«Мы все-таки уничтожили мир». Обзор нового фильма Кристофера Нолана «Оппенгеймер»
Вопреки всем запретам и сложностям, новая картина Кристофера Нолана добралась наконец до больших экранов в России. Попробуем разобраться какой получилась история отца атомной бомбы в интерпретации культового американского режиссёра.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/85/65/2023/09/13/95fa35b108.jpg?w=877)
О чем фильм
В центре сюжета картины несколько лет из жизни Роберта Оппенгеймера. История его учебы в Европе, работа над созданием атомной бомбы, в городе-полигоне Лос-Аламос, финальное испытание оружия и сброс бомб на Хирасиму и Нагасаки.
Несмотря на то, что фильм как и его первоисточник «Оппенгеймер. Триумф и трагедия американского Прометея» охватывают сравнительно небольшой период жизни американского физика, картина богата событиями и интересными деталями: в частности из неё мы узнаем, что военный министр Генри Стимсон запретил бомбить Киото, потому что посещал его с женой, и город ему очень понравился.
Оппенгеймер. Реальный и кинематографический
Жизни американского физика посвящено немало литературы. В массовом сознании Роберт Оппенгеймер запомнился как сильный и властный мужчина. Шляпа, трубка, упертые в боки кулаки — его неизменные атрибуты, которые Кристофер Нолан дотошно перенес на экран. Вместе с тем, это очень эмоциональный, ранимый и чувственный человек. Именно эту сторону его личности постарались раскрыть в фильме. Киллиан Мерфи, сыгравший главную роль, в одном из интервью вспоминает, что ему говорил Нолан на съемках: «Он (Оппенгеймер) застыл между двумя каплями дождя», «Он шахматист, а не боксер» М. Рузе в своей книге «Роберт Оппенгеймер и атомная бомба» отмечает, что Роберт рос утонченным ребёнком, интересующимся гуманитарными науками и искусством. Огромное влияние на физика оказала его мать, преподавательница живописи, чей ранний уход из жизни стал жестоким ударом для Оппенгеймера.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/85/65/2023/09/13/2bf797b2ed.jpg?h=877)
Сдержанная актёрская игра Киллиана Мерфи создаёт обманчивое ощущение черствости воплощенного им героя. Переживания Оппенгеймера не лежат на поверхности, его эмоции редко находят внешнее воплощение. Он человек невротического склада, к тому же подверженный паническим атакам, о чем мы узнаем буквально с первых кадров фильма. Льюис Штраус в исполнении Роберта Дауни-младшего не верит в искренность переживаний Оппенгеймера и обвиняет его в лицемерии. Однако, неспроста учёный, после создания атомной бомбы цитирует Бхагаватгиту: «Я — смерть, разрушитель миров». С детства увлекающийся индийской философией Оппенгеймер не случайно прибегает именно к этой цитате. Она в полной мере выражает его ужас от содеянного.
Особенности фильма
Режиссёр с самого начала берет суматошный, лихорадочный темп повествования. Одержимость главного героя физикой и мотив обреченности задают тон всей картине. Тревожность, ожидание впереди каких-то ужасных событий — на все это накладываются панические атаки Оппенгеймера, идеально переданные Ноланом при помощи череды громких и неприятных звуков. Своего рода лейтмотивом через весь сюжет проходит стук башмаков. Громче всего топот ног звучит в сцене, где жители экспериментального полигона радуются атаке на Хиросиму и Нагасаки. Искаженные в каком-то демоническом ликовании лица людей вызывают у зрителя ужас и отвращение. Создается впечатление, что это спортивные фанаты радуются победе любимой команды. Для усиления эффекта рекомендуем перед просмотром ознакомится с японскими мультфильмами «Босоногий Гэн» и «Могила светлячков».
Впечатления
По итогу можно сказать, что новая картина Нолана, держится особняком от его предыдущих работ: она более приземленная и конкретизированная, но вместе с тем, следует традициям творчества режиссёра. Все те же непростые моральные диллемы стоят перед его героями. Вправе ли они решать кому жить, а кому умереть? Какова цена прогресса? Как жить дальше с последствиями своих поступков и решений? Финал фильма оставляет тяжёлый осадок. «Мы все-таки уничтожили мир» — говорит Оппенгеймер Эйнштейну. Хочется верить, что он ошибся.
5 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий