И это ваш топ-15 «Оскара»? Обзор фильма «Солтберн»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Похоже, праздничное безделье вынудило отечественных зрителей обратиться к европейскому артхаусу. Иначе объяснить популярность ленты «Солтберн» трудновато, особенно учитывая наличие пикантных для нашего региона сцен. По оценке экспертов фильм занимает 15-е место в списке претендентов на звание лучшей картины предстоящего «Оскара», однако мнение изысканных зрителей и критиков вовсе не гарантирует вам 2 часа увлекательного кино.


Надёжный план

Режиссёром выступила Эмиральд Феннел, которая, кажется, изголодалась по наградам от киноакадемиков. Три года назад она отметилась проектами «Корона» и «Девушка, подающая надежды», как актриса в первом и как постановщица второго, за сценарий к которому она даже удостоилась «Оскара». И вот, Феннел снова сняла историю про обаятельного социопата, а чтобы поразить критиков наверняка, снабдила своих персонажей актуальными особенностями.

Главную роль в картине исполнил актёр Барри Кеоган, внешность которого будто кричит о том, что прямо сейчас он готовится к съёмкам во втором сезоне «Слова пацана», с чем, возможно, также связана популярность фильма в России. Прямиком из прошлогоднего «Гран Туризмо» в ленту заглянул и Арчи Мадекве. Другие второстепенные роли в проекте исполнили Розамунд Пайк и Кэри Маллиган, недавно отметившаяся в биографической драме «Маэстро».

Розамунд Пайк в своём экранном образе

Дрянной мальчишка

Оксфордский университет, 2006 год. Застенчивый и небогатый паренёк Оливер лишь недавно поступил на курс и всё никак не может обзавестись друзьями, да и, честно говоря, шансов на это у него никаких. Однако счастливая случайность помогает ему познакомиться с самым популярным парнем в кампусе — Феликсом. Между ребятами завязывается дружба, и главный герой наконец попадает в элитную тусовку.

Вскоре Феликс и Оливер становятся ближе, а последний делится своими самыми неприятными воспоминаниями из детства. Выясняется, что главному герою даже некуда податься на каникулы, поэтому Феликс приглашает его в Солтберн — изысканное поместье его семьи. По приезду Оливер понимает, что компанию ему составят избалованные и высокомерные аристократы. Но они даже не догадываются, какие карты держит в рукаве их с виду скромный и простоватый гость.

Первые достоинства и разочарования

У фильма имеется как отличная разножанровая музыка, включающая и академические композиции, и клубные хиты нулевых, так и приятная глазу картинка, хотя соотношение сторон 4 к 3 выглядит как необязательное решение. Также обнаружилась и парочка сюжетных поворотов, хотя главный из них оказался довольно предсказуем. В общем, этот аспект даже имел потенциал, но обернулся досадной неудачей.


Та самая приятная картинка позволяет любоваться лишь вульгарными и порой просто разочаровывающими сценами, которым не хватает остроты и трагизма, пускай им и удаётся вызвать долю отвращения. Пожалуй, основной задумкой был контекст этих эпизодов, а именно конфликт героя с высшим обществом. Но единственный «рабочий» поворот попросту ломает этот сюжет, лишая его темы социального неравенства, о котором так твердят критики.

Сюжет и его «герой»

Главному герою не хватает предыстории. Было бы справедливо объяснить или просто намекнуть зрителю почему Оливер такой, какой он есть, и почему он делает то, что делает. Хотя такой подход был бы совсем не в духе «многозначительного» авторского кино, заставляющего критиков строить многочисленные теории. Возможно, некие предположения о личности Оливера можно выстроить из минутной сцены с его родителями, но всё это окажется лишь догадками.

Феннел слишком неохотно размещает сюжетные намёки на то, каких целей добивается её главный персонаж. Речь о тех самых мимолётных деталях, которые трудно заметить с первого раза. Это не прибавило бы финалу непредсказуемости, однако сделало бы повествование более интересным и завораживающим, ведь коллегам режиссёра удалось создать для этого очень подходящую атмосферу.

По итогу же герой весь фильм творит дичь, поэтому вполне предсказуемо он совершает дикости и в финале. Да, актёрская игра Кеогана позволяет сказать, что его персонаж затевает некую более грандиозную пакость, но со временем эти впечатления угасают, и зритель просто начинает ждать финала, уже не надеясь на какие-то сюрпризы от местного сюжета.

Терпите, друзья

Стоит отдать должное оператору «Ла-Ла Ленда», наградившего фильм впечатляющими кадрами. Отдельное спасибо уходит композитору, который сделал саундтрек динамичным и разнообразным, даже заставляющим пробудиться от порой накатывающей тоски. Благодарностей достоин и кастинг-директор, собравший сильных актёров, которые старательно пытались сделать эту картину интересной. Но усилий всех этих людей оказалось недостаточно.

Возможно, наш зритель и правда изголодался по громким зарубежным премьерам, поэтому его внимание к авторскому кино из Европы оправдано. И всё же «Солтберн» далеко не самый удачный пример достойного артхауса, поэтому стоит слегка потерпеть, ведь в преддверии главной кинопремии года интригующие независимые драмы начнут посещать нас гораздо чаще.


Читайте также:

Усыпан прошлогодним снегом. Почему вы зря пропустили фильм «Маэстро» [ОБЗОР]

Обзор фильма «Гран туризмо»: как влюбиться в автоспорт