Между верой и свободой: обзор фильма Похищенный (Rapito, 2023)

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Пронзительная и глубокая, последняя работа знаменитого итальянского режиссера Марко Беллоккьо «Похищенный» поднимает болезненные вопросы о власти, вере и человечности. Перед нами раскрывается история, корни которой уходят в середину XIX века, в период, когда Италия была разделена и находилась под властью разных правителей.


В центре сюжета — судьба маленького Эдгардо Мортара, иудейского мальчика, который был похищен церковью в результате тайного крещения. Этот фильм является не только историческим экскурсом, но и глубоким размышлением о том, как религиозные и политические убеждения могут влиять на жизнь обычных людей.

Беллоккьо, с его неоспоримым мастерством и умением касаться деликатных тем, снова демонстрирует, почему его считают одним из величайших режиссеров своего времени.

Источник: www.imdb.com

«Похищенный» переносит нас в Болонью 1852 года. В центре внимания — маленький Эдгардо Мортара, сыгранный Энеа Сала. Родители Эдгардо — представители иудейской общины, и их домашняя помощница, Анна (воплощённая на экране Ауророй Каматти), тайно крестит ребёнка, ставя его жизнь на новый, неизведанный путь. Спустя семь лет, Эдгардо забирают представители католической церкви — и все потому, что в то время Болонья находилась под властью Папской области, а правил ею Папа Римский Пий IX, воплощённый на экране Пабло Пьеробоном.

При этом, несмотря на кажущуюся однозначность сюжета, режиссерская манера повествования оставляет пространство для размышлений. Марко Беллоккьо, начавший свою карьеру еще в 60-х годах и заслуживший статус классика наравне с Пазолини и Бертолуччи, в новом тысячелетии поражает своим творческим желанием и энергией, хоть и не всегда сюжет его картин выходит на первый план. Фильм «Похищенный», представленный на Каннском фестивале в 2023 году, к сожалению, не удостоился особых наград и не вызвал восторга у критиков. Тем не менее, его творчество часто оказывается более интересным и глубоким, чем многие другие произведения, представленные на подобных мероприятиях.

Источник: www.imdb.com

В начале фильма взгляд режиссера кажется рассеянным, и зрителю сложно определить, на чем именно акцентируется внимание. Беллоккьо то концентрируется на детских переживаниях Эдгардо, то переключается на образ Папы Пия IX и его власть, то обращает внимание на семейные узы и жизнь иудейской общины XIX века. В какой-то момент он даже увлекается красотами Рима.


Однако по мере развития сюжета становится ясно, что картина на самом деле говорит о репрессиях и их воздействии не только на жертв, но и на тех, кто эти репрессии осуществляет, а также на тех, кто наблюдает за всем этим со стороны. Беллоккьо показывает, что роли могут меняться: пострадавшие могут стать наблюдателями, исполнители — жертвами, а наблюдатели — исполнителями. Работа властных структур в его интерпретации оказывается гораздо более сложной и многогранной, чем принято считать.

Источник: www.imdb.com

Мальчика отрывают от семьи на основаниях, вызывающих серьёзные сомнения, и эта неопределённость явна для всех сторон конфликта: церкви, родителей Эдгардо и, конечно, самого мальчика. Тем не менее, никто не в силах вмешаться в волю папы. Спустя время, несмотря на все противоречия и напряжение, жизнь выстраивается в новые рельсы. Мальчик, став искренним приверженцем католической веры, папа Пий IX, играемый Паоло Пьеробоном, примиряется с общественным неприятием, а семья Мортара находит способ существовать дальше. Фильм передаёт мысль: человек способен привыкнуть к чему угодно, однако это не изменяет сути происшедшего и не избавляет события от ярлыка государственного преступления.

«Похищенный» преподносит собой смешение жанров: от детской драмы и судебной истории до политического триллера и исторической мелодрамы. Фильм заставляет зрителя периодически терять нить повествования, но это лишь добавляет ему особого шарма. Может быть, формат мини-сериала, аналогичный «Ночью снаружи», где каждая серия представляет точку зрения одного из персонажей и имеет свою уникальную атмосферу, был бы более уместен для данной истории. Тем не менее, даже с этой некой разрозненностью и пробелами в сюжете, от фильма невозможно оторваться.

Источник: www.imdb.com

Когда в 1870 году Рим поддался наступлению армии Королевства Италия, а Папское государство прекратило своё существование, время для спасения или осуждения кого-либо уже ушло. Мальчик Эдгардо, окончательно превратившийся во взрослого человека, вырос под влиянием католического воспитания, папа Пий IX потерял свою власть, а семья Мортара научилась жить в отсутствие одного из своих детей. Горький опыт репрессий не сможет быть компенсирован, и никакая несправедливость не может быть исправлена новой несправедливостью — приходится двигаться вперёд, несмотря на всё.

Беллоккьо, находясь уже на девятом десятке жизни и имея за плечами 25 кинопроектов, продолжает оставаться несговорчивым нонконформистом, отказываясь от каких-либо догм. Он не предоставляет зрителю готовых ответов, а вместо этого создаёт ещё одну картину о ненаказанном злодеянии. Для него не так важно, кто именно является героями его фильмов — леворадикальные террористы, мафия, министры или церковь, и в каком историческом контексте они действуют, будь то XVII, XX или XXI век. Беллоккьо, как великий художник, не ограничивается мелочами, хотя иногда ему всё же приходится выбирать канву для своего творчества.

Источник: www.imdb.com

Заключая мои размышления по поводу фильма «Похищенный», хочу сказать, что эта картина, несомненно, оставляет глубокий след в душе. Беллоккьо, с его неукротимым духом и острым взглядом на исторические и социальные процессы, создал произведение, которое заставляет задуматься.


Это не просто пересказ событий из прошлого, это вызов, брошенный зрителю, попытка заставить нас размышлять о моральных аспектах власти, веры и человечности. Фильм, возможно, и не получил широкого признания на кинофестивалях, и критики оценили его довольно сдержанно, но это не делает его менее ценным в глазах тех, кто ищет в кино не только развлечение, но и глубокий смысл.

Источник: www.imdb.com

«Похищенный» — это исследование души общества и отдельного человека, попытка понять, как далеко может зайти власть в своих стремлениях и какие последствия это может иметь для каждого из нас. Фильм заставляет задуматься о том, как важно сохранять свою человечность даже в самых трудных ситуациях, и как важно бороться за справедливость, даже если это кажется безнадёжным.

Беллоккьо, несмотря на свой почтенный возраст, остаётся актуальным и острым на язык режиссёром, который не боится затрагивать сложные и болезненные темы. Его «Похищенный» — это не только взгляд в прошлое, но и отражение настоящего, напоминание о том, что история имеет свойство повторяться, и мы должны быть готовы с этим столкнуться.

Источник: www.imdb.com

Так что если вы ищете кино, которое заставит вас задуматься, проникнуться и, возможно, даже изменить ваш взгляд на некоторые вещи, «Похищенный» Беллоккьо — отличный выбор. Этот фильм не оставит вас равнодушными и, возможно, даже откроет вам что-то новое о себе и о мире вокруг.

Рейтинг/IMDb: 7.1