Межзвездные войны: Как «Интерстеллар» едва не погубил «Прибытие»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

В 2024 году «Интерстеллару» Кристофера Нолана исполнилось десять лет. Новаторская картина вновь ввела моду на космическую фантастику, открыла широкой публике тайну черных дыр и популяризировала теорию относительности. На фоне этой эпической ленты многие другие проекты остались в тени, даже несмотря на впечатляющие коммерческие успехи. А кое-кому даже пришлось вносить срочные правки в сценарий, чтобы избежать сравнений с фильмом Нолана. Одну такую историю я и хочу вам сегодня рассказать.

Автор: Denis Villeneuve Источник: www.imdb.com

Это сегодня Дени Вильнев — режиссер из первой десятки мастеров масштабного голливудского кино. В начале 2010-х все было совсем иначе, фильмографию франко-канадского постановщика составляли картины жанровые, тяготеющие к авторскому кино — «Пленниц» и «Врага» массовая публика обошла вниманием. Однако, благодаря положительному критическому приему триллера «Убийца», Вильнев получил возможность воплотить на экране одну из самых амбициозных идей. Ему досталось режиссерское кресло в проекте «Прибытие», истории контакта землян с представителями инопланетной цивилизации. Бюджета «Дюны» у «Прибытия», конечно, не было, но и за 47 миллионов долларов создателям фильма удалось совершить почти невозможное — сделать умную, красивую фантастическую драму. Вот только буквально перед началом съемок проект Вильнева оказался под угрозой срыва. И все из-за «Интерстеллара»…

Сюжет «Прибытия» сложен и хитро вывернут. Практически до самого финала зритель не понимает целей визита загадочных гептаподов, публике сложно разобраться в многочисленных лингвистических терминах, а тут еще вступление и эпилог, в которых время закручивается в петлю, буквально сводит с ума. Но именно этим и прекрасна картина — она рассказывает об особом виде инопланетных существ, для которых время является еще одним дополнительным измерением, и которым одномоментно доступна информация прошлого, будущего и настоящего. Именно этому пониманию сути времени Страшила и Дровосек учат доктора Луизу Бэнкс через свой сложный язык петель и клякс. Итогом становится расшифрованное сообщение о том, что именно средство коммуникации, принесенное инопланетянами, станет ключом прогресса землян. А нужен этот прогресс для того, чтобы через три тысячи лет люди смогли прийти на помощь гибнущим гептаподам.

Красивый финал. Но в оригинальном сценарии миссия гептаподов была более тривиальной — пришельцы должны были передать доктору Бэнкс чертежи межзвездного корабля, который люди должны были построить через тысячи лет, чтобы прилететь в гости к гептаподам. Больше того, пришельцы утверждали, что Земля окажется под угрозой уничтожения, а корабль, построенный по их лекалам, станет своеобразным «спасительным ковчегом» для человечества. Вроде бы ничего сложного, можно было бы снять и такой вариант, однако именно в момент одобрения сценария на экраны вышел «Интерстеллар» с той же самой идеей — запуска в космос «корабля цивилизаций» с целью спасти гибнущий род людской.

Автор: Christopher Nolan Источник: www.imdb.com

Сценарист «Прибытия» Эрик Хайссерер со смехом вспоминает тот ужас, который охватил его, когда он посмотрел фильм Нолана. «Мы собрались всей авторской командой, посмотрели друг на друга и единогласно сошлись во мнении — наш сюжет больше не работал. Мы не могли тягаться с «Интерстелларом»», — рассказывает Хайссерер в интервью. Несколько дней сценаристы и режиссер в панике перебирали идеи того, как выправить положение. И в итоге нашли опору не в буквальном выражении целей визита гостей из космоса, в том, как они эти цели излагали. Сценарная группа сосредоточилась на языке гептаподов, облекая не самую очевидную идею в выразительную и по-настоящему новаторскую форму.

Нолан в «Интерстелларе» действительно много размышляет о межзвездных путешествиях, как о способе спасения человечества в случае катастрофы. Сперва разведывательные зонды отправляются в червоточину на поиски подходящей планеты для новой колонии. Затем Землю покидает корабль Купера с несколькими десятками эмбрионов «первых поселенцев». Наконец, в драматической кульминации Куп жертвует собой ради спасения Амелии и оказывается внутри черной дыры, где сталкивается с многомерной конструкцией, созданной людьми будущего. Пятимерный куб помогает герою Мэттью Макконахи связаться с дочерью и подсказать ей спасительное решение гравитационного уравнения.

С учетом того, что в итоге в «Интерстелларе» люди все-таки покидают Землю и строят колонию на орбите Сатурна, мы можем сказать, что сюжет картины в какой-то мере сводится к тому, что некто из будущего передает людям чертежи спасительного космического корабля людям настоящего. То есть ровно к тому, о чем должно было рассказывать «Прибытие». И если в случае с фильмами-двойниками от студии Asylum, паразитирующей на модных блокбастерах, такое сходство стало бы преимуществом, то для Вильнева и его команды даже намек на совпадение был риском и кассового провала, и обвинений в плагиате, и личного разочарования в способностях придумывать оригинальные сюжетные ходы. К счастью, на помощь пришел язык…

Автор: Denis Villeneuve Источник: www.imdb.com

Сходства двух фильмов, впрочем, полностью избежать не удалось. Обе картины так или иначе заканчиваются временным парадоксом. В «Интерстелларе» Купер, преодолевший границы черной дыры, встретился с дочерью, которая оказалась много старше его, а в «Прибытии» доктор Бэнкс обрела способность видеть будущее и совершать значимые поступки, даже осознавая все последствия и четко видя, сколько боли они принесут. В то же время, и Нолан, и Вильнев рассказывают о любви, которая выходит за рамки воспринимаемых человеком измерений — оба героя проявляют свои лучшие качества именно благодаря великому чувству, живущему в их сердцах.

А вот что отличает две работы в столь сложном жанре, так это подход к представлению аудитории смыслов, заложенных в сюжет. «Интерстеллар» — грандиозная громадина с эпическим размахом постановки, величественными спецэффектами и акцентом на межзвездных путешествиях. «Прибытие» — тонкий и вкрадчивый разговор о том, как восприятие меняет реальность, насколько глубоко в нас воздействие языка и общения. Вильнев вынужден был изобретать на ходу способы отдалиться от сюжета конкурента, но не утратить при этом основного направления рассказа. И ему это удалось. Удалось показать парадоксальную природу человеческого существования и загадки течения времени. Можно сказать, что «подстава» от Нолана сделала «Прибытие» лучше, точнее, глубже. Фантастичнее.

Расскажите в комментариях, какая из картин нравится вам больше — «Интерстеллар» или «Прибытие». А может, у вас найдется рекомендация для других читателей, что еще посмотреть, если жажда знаний о межзвездных перелетах не утолена? Делитесь, это всем будет полезно. Я же пока переключусь на другие темы — хочется рассказать вам не только об уже зарекомендовавших себя фильма, но и рискованных новинках. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на этот канал регулярно — у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

Изображение в превью:
Автор: Denis Villeneuve
Источник: www.imdb.com
ДрамаФантастический фильм
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Подписывайтесь на telegram-канал «Киновед в штатском»!

5 комментариев

m
какая из картин нравится вам больше — «Интерстеллар» или «Прибытие»

Мне не понравились обе. У «Интерстеллара» сюжет ну очень притянут за уши. Если посевы гибнут на Земле, то почему в колонии должно быть лучше? Какие вообще проблемы решает переселение куда-то? Если у землян есть корабли размером с автомобиль, которые спокойно могут на орбиту выходить с поверхности, зачем ещё какие-то технологии искать? Ну а «Прибытие» дико растянуто, с единственным поворотом в конце. Не для полнометражки сюжет.
И
Понравились оба фильма.
Прибытие несколько раз смотрел. И ещё, скорее всего, посмотрю.
Требовать абсолютной логики от фильмов не имея её в реальной жизни, как-то странно.
171281309@vkontakte
Оба раздутые пустышки. Ну «Интерстеллар» хоть атмосферой хорошо сделан, но содержательно сопливый бред. Начиная с него Нолан и скатился. «Прибытие» («Пробитие») вообще полнейшей днище, как и вся тусклая унылая тягомотина, высираемая дауном Вильнёвом.
A
На Западе всё поставлено с ног на голову. Суперуспешные фильмы там те, где в прекрасной графике можно смотреть на космические погони и жрать попкорн. А как можно жрать попкорн под статичную полиэтиленовую картинку «Прибытия»? Там думать надо, а это мешает поеданию попкорна, потому что два действия в одну голову — это выше возможностей западного обывателя.
Именно по этой причине там провалились фильмы «Командир эскадрильи» (Wing commander), «Звёздный десант» (Starship troopers), а уж такой фильм как «Враг мой» (Enemy mine) вообще про какие-то коммунистически-христианские заповеди в экшн оболочке.
Я не знаю степень вестернизации читателя, поэтому могу только предложить самим посмотреть эти фильмы и составить о них собственное мнение. Лично я считаю «Прибытие» шедевром! Я его пересматривал раз 5, и каждый раз находил новые смыслы. «Интерстеллар» на момент выхода был разрекламирован как самая научная фантастика, вероятно из-за этого у меня сложились завышенные ожидания, и я еле досмотрел этот фильм до конца. Через несколько месяцев, когда бури эмоций улеглись и я уже представлял что это за фильм, я его с удовольствием посмотрел второй раз. Ну, для одного просмотра фильм хороший, только не ждите от него слишком многого, тогда впечатление не будет испорчено.
v
«Прибытие» шедевр однозначно

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Какой видеорегистратор-зеркало лучше? Как выбрать и на что обращать внимание

Видеорегистраторы уже давно не выбирают по одному лишь качеству съёмки, тем более, когда речь про модели в форме зеркала. В этой статье я расскажу об особенностях и нюансах...

Есть ли смысл в чехлах для телефона, и правда ли они могут защитить гаджет

Смартфоны — это устройства, которые используются практически непрерывно, а их стоимость растет год от года. В условиях, когда гаджеты становятся не только средством связи, но и частью...

Как выбрать орхидею: основные критерии и где лучше ее купить

Орхидея фаленопсис является одной из самых популярных домашних растений. Её внешний вид привлекает внимание многих людей благодаря своим ярким цветам и экзотическим формам. Однако, чтобы как можно...

Почему пчеловоду так важно уметь определять, сколько пчёлам в гнезде рамок оставлять

Как определить величину гнезда пчёл в улье для успешной зимовки? Как вообще правильно собрать это гнездо? Сколько рамок пчёлам нужно на зиму? Вот такие и прочие вопросы частенько задают начинающие...

Нейтринный туман: новая помеха в поисках темной материи?

Погоня за темной материей — одна из самых захватывающих и сложных задач современной физики. Ученые, словно сыщики, идут по еле заметным следам, пытаясь выследить неуловимую субстанцию,...

Гибридные солнечные системы: волнистые трубы против прямых – что эффективнее?

В погоне за чистой энергией ученые постоянно ищут способы повысить эффективность существующих технологий. Иногда самые неожиданные решения оказываются наиболее действенными. Исследование,...