройки. Здесь же, кроме основного дома, есть лишь одно строение — маленький сарай. Выходит, что у богатого «белого господина» была очень маленькая ферма, либо постройки не сохранились.
Итоги
Хороший фильм, который не столько пугает, сколько заставляет задуматься. Картина претендует на определённый философский подход к бытию. Смысл которого в том, что «смерть» — лишь субъективное понятие. Одни организмы умирают, чтобы дать пищу и жизнь другим. Это выглядит как бесконечный круговорот в природе. Но в живых существах сокрыто нечто большее, чем просто набор белков, жиров и углеводов. В них есть душа.
Здесь нет шокирующего ужаса как в классических ужастиках, типа «Заклятья» и нет постоянного напряжения, как в «Призрачном доме» или «Оцепеневших от страха». Кошмары здесь подкрадываются медленно и неумолимо. Ты буквально смотришь им в сверкающие глаза, но ничего поделать не в силах.
Любопытно, что создатели этого южноафриканского хоррора взяли в качестве запоминающейся музыкальной темы отрывок из «Лебединого озера», произведения Петра Ильича Чайковского. Сочетание получилось необычное и приятное. Фильм вообще снят довольно качественно, начиная от игры актёров и заканчивая проработкой деталей. И это при том, что у режиссёра Гарольда Холшера данная лента — дебютная! До этого он снимал короткометражки.
Единственный минус, на который следует обратить внимание, так это наличие большого количества диалогов между местными жителями. И проблема не в том, что они общаются, а в том, что местное наречие в картине не дублируется. Единственная надежда — переводные субтитры. Удивительно, но во время некоторых показов, субтитров может не быть! Так что если вы надумаете этот фильм посмотреть, убедитесь, что там есть субтитры, иначе вы лишитесь целостного понимания сюжета.
Название
«Soul Collector» дословно переводится как «Собиратель / коллекционер душ». Фильм также известен под другими названиями: «8: Южноафриканская история ужасов» или просто «8». Русскоязычная локализация «Отдай свою душу», на мой взгляд, подходит хуже, чем дословный перевод. Потому что имеет совсем другой посыл. В фильме никто не просит душу, её забирают насильно.
Заключение
Мы все когда-нибудь умрём. Кто-то чуть раньше, а кто-то чуть позже. Да, в нашей жизни заложена определённая интрига, то есть мы не знаем, как и когда это будет. Конечная точка и последний вздох — непредсказуемы. Поэтому, нам так часто кажется, что у нас ещё есть время. Но это самообман. Так спокойнее жить, убеждая себя в том что «когда-нибудь — да», но только «не сейчас». Особенно когда мы понимаем, что наша жизнь проходит вовсе не так как мы мечтали, хотели и планировали. Но мы настойчиво откладываем важные и неприятные дела «на завтра», предаваясь бесполезным маленьким радостям. Вот только правда заключается в том, что «завтра» может не наступить.
Спасибо за внимание.
7 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий