"Нечто" должно быть остановлено: Лучший сиквел культового хоррора вышел 6 лет назад, но его никто не заметил

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

«Нечто» Джона Карпентера — тот редкий экземпляр оригинального* фильма из 1980-х, которому Голливуд по сей день не смог придумать ни бестолкового ремейка, ни необязательного продолжения. Так уж получилось, что за прошедшие с выхода картины сорок лет к «Нечто» смогли прицепить лишь не самый безнадежный, но в то же время абсолютно проходной приквел. Однако, отсутствие официальных продолжений похождений Твари из космоса не мешает мне проявить немного фантазии и соединить «Нечто» с довольно неожиданной картиной 2018 года — они не просто могут существовать в единой вселенной, их соприкосновение дает совершенно новое прочтение обоих сюжетов.


Источник: www.imdb.com

Несмотря на фактический кассовый провал, фильм «Нечто» Карпентера со временем обрел подлинно культовый статус и стал знаковой лентой в жанре фантастического хоррора. Сюжет ленты разворачивается на полярной станции, где прибывший из космоса организм проявляет невероятную способность к мимикрии и поглощению всего живого. Тварь, способная обратиться, хоть в собаку, хоть в человека, очевидно угрожает планете, поэтому обитателям исследовательской станции приходится идти на беспрецедентные меры, чтобы предотвратить распространение монстра за пределы ледяной пустыни.

Открытый финал ленты 1982 года с равной вероятностью указывает как на положительный, так и на отрицательный исход схватки человека и инопланетного монстра. Прежде мне нравилось думать, что для человечества это столкновение закончилось поражением — Нечто под видом выжившего пилота Макриди пробралось на Большую Землю и там продолжило свое кровавое дело, превращая людей в кисель одного за другим. Но недавно я задумался о том, каким было бы «Нечто 2» моей мечты, и неожиданно пришел к выводу, что такой фильм уже есть — его не принято считать частью франшизы, он не слишком популярен у массового зрителя, но как нетривиальный сиквел оригинальной картины Карпентера он работает отлично. Это простой советский…

…Я сейчас об «Аннигиляции» режиссера Алекса Гарленда. Объясню. Худшим из всех возможных формул продолжений для меня является олимпийское «Быстрее, выше, сильнее» — это когда новый фильм повторяет все то же, что было в оригинале, но с большим числом злодеев, с большим размахом, с большей жаждой крови. Такие сиквелы редко бывают интересны. Поэтому гораздо интереснее смотреть продолжения, предлагающие что-то совершенно новое и неожиданное. Можно снять «Нечто 2» о новом визите пришельца или, наоборот, о том, как уже имеющаяся тварь поглощает планету, но не лучше ли сделать кино, в котором вслед за паразитом, подменяющим ДНК жертвы, на Землю прибывает охотник, способный остановить монстра.

Источник: www.imdb.com

Именно таким охотником я считаю Мерцание из «Аннигиляции». Ни книга, по которой снят фильм, ни картина Гарленда не дают ответа на вопрос — что это за странная аномальная зона, зачем она появилась на Земле и куда потом делась. Непростую миссию обоснования присутствия Мерцания я беру на себя. Давайте предположим, что аномалия из «Аннигиляции» — это противоположность Твари из «Нечто». Она прибыла на нашу планету, чтобы остановить распространение заразы, что называется, аннигилировать его. Почему я так решил? Да потому что действует Мерцание ровно противоположно действию пришельца из антарктических ледников. Там, где Нечто копирует ДНК жертвы, чтобы обрести ее облик и нанести больший урон, Мерцание отдает свои гены всему, что попадает в поле его воздействия, меняя его структуру и превращая в нечто однородное с собой.

Монстр из фильма Карпентера не смог бы ничего противопоставить Мерцанию, ведь трансформироваться в него Тварь не смогла бы, зато специфическое воздействие облучения таинственной субстанции их картины Гарленда легко обнаружило бы и поддельную собаку, и ненастоящего человека. Мерцание буквально обезоруживает и легко поглощает даже такого агрессивного противника. Идеальный охотник, не оставляющий своей цели ни единого шанса. Интересно, что аномалия в финале картины дезинтегрируется и исчезает с поверхности планеты (оставляя частичку себя в Кейне и Лине) — из этого я могу сделать вывод, что миссия Охотника окончена либо победой, либо неявкой соперника, который мог погибнуть в пожаре, устроенном на полярной станции.


Подобные мои умозаключения часто в комментариях классифицируют как «бред», но только подумайте — обе картины не просто схожи, они дополняют друг друга. В обоих фильмах человечество сталкивается с немыслимым, с космической субстанцией, которой сложно противостоять из-за нашей неготовности сформировать образ инопланетного врага. Это не зеленые человечки, не гигантские жуки и не роботы-убийцы, они действуют на уровне клеток или даже атомов. Но если Нечто — паразит, быстро распространяющийся и нападающий на людей, то Мерцание — некая форма эволюции и симбиоза, извне раздвигающий внутренние силы и способности живых организмов. Вспомните, в «Аннигиляции» опасность исходит не от Мерцания, а от мутировавших растений и живых существ, подвергнутых его воздействию.

Источник: www.imdb.com

И именно в этом кроется главная прелесть симбиоза двух картин — Мерцание является идеальным оружием против того Зла, которое прибыло на Землю в образе Нечто. Во-первых, такая теория скрытого сиквела в принципе объясняет, откуда и по какой причине появилась аномальная зона в «Аннигиляции». А во-вторых, такой сюжетный поворот в очередной раз демонстрирует универсальность принципа «Всегда найдется рыба покрупнее». В «Нечто» нам кажется, что люди столкнулись с непобедимым монстром, но Мерцание из «Аннигиляции» буквально заточено под то, чтобы съесть Нечто и не поморщиться. В обеих лентах мутация и ассимиляция представляют угрозу, но, с моей точки зрения, если принять фильм Гарленда за продолжение фильма Карпентера, Мерцание превращается в положительную силу (пусть и довольно разрушительную). Это добавляет Аномалии еще больше таинственности.

Можно, конечно, задаться самыми очевидными вопросами — если Мерцание отправилось на охоту на Нечто, то почему оно прибыло на метеорите, к тому же опоздав на 36 лет? Здесь, мне кажется, все достаточно просто. Во-первых, мы не понимаем на каком уровне развития находятся и то, и другое существо. Пришелец из «Нечто», как показано в приквеле, прибыл на космическом корабле. Но и Мерцание могло прилететь на своем транспорте — просто мы его не распознали и посчитали обычным космическим камнем. Вспомните недавний визит в Солнечную систему астероида Оумуамуа — мы в нем увидели всего лишь глыбу, но кто поручится за то, что это не транспортник зеленых человечков?

На второй вопрос ответ еще проще. Это по людским меркам 36 лет — полжизни. С точки зрения вселенной, это даже не миг, а так, квант времени, возможно, для некоторых форм разума даже незаметный. Даже для света 36 лет — не так далеко. В 36 световых годах от Солнца, например, находится звезда Арктур, героиня многих фантастических произведений — от «Возвращения со звезд» Станислава Лема до «Арктура — гончего пса» Юрия Казакова. По галактическим меркам это буквально в пределах прямой видимости, на расстоянии подскока, соседний квартал. Так что Мерцание, вполне вероятно, отреагировало молниеносно, просто мы живем слишком недолго, чтобы оценить эту скорость реакции.

Источник: www.imdb.com

Сходство и различия между двумя картинами, а также ниточки, их соединяющие можно обнаруживать и дальше — они найдутся и в визуальных решениях, и в поведении двух инопланетных сущностей, и в реакции на них землян. Но пусть это будет и вашим развлечением тоже. Пересмотрите «Нечто» и «Аннигиляцию» с этой новой информацией — уверяю, хуже она фильмы не сделает, но добавит интриги, смысла в отдельные сюжетные ходы, а главное — подстегнет вас поразмышлять над увиденным. Хорошая фантастика — это ведь не только развлечение, это еще и отличная разминка для ума и воображения. Так разомнитесь! Ведь перед нами очень хорошая фантастика.

А я с чувством выполненного долга растворюсь в тумане — нет, сяду за новые тексты. Отличных новых фильмов и сериалов выходит достаточно, а классика вообще никогда не дает заскучать, поэтому, если вам по нраву такие материалы, заглядывайте на канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!


* - знаю, что вы уже бежите в комментарии, чтобы рассказать мне, что «Нечто» — это тоже вольный ремейк фильма «Нечто из иного мира» 1951 года. Я в курсе. Но на это и расчет. А теперь возвращайтесь к началу и продолжайте чтение — вас еще не такие потрясения ждут

Изображение в превью:
Автор: John Carpenter
Источник: www.imdb.com