Однажды в MI6: как Тарантино едва не угробил Бондиану своим лучшим неснятым фильмом

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Давно ожидаемая «перезагрузка» Бондианы подлинным поклонникам кино интересна не только заменой ведущего актера, но и выбором постановщика, которому предстоит вдохнуть жизнь в персонажа, буквально, погибшего в предыдущей картине. Слухов о будущем режиссере «Бонда 26» ходит не меньше, чем о кандидатах на роль Агента 007 — в числе претендентов ходят Кристофер Нолан, Дени Вильнев, кто-то ожидает возвращения Дэнни Бойла, однажды уже входившего в эту реку, но в ужасе сбежавшего, а кто-то хочет, чтобы новую страницу начал Мартин Кэмпбелл, уверенно выступивший с «Казино Рояль». Есть ли в этом wish-листе Квентин Тарантино? Конечно, но его контакт с Бондианой вряд ли возможен, ведь однажды он уже напугал продюсеров EON своим безумным взглядом на продолжение франшизы…


Источник: www.dailymail.co.uk

У Тарантино много нереализованных проектов — от «Звездного пути» и «Зорро» до «Убить Билла 3» и «От заката до рассвета 4» — и Бондиана в свое время тоже входила в круг интересов популярного постановщика. Квентин едва не стал режиссером того самого «Казино Рояль», фильма, ставшего первого в серии для Дэниела Крейга и существенно изменившего как популярного персонажа, так и жанр шпионского боевика. Конечно, «Казино» в исполнении автора «Бесславных ублюдков» было бы совсем иным, нежели то, что мы получили от Кэмпбелла. Настолько иным, что продюсерам идеи Тарантино показались опасными.

Как ни странно, боссов крупных студий пугает независимость и оригинальность Квентина — в мире, где царит предельно осторожная стратегия работать в русле успешных франшиз, где принято опираться на раскрученные книжные серии или успешные комиксы, авторам с новаторскими идеями делать нечего. Да, разумеется, подлинно талантливые оригинальные проекты находят путь к зрителю, но они редко становятся основой для новых историй. Иными словами, мы никогда не увидим «Интерстеллар 2», «Прибытие: Новый контакт» или «Миллионер из трущоб наносит ответный удар» — авторы первых картин все выразили в своих фильмах, и им сиквелы не нужны, а кто-то другой нести эту ношу просто неспособен.

Та же история с приглашением самобытных творцов в уже работающие долгоиграющие проекты — студии проще «оседлать» крепкого ремесленника вроде Дэвида Йейтса, и пусть он снимает Поттериану фильм за фильмом. Все понятно и предсказуемо, без выкрутасов, которые устраивали Альфонсо Куарон или Майкл Ньюэлл. Вполне очевидна опасность введение в исправно работающий механизм экспериментатора-хулигана уровня Тарантино — учитывая его требования полной творческой свободы и независимости от студийного контроля, работником по найму его представить сложно. Даже с гарантированным массовым интересом к результату со стороны публики продюсеры не рискуют отпускать свою хватку.

Источник: www.imdb.com

Но даже в таких условиях совместная работа EON Production и Квентина Тарантино вполне была возможно — режиссер в начале 2000-х так хотел стать частью Бондианы, что согласился на то, чтобы за продюсерами и боссами студии оставалось последнее слово во всех спорных вопросах будущего проекта. А этим будущим проектом как раз должен был стать фильм «Казино Рояль». Квентин представил студии свое видение картины и обозначил ее новой классикой уровня «Криминального чтива», и это звучало очень заманчиво. А вот последующие идеи показались владельцам прав на экранизацию историй Яна Флемминга либо слишком радикальными, либо чрезмерно консервативными.

Так что же было не так в замыслах Тарантино? Ну, во-первых, режиссер очень хотел, чтобы Пирс Броснан, исполнитель роли Джеймса Бонда в предыдущих сериях, снялся и в новой картине. Квентин никогда не скрывал, что харизматичный ирландец нравился ему больше других актеров, примерявших смокинг Агента 007, поэтому Тарантино был настроен снимать пятый фильм с тем же артистом, что радовал зрителей в «Золотом глазе». Студия, может, и не стала бы такому развитию событий как-то препятствовать, но тут последнее слово было за Броснаном, никогда особо не жаловавшем тесные рамки Бондианы. Пирс не был заинтересован в том, чтобы еще на пару лет оставаться «пленником» франшизы, поэтому отказался от всех предложений побыть Бондом еще разок.


Второе важное вмешательство Тарантино в «естественное» (или, скорее, уже привычное нам) течение событий — это предпринятая им попытка вмешаться в хронологию Бондианы. Квентин мечтал откатиться назад во времени и вернуться в эпоху… Джорджа Лезенби. Его «Казино Рояль» должно было стать прямым продолжением фильма «На секретной службе Ее Величества», а действие должно было начинаться ровно на том месте, на каком закончилась лента 1969 года. Таким образом Бонд должен был начать новое дело сразу после смерти своей жены Трейси. Продюсеров это моментально насторожило — зрителям пришлось бы объяснять, как Агент 007, совсем недавно сражавшийся с мировым злом самыми современными гаджетами, вдруг оказался в «пекле Холодной войны» со всем сопутствующим даунгрейдом.

Источник: www.imdb.com

Тарантино при этом рассчитывал представить аудитории залихватское шпионское ретро-шоу, отсылающее к еще более ранним лентам о Бонде — Квентин предлагал вернуть карикатурных злодеев, добавить комизма их прихвостням, а из Веспер Линд, новой возлюбленной Бонда, сделать настоящую famme fatale времен начала 1960-х. На роль обезоруживающе прекрасной агентессы должна была исполнить — никогда не догадаетесь — Ума Турман. Плюсом ко всему этому режиссер хотел избежать обильного использования графики, за что картины с Броснаном часто ругали, но сосредоточиться на классических специальных эффектов с легким налетом ностальгии. Очевидно, что Квентин рассчитывал от души повеселиться и деконструировать кино 60-х в стиле своего последующего «Однажды в Голливуде».

Строго говоря, свои плюсы у предложения Квентина Тарантино были. Автор «Бесславных ублюдков» предлагал работу с проверенным актером, что сразу придавало проекту уверенности. Он не замахивался на головокружительный бюджет, а наоборот был готов «ужаться». У Тарантино был прекрасный послужной список и «рекомендации» от лучших голливудских специалистов — Квентина «сватали» снимать еще «И целого мира мало», но тогда он не мог включиться в работу из-за конфликта графиков. Наконец, повторюсь, постановщик открыто заявил, что готов играть по правилам студии, не выходить за рамки приличий и соблюдать стандарты медиа-франшизы. И все же…

И все же в EON предпочли отказаться от сотрудничества. Здесь мы должны отметить прозорливость и основательность, с которой семейство Брокколи делает каждый свой шаг. Да, перед ними оказался золотой поднос, на который гарантированно высыпалась бы настоящая гора денег, но фокус в том, что «Казино Рояль» от Тарантино, при всем великолепии, уничтожил бы Бондиану. Формально это никак не подразумевалось, но между строк сценарной заявки не в меру энергичного автора читалось желание вернуться к тому формату «мультяшного насилия» и комедийной легкости, которые отчасти присутствовали в стартовых лентах о Бонде. Почти наверняка у Тарантино получился бы отличный фильм, безусловно это был бы кассовый хит, несомненно это было бы событие в мире кино, но после этого у Агента 007 просто не было бы будущего.

Источник: www.imdb.com

Не было бы того будущего, которое мы получили с «Казино Рояль» Кэмпбелла и последующими лентами Сэма Мэндеса и Кэри Фукунаги. Нет нужды спорить с тем, что в «эпоху Крэйга» Бонд стал серьезнее, злее, старше, вдумчивее, умнее, эмоциональнее, жестче — это совсем не тот щеголь, сражавшийся с картонными противниками, теперь за Джеймсом шла смерть. Шла и настигла. Но дело даже не в этом. В обновленной Бондиане с Крэйгом продюсеры пошли по пути, который прежде старались не практиковать — у фильмов появилась сквозная сюжетная линия, позволившая герою расти, а зрителям влюбляться в него сильнее, хотя куда уж, казалось бы. Вот именно этого «личностного роста» мы и лишились бы, если бы у руля «Рояля» встал бы Квентин Тарантино. Его лучший несостоявшийся проект уничтожил бы целую вселенную.

Но подождите закрывать статью, это еще не все — сейчас будет неожиданный вывод. Я выше написал о том, что тарантиновский подход был неуместен в середине 2000-х, и полагаю, что вы со мной согласны. Но сейчас, в середине 2020-х может оказаться, что только такой подход и остается единственно возможным. В «Не время умирать», несмотря на бодрящее название, Бонд погиб (простите за спойлеры), а это означает, что у авторов 26-го фильма руки полностью развязаны. Они могут сделать вид, что «звание» 007 получил другой человек, могут передать «лицензию на убийство» кому-то из подручных Джеймса вроде Манипенни, могут взять могут просто никак не объяснять смену персонажа и продолжить играть по правилам последних пяти лент. Но есть и другой путь — бешеный, бесславный, омерзительный, криминальный.


Можно действительно начать Бондиану если не с чистого листа, то с одной из «точек сохранения» — хотя бы и с того самого «На секретной службе». Пусть Бонд вернется в благословенные 1970-е, где было очевидно, кто враг, а кто друг, тем более что обстановка в мире вернулась к конфронтации полюсов. Еще не так давно это было не столь актуально (что стало причиной провала «Человека из А.Н.К.Л» Гая Ричи), а теперь «bad russians» опять в тренде — бери и снимай новые «Из России с любовью». Причем буквально — и «Доктор Но», и «Голдфингер», и «Шаровая молния» вполне могли бы получить ремейки с новыми актерами и обновленной динамикой. Новому поколению зрителей это понравилось бы.

Источник: www.imdb.com

Что же до Тарантино — нет, Квентин, уже не вернется. Во-первых, он сейчас занят своим новым фильмом. Во-вторых, «Критик» должен стать его последней работой в кресле режиссера. В-третьих, страсть к Бондиане у него наверняка уже поостыла, иначе он уже снял бы что-то похожее на шпионское кино из 60-х, каким хотел видеть «Казино Рояль» за своим авторством. Немного жаль, конечно, но такова жизнь. Остается только надеяться, что однажды нейросети дойдут до такого уровня, что смогут снимать виртуальные фильмы в стиле известных режиссеров. Тогда мы не только Бонда в исполнении Нейротарантино увидим, но и «Железного человека» — такая идея у Квентина тоже была, но о ней в другой раз.

Пока же — остановимся и переключимся на новинки, реальные и местами даже интересные. Чтобы не пропустить наш новый материал, заглядывайте к Киноведу в штатском регулярно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя, и увидимся в кино!