Отзыв о фильме «12-я неудача» (12th Fail, 2023) со спойлерами
Индийский фильм, где нет песен и танцев. Основан на реальных событиях и рассказывает о тернистом пути простого парня из бандитского района, поверившего в торжество правды и справедливости.
Рейтинги
- Кинопоиск: 7,9
- IMDb: 8,9
- Кинориум: 7,1
Эпиграф
Честно жить сложнее, но свободней,
Нет внутри той вязкой суеты.
Что сжимает грудь, как в преисподней,
И застигнутый, не должен извиваться ты.
Мы обманываем все ради комфорта,
А потом живём с присутствием вины.
И подтачивает нас эта забота,
Доводя за годы до лихой черты.
Сбросить лживый груз совсем непросто,
Выговориться и расставить всё над «и».
Легче, не копить в душе - почву для погоста,
Говорить как есть, удобству вопреки.
Сюжет
1997 год, Индия. Рамвир Шарма — глава небогатой индийской семьи теряет работу в результате того, что отказывается выполнить преступное распоряжение начальника. Пытаясь добиться справедливости, мужчина уезжает из родной деревни в город, судиться.
Тем временем, его сын Манодж готовится к сдаче школьных экзаменов. Однако, во время массового списывания, в учебное заведение приезжает Ду Синг, новый замначальника полиции. Несмотря на угрозы и взятки он срывает процесс и весь выпуск проваливается. Полицейский настроен категорически против сложившейся традиции коллективного обмана.
Дети Рамвира, Манодж и Камлеш пробуют зарабатывать на жизнь, развозя пассажиров по округе. Но люди мэра уже монополизировали перевозки, поэтому начинающие предприниматели быстро терпят крах и попадают в тюрьму.
Чтобы спасти положение, Манодж обращается к Ду Сингу и тот быстро разбирается в ситуации, освобождая братьев. Впечатлённый честностью полицейского и молниеносной справедливостью, произошедшей на его глазах, Манодж принимает решение стать таким же, как Ду Синг.
Персонажи
Рамвир Шарма (Хариш Кханна), глава семьи. Честный и принципиальный человек. Учит детей добиваться поставленных целей и временами высказывает мудрые философские мысли.
Является примером для подражания, однако судя по картине, лишь Манодж полностью вписывается в русло, выбранное Рамвиром в качестве жизненного ориентира.
У него тяжёлая жизнь, но мужчина идёт по ней с достоинством, считая, что волноваться нужно не только о близких, но и о своей стране. Иногда это выглядит, как будто он бросает родных на произвол судьбы, отправляясь в долгое сражение с коррумпированной системой.
При этом семья с пониманием воспринимает данный выбор и подстраивается под ситуацию, гордясь тем, что у них такой отважный и порядочный отец. И если кто-то смеет что-то возразить, то получает тапком по голове (в прямом смысле этого слова).
Пушпа Шарма (Гита Агравал Шарма), супруга Рамвира. Скромная и спокойная женщина. Любит мужа и детей. Высказывает некоторые возражения против похода благоверного против системы, но смиренно принимает на свои плечи груз ответственности, оставшийся после ухода супруга.
Тихий и непримечательный персонаж, готовый на протяжении многих лет ждать, верить и надеяться на успехи близких.
Бабушка Маноджа (Сарита Джоши). У этого выразительного образа нет имени. Она носит священный статус «Бабушка», что уже само по себе вызывает уважение, почитание и даже некоторый страх у окружающих.
Мудрая и сильная женщина, которая многое понимает и отвечает в картине за опыт предков и редкие элементы юмора. Она любит родных, но держит их на некоторой дистанции, исходя из своего привилегированного положения пожилого человека.
Вообще хочу отметить, что уважение к старшим, в индийской традиции, это не правило хорошего тона. Это обязательная норма, которая впитывается не то что с молоком матери, а формируется ещё в утробе, а возможно и где-то там, раньше.
Женщина верно расставляет приоритеты и умеет говорить правильные слова в нужный момент. Она думает на перспективу и планирует события, уходящие на много лет вперёд.
Манодж Шарма (Викрант Мэсси), главный герой. Есть такая категория людей, которые, даже взрослея, продолжают смотреть на мир широко открытыми глазами. Манодж — как раз такой человек.
Помимо этого, парень — способный ученик, трудоголик, а также достойный сын своего отца. Манодж свято чтит имя родителя и с гордостью принимает его знамя борьбы против несправедливости.
После того, как герой получает важный жизненный урок, он начинает верить в следующую идею: «Мир к лучшему может изменить только честный человек, наделённый серьёзной властью». И этому завету Манодж остаётся верным на протяжении всего фильма.
Конечно, его иногда выбивают из колеи житейские неурядицы и конфликты между учёбой, работой и романтическими отношениями. Однако путь, на который он встал и репутация, которую создал среди друзей, помогают ему в моменты крайнего отчаяния и безысходности.
Образ является биографическим слепком с реального человека по имени Манодж Кумар Шарма — действующего сотрудника индийской полиции в должности генерального инспектора. Его долгий и трудный путь к государственной службе лёг в основу книги Анурага Патхака 2019 г., а также послужил базой для создания этого фильма.
Шраддха Джоши (Медха Шанкар), однокурсница Маноджа. Сильная и волевая личность, готовая терпеливо ждать месяцами достижения желаемого результата. Невероятно преданная и верная девушка.
Несмотря на своё положение в обществе, а Шраддха родом из состоятельной семьи, ни разу за весь фильм её нельзя упрекнуть в гордыне или тщеславии. Наоборот, понимая свои возможности, девушка старается помогать своим небогатым друзьям максимально корректно, чтобы невзначай не задеть их самолюбие или неосторожным поступком не намекнуть на их бедность.
Фактически Шраддха — сборник человеческих добродетелей и позитивных поступков, которые гармонично уживаются в одном персонаже. Её умение говорить в нужные моменты и молчать, когда этого требует ситуация — заслуживает отдельного упоминания.
Я даже не знаю, была бы эта история доведена до логического конца, если бы не Шраддха. Её образ является как бы «раствором», скрепляющим не всегда ровные «блоки» стремлений и порывов самого Маноджа. Именно их тандем позволяет строить действительно красивые и прочные сооружения.
Данный образ, как и главный герой картины, имеет биографическое сходство с реальным человеком, Шраддхой Джоши Шармой, супругой настоящего Маноджа.
Притам Панди (Анант Джоши), друг Маноджа. Именно он в критический момент помогает главному герою и открывает для него дорогу в будущее. При этом друг родом из семьи богатого мошенника. Впрочем, он этого не скрывает. Панди прямо говорит, что идёт на государственную службу не для того, чтобы помогать людям, а для того, чтобы по указанию отца увеличить объёмы воруемых средств.
Вместо учёбы молодой повеса пьянствует и гуляет на вечеринках. Но всё же сохраняет некоторое подобие дружбы и помогает Маноджу в его приключениях. Иногда «друг» говорит нехорошие вещи, но лишь когда выпьет. Пока Панди трезв, он вполне адекватен.
На протяжении всего фильма мы видим, как его поведение приводит к естественному результату. Манодж начинает обгонять его по учёбе, что очень сильно бьёт по самолюбию Панди, пробуждая зависть, гнев и желание навредить.
Гаури Бхайи (Аншуман Пушкар), наставник Маноджа. Такой же студент, как и наш герой, только приехал сюда на несколько лет раньше. Трёхуровневая система экзаменов, показанная в фильме, построена таким образом, что если ты провалился на втором или третьем уровне, то скатываешься в самый низ и начинаешь с первого.
Наставник Гаури называет этот процесс «перезагрузка» и говорит, что это самое сложное, потерпеть неудачу и начать весь путь заново. Поэтому он помогает другим студентам в обучении. Но он не действует по принципу: «Три раза объяснил — сам понял», у него другое стремление.
Этот чистый и светлый человек уверен, что даже если один из миллиона бедняков сдаст все три экзамена и получит долгожданную работу офицера полиции, — это будет победа каждого из них и Гаури в том числе.
Душьян Ду Синг (Прияншу Чаттерджи) замначальника полиции. Отличается крутым нравом, честностью и непоколебимостью принимаемых решений. Готов посреди ночи выслушать незнакомого бедняка, чтобы навести порядок.
Именно его неподкупный образ и поведение вдохновили Маноджа на подвиги. Отец воспитал в сыне благодатную почву, на которой личный пример Ду Синга посеял ростки веры в то, что справедливость — реальна, а порядочность — перспективна.
Локация
Сюжет начинается в бедных кварталах небольшой деревни и плавно переходит в оживлённый город. При этом в мегаполисе мы видим комфортные помещения состоятельных людей и узкие, неуютные трущобы бедняков.
Оператор не делает особых акцентов на природе и погоде, так как основной упор ленты — это внутренний мир и переживания главных героев. Тем не менее контраст между уровнями жизни разных слоёв населения ощущается весьма сильный, как это было в южнокорейской драме «Паразиты».
Итоги
«12-я неудача» — это не просто красивая биография выдающегося человека. Это социальный слепок индийского общества. Здесь упаковано множество конструкций, передающих в формате кинофильма массу проблем и предложений по их решению.
И основная проблема — бедность, вытекает из коррупции и заинтересованности местных элит в контроле над необразованным населением. Устами Маноджа авторы предлагают любопытное решение, по выходу из сложившейся ситуации.
Образованный человек намного больше понимает и намного хуже поддаётся влиянию дурных людей. Поэтому развитие разностороннего интеллекта — основа процветания страны. Ведь оно должно привести к тому, что люди перестанут быть управляемы и начнут самостоятельно принимать решения в своей жизни.
Фактически, создатели картины предлагают зрителю вариант «мягкой революции». Когда образованные честные люди постепенно проникают в высшие эшелоны власти и замещают правящий класс, становясь новой элитой и меняя страну без насилия. И ведь это не фантазия, как минимум один реальный пример уже есть.
В этом смысле сразу вспоминается лента «Падение империи», где нам показывают совсем другой вариант преобразования страны. Основанный именно на насилии, без уважения и терпимости.
«12-я неудача» также учит и другим интересным вещам. Например, искренне радоваться незначительным мелочам и тому, что материальные блага всегда должны уступать место человеколюбию и состраданию.
Также мы видим, что все положительные герои проявляют настойчивое желание добиваться правды исключительно законными средствами. А всё насилие в ленте выражено сниманием обуви с ноги и метанием в очередного негодяя.
Основную идею работы я бы сформулировал так: «Упорный труд, уважение к окружающим и верное направление движения — основа достижения любой, даже самой далёкой цели».
Делитесь Вашим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание.
Источник: www.imdb.com
2 комментария
Добавить комментарий
Непонятен момент с полицейскими, офицеры (начальники) исключительно честные образованные люди и работают на благо народа, а их подчиненные, сидящие в соседней комнате, творят беспредел. Причем в фильме это показано на примере нескольких участков.
Возникает вопрос, раз они такие честные то почему не могут навести порядок в своем собственном участке? Или это подход живи сам и дай жить другим?
Подсказать аналогичный по качеству индийский фильм, не смогу. «12-я неудача» в моём личном рейтинге взлетел слишком высоко, оставив другие картины далеко внизу. Разве что могу порекомендовать изучать топ-рейтинги по годам и смотреть трейлеры.
Что же касается начальников полиции. Думаю это такой хитрый манёвр киношников, чтобы избежать проблем. Чтобы представить всё полицейское руководство в благовидном свете. Они же сами в конце ленты говорят, что фильм посвящён: «горстке честных копов, на которых вся надежда».
Добавить комментарий