Отзыв о фантастическом фильме «Пассажиры» (Passengers, 2016) со спойлерами

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Приключения на большом космическом корабле и в открытом космосе. Сложные психологические задачи и необходимость регулярно делать нравственный выбор. Технологии будущего, андроиды и романтика.

Предисловие

Эгоизм или альтруизм? Вечная дилемма, возникающая перед каждым из нас на протяжении всей сознательной жизни. Сделать что-то для себя или для других? Конечно, мы даём разные ответы на этот вопрос, в зависимости от ситуации и нашего личного опыта. Но размышления и колебания по этому поводу свойственны человеку. Главные герои нашего фильма постоянно сталкиваются с необходимостью выбирать, что для них важнее именно здесь и сейчас.

Сюжет краткий
Скучно стало на Земле,
Нет динамики, веселья.
И страдают в космосе, 
Колонисты от безделья.
Космический корабль Авалон в космосе, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com
Сюжет полный

Гигантский межпланетный корабль Авалон на автопилоте летит по курсу «Земля» >>> «Обитель 2». На его борту более 250 членов экипажа и 5000 пассажиров. Так как продолжительность полёта составляет порядка 120 лет, то все люди погружены в сон или гибернацию (режим минимального энергопотребления с сохранением памяти и функциональности).


Главный герой фильма — механик Джим, в статусе «пассажир». В результате сбоя в работе его капсулы он просыпается раньше, чем нужно. Придя в себя, парень с ужасом осознаёт, что пробудился за девяносто лет до намеченного срока.

Попытки вернуться в капсулу заканчиваются неудачей. Отсек с экипажем, напоминающий банковский сейф, заблокирован для его уровня допуска. Помощи ждать неоткуда. Бедняге остаётся коротать дни на пару с человекоподобным роботом-андроидом Артуром и пытаться хоть как-то себя развлечь.

Джим Престон (Крис Пратт) и Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) готовятся к выходу в открытый космос, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Но в один прекрасный день всё меняется, когда в результате изменений в работе ещё одной капсулы, из сна выходит журналистка по имени Аврора. Девушка — представительница «золотой молодёжи» и работяга-механик оказываются наедине друг с другом и с космосом.

И всё идёт более-менее нормально, но с каждым месяцем на борту растёт количество сбоев в работе различных автономных устройств и ключевых механизмов жизнеобеспечения.

Персонажи

Джим Престон (Крис Пратт), механик обычного уровня. Изначально нам показывают героя, полного низменных инстинктов. Оказавшись наедине с самим собой, он просто ест, уничтожает запасы алкоголя в баре и борется со скукой разными нехитрыми способами. А также полностью перестаёт следить за внешностью и становится похож на Робинзона Крузо, потерпевшего кораблекрушение и весьма одичавшего.

Джим Престон (Крис Пратт) планирует модернизацию корабля, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Но как только в его жизни появляется Аврора, парень меняется. Берёт себя в руки, восстанавливает физическую форму, начинает делать что-то полезное, вроде починки и модернизации бортовых дроидов и так далее.


То есть нам ясно показывают, как женщина меняет жизнь одинокого мужчины в лучшую сторону. У него появляются более сложные задачи, требующие усилий и напряжения, как умственного, так и физического. Человек растёт и развивается буквально на глазах.

И в какой-то момент перед нами уже не просто животное, а самый настоящий мужик с руками из правильного места. Помимо его базовых навыков по механике, которые постепенно поднимаются на новый уровень, Джим осваивает и незнакомые сферы, например, игру на музыкальном инструменте и танцы.

Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) слушает как Джим Престон (Крис Пратт) играет на рояле, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Вместе с тем парень хранит страшную тайну. Но я бы не сказал, что она сильно тяготит персонажа. Не заметно, чтобы она создавала серьёзный дискомфорт в его существовании. Нет, он просто ведёт себя как счастливый и влюблённый мужчина, который каждый день думает над тем, как сделать жизнь своей возлюбленной чуточку лучше, интересней или просто веселее. Заметно, что общаясь с Авророй, Джим повышает и свои моральные качества.

Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс), журналистка и писательница золотого уровня. Выросла в окружении любви, заботы и роскоши. Но её детство и юность прошли в тени отца — известного писателя, военного журналиста и лауреата с международной славой.

В самом начале, перед нами — высоконравственная и одухотворенная личность. Осознав, что ей суждено умереть, так и не достигнув конечной точки маршрута, думает о потомках, о том, что останется после неё. То есть сразу начинает ставить перед собой цели, выходящие за горизонт её собственной жизни. Что говорит о высоком уровне развития психики.

Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) получает от Джима Престона (Крис Пратт) алые розы, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Однако, столкнувшись с настоящими трудностями, Аврора постепенно падает всё ниже и ниже. Да, она начинает писать книгу, посвящённую своим космическим приключениям, и активно занимается спортом. Но в критические моменты отходит от своей альтруистичной линии и всё чаще окунается в эгоизм.


Примечательно, что Аврора признаётся в том, что выросла, читая книги о себе. Её отец, мистер Лейн, в своём автобиографическом творчестве описывал множество ситуаций из жизни дочери. В этом смысле на ум сразу приходит аналогичная ситуация с реальным человеком, писателем по имени Виктор Драгунский. Именно жизнь его сына Дениса и стала отправной точкой популярной серии произведений под названием «Денискины рассказы».

Гас Манкузо (Лоуренс Фишберн), старший помощник капитана. Также присоединился к компании «проснувшихся» не по своей воле. Спокойный и терпеливый человек. Говорит твёрдым, уверенным голосом, чем заставляет пассажиров без лишних колебаний подчиняться его распоряжениям. Пытается разобраться в случившемся, но его возможности ограничены.

Джим Престон (Крис Пратт) и Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) наблюдают как Гас Манкузо (Лоуренс Фишберн) ищет источник неполадок на корабле, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Странно, но во время экстренной ситуации, неожиданно становится сентиментальным и даже забывает о необходимости выполнять задачи колонизационной миссии. Начинает философствовать и называет Джима «утопающим».

Такое поведение выглядит чудачеством и разрушает целостный образ серьёзного профессионала.

Артур (Майкл Шин), бармен-андроид. Верхняя часть его тела копирует человека, а нижняя — металлическая подвижная подставка. Всегда готов с радостью обслужить клиента. Робот не только исправно наполняет бокал разнообразными коктейлями, но и может поддержать беседу.

Артур (Майкл Шин) на своём рабочем месте, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

В фильме Артур поневоле выполняет задачи штатного психолога для Джима и Авроры. Именно его внешнее сходство с реальным человеком позволяет героям расслабиться и выговориться. И это действительно помогает. На мой взгляд, именно диалоги с улыбчивой железкой, изображающей джентльмена, спасают нервную систему пассажиров от серьёзных травм.

При этом Артур умеет тонко шутить и адекватно воспринимает человеческий юмор. Конечно, у него есть свои пределы, за которыми робот просто «подвисает», но это не мешает ему быть крайне полезным членом команды.

Артур (Майкл Шин) угощает Джима Престона (Крис Пратт) чашкой кофе, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com
Локация

Огромный межпланетный корабль, с массой специфических просторных помещений и неплохим уровнем графики. Среди самых посещаемых можно вспомнить: хранилище капсул с пассажирами, бесконечный склад, площадку для выхода в открытый космос и, конечно же, бассейн.

Плавательное место, хоть и небольшое, но переходит в стеклянный купол, который выходит в открытый космос. Выглядит захватывающе. В качестве развлечений также имеются: кинотеатр, баскетбольная площадка и уютный бар с вечно улыбающимся Артуром.

Джим Престон (Крис Пратт) и Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) в медицинском отсеке корабля, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Ещё на корабле есть медблок, но мне показалось очень странным, что на две с половиной сотни членов экипажа и пять тысяч пассажиров — всего один медицинский бокс! Это что ж там за реформа здравоохранения в будущем? Или все стали такие бессмертные?

Интересная деталь. На судне имеется множество интерактивных меню, которые общаются с персонажами, но голосом самого Авалона говорит Эмма Кларк, озвучивающая лондонский метрополитен.

Итоги

«Пассажиры» — это не просто научная фантастика, это психологическая драма с элементами романтики и сложными взаимоотношениями между главными героями. Фильм получился интересный, местами захватывающий и абсолютно не напрягающий. Он позволяет мечтать и фантазировать, погружая в атмосферу космического корабля и предлагая самостоятельно ответить на некоторые вопросы.

Это, наверное, непередаваемое ощущение — заснуть, проснуться через десятки лет и осознать, что все твои близкие, друзья и приятели, а возможно даже их дети, уже мертвы. Согласиться на такое путешествие может только тот человек, кому нечего терять. Или кого дальняя дорога манит больше, чем держат все существующие земные привязанности.

Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) выходит из состояния гибернации, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com

Очень интересно было наблюдать, как два персонажа на протяжении всей ленты проходят трансформацию. При этом Джим постепенно поднимал свой уровень, а его партнёрша — снижала. И под конец парень начинает думать о других больше, чем о себе, а Аврора — наоборот, готова пожертвовать всем, ради личной выгоды.

Также хотелось отметить, что в ленте показан максимально мирный вариант будущего. Без войн и активных вооружённых конфликтов, как это было в «Создателе». На Авалоне нет охраны, оружия или вообще каких-либо предметов, созданных специально для причинения вреда другим.

Конечно, у фильма есть и недочёты. Авторы местами заметно «срезают острые углы», опуская некоторые сложные процессы и лишая зрителя каких-либо объяснений. Если покопаться, то разных косяков можно найти с избытком. Но на фоне общей истории эти мелочи хочется игнорировать.

Что же касается концовки, то, на мой взгляд, такой важный элемент можно было раскрыть намного лучше и глубже. Она выглядит какой-то поспешной, нелепой и уж слишком фантастичной.

Рейтинги (количество голосов):

  • Кинопоиск: 7,2 (442 000)
  • IMDb: 7,0 (447 700)
  • Кинориум: 7,4 (10 300)
Аврора Лейн (Дженифер Лоуренс) и Джим Престон (Крис Пратт) в кинозале космического корабля Авалон, кадр из фантастической ленты «Пассажиры» (Passengers, 2016)
Автор: Columbia Pictures Источник: ru.kinorium.com
Название

«Passengers» — так и переводится, как «Пассажиры». Тут мало что можно добавить, потому что всё соответствует тематике и содержанию. Разве что, по ходу сюжета у героев несколько меняется роль. Они начинают свой путь пассажиров, как робкие «гости», а заканчивают как настоящие «хозяева».

Заключение
Утопающий человек, 
Что ж ты тянешь соседа ко дну?
Да, кончается быстро твой век,
Но зачем расширять беду?

Ты хватаешься жадно за жизнь,
Но её уже нет, поверь.
Те соломинки, что на плаву,
Ой не те, что в Титанике дверь.

Утопающий человек, 
Я тебя иногда не пойму.
То ты хочешь пожить, то нет,
Ты смирись и иди ко дну.

Тут идеи идут ото всех,
Но сказать лишь тебе хочу.
Ты не слушай советы тех,
Кто всегда на сухом берегу.

Спасибо за внимание.

Изображение в превью:
Автор: Columbia Pictures
Источник: ru.kinorium.com