Миядзаки напоследок снял комедию? «Мальчик и птица»: рецензия

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Новый полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки отлично выступил в домашнем прокате и уже привычно получил восторженные отзывы от критиков. На днях и российские зрители получили возможность познакомиться с очередным шедевром гения мультипликации. Однако, возможно, перед нами оказался один из его самых проходных проектов, что особенно обидно, учитывая, что мультфильм рискует стать заключительным в выдающейся карьере постановщика.


Завещание режиссера?

Автор таких культовых аниме как: «Унесённые призраками», «Ходячий замок» и множества других в представлении не нуждается. Но следует отметить, что совсем скоро мультипликатор отмечает своё 83-летие. А из-за неспешного темпа производства его работ, многие предполагают, что «Мальчик и птица» станет для Миядзаки последним проектом.

История опирается на книжный роман 1937 года «Как поживаете?» японского автора Гэндзабуро Ёсино, сюжет которого оказал на Миядзаки большое влияние ещё в детстве. Однако эта адаптация скорее представляет микс из книги, мировосприятия самого режиссёра и нравственного завещания для его фанатов и близких. Ну, или, по крайней мере, так задумывалось…

Одна мать — хорошо, а две — ещё лучше

Мальчик Махито во время войны теряет свою мать, а через пару лет покидает родной Токио. Вместе с папой они перебираются в маленькую деревушку, где его встречает новая возлюбленная отца по имени Натсуко, необычайно похожая на родную маму. Прибыв в новый дом, мальчик замечает много странностей, например, надоедливую прислугу или крайне активную фауну рядом с поместьем.

Удивительно разговорчивая цапля будто бы преследует главного героя, а затем и вовсе сообщает, что его мама жива, приглашая мальчика встретиться с ней. Тем временем внезапно пропадает Натсуко, и кажется, находится она в том же месте, что и его родная мать. Махито понимает, что кроме него спасти их некому, поэтому он решает вооружиться и отправиться в путешествие сквозь загадочные миры и множество испытаний.

Старые идеи и новые шутки

Безусловно, наименьшее количество вопросов возникает к визуальной части. Тяжело даже осознать, насколько щепетильная и филигранная работа художников-аниматоров была проведена. Саундтрек картины также не может не радовать, ведь в очередной раз с ним помогал режиссёру уже культовый композитор Дзё Хисаиси, чьи произведения так и берут зрителей за душу, заставляя глубже погружаться в эти сказочные миры.


Помимо традиционного художественного и музыкального стиля, в проекте есть и другие узнаваемые элементы работ Миядзаки: темы жизни и смерти, взаимодействие персонажей с окружающим миром и множество загадочных существ. Все эти элементы станут настоящим подарком для поклонников режиссёра, особенно учитывая то, как долго они ждали его новую работу.

Но, к сожалению, всё это выглядят как пережевывание старых идей постановщика, нежели проект, к которому он шёл всю свою карьеру. В итоге, «Мальчик и птица» даже не дотягивает до уровня его последних работ, чего недостаточно для того, чтобы творческий путь режиссёра завершился на высокой ноте. Миядзаки оставляет слишком много вопросов, не давая на них ответы, из-за чего, кстати, в сети можно встретить мнение, что смысл фильма для каждого будет разным.

И учитывая немалое количество шуточных фрагментов, автор статьи воспринял фильм скорее как комедию, нежели приключенческое фэнтези, наполненное множеством смыслов. Почти каждый второй персонаж — комедийный: начиная от той самой болтливой птицы, заканчивая множественными врагами главного героя, которые ну совсем не вселяют ужас. И всё это попросту снижает ставки, хоть и с самим качеством юмора у фильма всё более чем в порядке.

Ожидания и реальность…

Фанатам Миядзаки действительно есть на что посмотреть. Это и безумное внимание к каждому отдельному кадру, и бесчисленное множество обаятельных существ, наполняющих волшебный мир мультфильма, или то самое чувство полёта, которым всё ещё наслаждается дедушка, так романтично перенося эти ощущения на экран.

Радует и то, что у режиссёра появляются и новые фанаты, учитывая сколько детей обнаружилось на премьере мультфильма. Ну, а сам Миядзаки никогда и не скрывал, что снимает именно для детей. «Мальчик и птица» — это очень добрая, весёлая и очаровательная история, заставляющая юных зрителей поверить в чудо.

Но не стоит думать, что картина стала главным магнум опусом Хаяо Миядзаки, в которой все его размышления о жизни сплелись воедино, хоть нечто подобное порой и прослеживается. Пожалуй, даже сам режиссёр оказался не слишком доволен результатом, заявив, что уже начал работу над следующим мультфильмом. Поэтому старым поклонникам придётся лишь принять этот фильм таким, каким он является, и надеяться, что у дедушки хватит сил оставить нам какое-то более осмысленное завещание, чем-то, что получилось в этом мультфильме.


Читайте также:

«Заветное желание»: новый мультфильм Disney получает слабые отзывы

Снимали фильм, а получилась видеоэкскурсия. Рецензия на фильм «Наполеон»