Индиана Джонс и несбыточные мечты: 5 крутых фильмов об археологе, которые, увы, так и не были сняты

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Мои школьные годы пришлись на эпоху расцвета видеосалонов и первых пиратских кабельных каналов. И там, и там всегда готовы были предложить приключения обаятельного археолога Индианы Джонса, который был успешен как в сражениях с нацистами, так и в отношениях с женщинами. Я пересматривал оригинальную трилогию десятки раз. У меня даже было прозвище Доктор Джонс, потому что я был (не был — остаюсь!) образованным, интеллигентным, симпатичным и остроумным парнем, готовым к авантюрам и глупостям. Поэтому для меня пенталогия Спилберга/Лукаса/Мэнголда имеет особое значение. Я отношусь к тем зрителям, которые всегда готовы ожидать новых приключений и простить авторам любой промах — например, «Королевство хрустального черепа» я принял с пониманием.


Источник: www.imdb.com

Сейчас, когда в сети и расписаниях отдельных российских кинотеатров появился пятый фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы», я хочу рассказать вам о тех приключениях, которые планировались создателями оригинальной серии, но по разным причинам так и не были воплощены на большом экране. Для Индианы Джонса открывались невероятные перспективы, но каждый раз что-то мешало перенести идеи на пленку. Предлагаю изучить каждую из концепций, предложенных Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом студии, потому что одна из них, возможно, найдет когда-нибудь свое место в будущей перезагрузке франшизы.

Индиана Джонс и Замок Крови

После выхода «Храма Судьбы» общественное мнение раскололось — многие посчитали второй фильм слишком мрачным, а уровень насилия превышающим допустимые пределы. Из-за этой критики возникли разногласия относительно направления третьего фильма между Спилбергом и Лукасом. Стивен склонялся к возвращению к динамике первой картины, в то время как Джордж стремился к большему уклону в направлении триллера и хоррора. По этой причине Лукас предложил сценарий с рабочим названием «Индиана Джонс и Замок Крови», действие которого разворачивалось в английском замке с призраками. Детали проекта не раскрываются, но известно, что Спилберг отказался двигаться в данном направлении, считая идею слишком схожей с его фильмом «Полтергейст».

Индиана Джонс и Затерянный мир

Двигаясь от ужасов к более семейной и мейнстримной концепции, Лукас предложил объединить Индиану Джонса с… динозаврами. Мастеру визуальных эффектов и автору «Звездных войн» пришла в голову идея начальной сцены нового фильма: Джонс, уходя от преследования мошенников на мотоцикле по Китайской стене, случайно попадает в изолированную долину, где до сих пор обитают динозавры. Эта концепция понравилась Спилбергу, и он даже предложил, чтобы Мэрион Рэйвенвуд из первой части также присоединилась к новым приключениям Инди. Однако проект столкнулся с непреодолимыми трудностями: китайские власти отказали в разрешении на съемки на своей территории, что сделало невозможным полностью реализовать идею, связанную с Азией.

Источник: www.imdb.com

Индиана Джонс и Король обезьян

Следующий проект был почти на пороге воплощения: для него Спилберг и Лукас пригласили написать сценарий Криса Коламбуса, автора «Балбесов» и «Гремлинов», а в будущем — «отца» Поттерианы. Сюжет развивался в африканских джунглях, где Джонс искал таинственный Сад персиков бессмертия (что-то вроде Святого Грааля). Первоначальный вариант включал дикие африканские племена, японских пиратов, нациста с механической рукой, студента подопечного Джонса и новую любовную линию — доктора Клэр Кларк. Как и в «Последнем крестовом походе», Индиана встречал стражника артефакта, здесь — Короля обезьян, и стоял перед сложным выбором. Второй вариант сценария делал Короля обезьян полноценным антагонистом, а финальная сцена, по задумке Коламбуса, напоминала эпизод из «Гарри Поттера» — Индиана Джонс должен был сыграть с противником в гигантские шахматы. Фильм предполагал нежить, управляемую волшебным посохом Короля обезьян. Фильм начинался с энергичного побега Джонса из шотландского замка и заканчивался свадьбой Индианы и Клэр (с внешним видом, манерами и мимикой Одри Хепберн). Вроде бы все было готово для съемок, но тут Спилберга и Лукаса коснулся «приступ толерантности». Несколько критиков осудили «Храм судьбы» за стереотипное изображение индусов и неуважительное отношение к их религии. Авторы решили быть осторожнее, когда дело дошло до показа «отстающих» африканцев на экране. Обсуждение возможных выходов из ситуации затянулось, и время ушло.

Индиана Джонс и Марсианские пришельцы

После «Последнего крестового похода» авторы вначале согласились, что трилогия должна закончиться. Но через некоторое время Лукас задумал продолжение, меняя 1940-е, показанные в первых трех фильмах, на научно-фантастические 1950-е. Так появилась идея «Королевства хрустального черепа», но изначально она была несколько иной. Сценарий «Марсианских пришельцев» также включал сцену спасения Индианы от атомной взрывной волны, плюс муравьи-хищники, новая любовная линия и возвращение Генри Джонса. Спилберг готовился начать съемки, но выход «Дня независимости» Роланда Эммериха помешал планам — создатели Индианы Джонса не захотели конкурировать с фантастикой о летающих тарелках и инопланетянах, и проект был приостановлен.

Источник: www.imdb.com

Индиана Джонс и Город Богов

В начале 2000-х Спилберг вернулся к герою, решив рассказать о нацистских военных преступниках, скрывшихся в Южной Америке. Фрэнк Дарабонт, автор «Побега из Шоушенка» и будущий создатель «Мглы» и «Ходячих мертвецов», написал сценарий «Индиана Джонс и Город Богов». В нем появилась Мэрион и дочь, идея столкновения с нацистами. Впрочем, Спилберг отказался брать на себя функции постановщика — после «Списка Шиндлера» ему казалось неуместным возвращаться к изображению нацистов на экране в легкомысленном тоне. Лукас предоставил помощь, заменив нацистов русскими и перенеся действие из Второй мировой в период Холодной войны. Сценарий Дарабонта был пересмотрен с введением инопланетян и хрустального черепа. Спилберг и Форд, кажется, согласились с новой концепцией. Но Лукас стремился к более радикальному и фантастическому подходу, и поэтому был заказан новый сценарий у Джеффа Натансона, который назвал его «Индиана Джонс и атомные муравьи». Но, слава богу, дело не дошло до полного абсурда, хотя работа над четвертой частью замедлилась на несколько лет.

Что касается пятого фильма, то нам еще только предстоит оценить его в полной мере и указать ленте достойное место на полке с остальными лентами серии. Лично я был рад возвращению Харрисона Форда на экран. Он великий актер, а Джонс — великолепный персонаж. Возможно, неснятые фильмы о Джонсе могли быть потрясающими, но любой из них точно уступает реализованному и продемонстрированному. В искусстве кино важны результаты, а не только идея и творческое воображение, поэтому давайте радоваться тому, что спустя сорок лет после выхода первого фильма мы все еще можем переживать за любимого персонажа.

Мои новые тексты о новых фильмах и киноклассике вы сможете найти на этой площадке и в телеграм-канале Киноведа в штатском. Смотрите, читайте, берегите себя, и увидимся в кино!