Храни свои секреты: Почему «Хоббит» не стал также успешен, как «Властелин колец»?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

Кинокомпания Warner Bros. Pictures объявила о начале работы над новыми полнометражными фильмами по мотивам произведений Дж. Р.Р. Толкина, расширяющими вселенную легендарной трилогии «Властелин колец». О грядущих проектах пока известно немного, но мне уже начинают задавать вопросы о перспективах будущих блокбастеров. Раздавать авансы я не тороплюсь, но могу указать, каких проблем авторам новых картин стоит избегать — сделать это проще всего на примере «Хоббита». В свое время трилогия похождений Бильбо Бэггинса должна была повторить успех предшественника, но не смогла даже приблизиться к взятым «Властелином» вершинам. Что пошло не так, разберемся прямо сейчас.

Источник: www.imdb.com

«Властелин колец» считается одной из лучших экранизаций, когда-либо попавших на большие экраны — этого мнения придерживаются и поклонники творчества Толкина, и любители фэнтези, и простые зрители, и специалисты. Шквал премий и призов, обрушившихся на «Возвращение короля» — прямое тому подтверждение. «Хоббит» должен был продолжить триумфальный ход, но существенную часть публики он разочаровал — новая трилогия не дотягивала ни до первых фильмов, ни до книги. В итоге, три новых картины стали необязательным приложением к основной серии, вышедшей в 2001-2003 годах.

Может показаться странным, что картины, не настолько далеко отстоящие от оригинала по времени, снятые тем же режиссером, привлекшие многих уже задействованных прежде актеров, не имевшие проблем с бюджетом и продвижением, вдруг получились заметно более слабыми. Каждый следующий фильм серии «Хоббит» получал все более низкие оценки зрителей, все меньше собирал денег в кинотеатрах, ни об одной ее части не говорили в таких восторженных тонах, как о «Братстве кольца», «Двух башнях» или «Возвращении короля». Что же изменилось за прошедшие между двумя трилогиями девять лет? Как можно было растерять весь имеющийся потенциал? У меня есть ответы. Даже целых шесть. Но стоит пойти по порядку, шаг за шагом.

Источник: www.imdb.com

Одна книга, поделенная на три части

Как известно, «Властелина колец» Питер Джексон изначально планировал снимать в двух частях, опасаясь, что ни одна студия не согласится на риск снимать сразу трилогию. К счастью, New Line Cinema точно считала потенциал истории и дала добро на три картины, так что трехтомник Толкина удачно уложился в комфортный киноформат, удерживая авторский ритм и не меняя сюжета. С «Хоббитом» произошло противоположное — это небольшое литературное произведение должно было быть поделено на два фильма, но маркетинговый отдел WB посчитал, что студии нужна новая трилогия — и короткая повесть пришлось размазать тонким слоем по трем громоздким лентам. Пустот в сюжете было столько, что «Хоббит» хромал на обе ноги из-за неровного ритма и отсутствия напряжения.

Благодаря писательскому таланту Толкина, «Властелин колец» в каждой из частей имеет логичную завязку и финал, плавно связывающий части между собой. Фильмы первой трилогии в результате получились более цельными, их, фактически, можно воспринимать как самостоятельные произведения, и смотреть отдельно (как бы странно эта идея ни выглядела). «Хоббит» старательно, но искусственно порезан на три части — сюжету просто не хватает «мяса», чтобы соблюдать еще и саспенс внутренних переходов. Как итог, вторая трилогия — это один фильм, порубленный на три равных сегмента в произвольных местах повествования. Величия лентам это, конечно, не добавляет.

Источник: www.imdb.com

«Хоббита» снимали в спешке

Ни один режиссер никогда не будет доволен временем, которое ему выделили на подготовку к работе, съемки и постпродакшен, но Питеру Джексону грешно жаловаться на WB и NL в случае с «Властелином колец». За четыре года постановщик успел плотно поработать над сценарием и дизайном будущих картин, основные натурные съемки шли немыслимые 14 месяцев, а затем каждая из трех лент получила по году на доведение до ума — таких шоколадных условий больше не было ни у кого и никогда. «Хоббит» снимался совсем по-другому.

Прежде всего, Джексон изначально отказался от поста режиссера — ему не хотелось конкурировать с самим собой, тем более что свою творческую жажду он утолил сполна. Бразды правления были переданы Гильермо Дель Торо, но студии не удалось найти с мексиканским сказочником общего языка, и тот из проекта выбыл. Питер Джексон фактически против своей воли в условиях цейтнота вынужден был подхватить падающее знамя и возглавить съемки новой трилогии. Режиссер утверждает, что сразу после назначения он оказался на площадке — никакой тебе подгонки под себя сценария, никаких творческих дискуссий, ни одной лишней минуты на подготовку, сразу в бой. По его собственному признанию, на площадке «Хоббита» Джексон никогда не чувствовал себя главным и ведущим — творческому процессу это вряд ли помогало.

Источник: www.imdb.com

Злодеи себя не оправдали

«Властелин колец» в отношении антагониста, возможно, был устроен довольно просто, но это работало. Можно ли придумать более банальный образ вселенского Зла, чем полыхающий красный глаз на вершине черной башни? Вряд ли. Зато потустороннее, но целеустремленное стремление к вершению бед этого глаза не дает усомниться в его эффективности. Добавьте сюда коварство Сарумана и жестокое безумие Дэнетора — трилогия получила впечатляющий ряд злодеев, которые впечатляют своей мощью и пугают темными замыслами.

А что смог предоставить публике «Хоббит»? Дракона, который по сути является обычным скопидомом, не претендующим на вселенское могущество или уничтожение мира. После величественного зла первой трилогии компьютерный ящер-переросток пугает не больше орка из «Возвращения короля». Джексон приложил немало усилий, чтобы показать Смауга максимально злобным, чтобы добавить экранного времени и сюжетного значения оркам Азогу и Болгу, но этого явно было недостаточно. Как бы нелепо это ни звучало, но в «Хоббите», простите за каламбур, зла не хватает.

Источник: www.imdb.com

Связь «Хоббита» и «Властелина колец» хромает

К «Властелину колец» Джексон обратился со всем возможным уважением и даже трепетом — фильмы и книги соответствуют друг другу на 90 с хвостиком процентов. Небольшой критике фанатов подверглось только навязанное режиссером выпячиванием на первый план эльфов. В «Хоббите» из-за проблем с нехваткой оригинального текстового материала появилось несколько сюжетных линий, которые сочинялись на коленках. Появилась Тауриэль, которой не было в книгах, в эпизодах появился Фродо, гном Кили внезапно вышел на передний план.

Но хуже всего получилось сплетение двух трилогий. Для привлечения аудитории оригинальной трилогии в «Хоббита» пришлось добавить не только Фродо, но и Леголаса. И это только из очевидных связующих звеньев — главное скрывается на более глубоком уровне восприятия. Дело в том, что в «Хоббите» не должно и не могло быть никаких эпических сражений — читатели отлично знают, что это история путешествия туда и обратно небольшой компании персонажей, все битвы случаются только во «Властелине». Но студии нужна была та же формула, что с первой трилогией, и Джексону пришлось сочинить вселенское противостояние на пустом месте. Масштаб, может, и появился, но ощущения воодушевления он не вызвал.

Источник: www.imdb.com

Графика слишком заметна

Две трилогии заметно отличаются визуально — это отметили даже самые непредвзятые зрители, ожидающие на экране визуального наслаждения. Да, во «Властелине колец» достаточно компьютерной графики, и кое-где она на сегодня заметно устарела, но любим мы его не за это. Джексон в первых фильмах охотно использовал практические спецэффекты, реалистичные трюки и приемы оптических и декоративных иллюзий. Как ни странно, это добавило Средиземью реалистичности, привнесло особый колорит и позволило зрителю влиться в атмосферу похода героев. «Хоббит» посчитал, что компьютер может заменить все.

Во второй трилогии команда создателей спецэффектов полностью положилась на графику и тем убила особенный сказочный дух истории. Компьютерными моделями заменили всех фэнтезийных персонажей — заметно более мультяшными стали Голлум, орки, тролли, временами кино превращается в большой анимационный фильм, который сложно воспринимать всерьез. Отчасти это связано с тем, что «Хоббита» снимали с прицелом на стерео, 3D и показ со скоростью 48 кадров в секунду, а дополнительное измерение и четкость способны разрушить многие практические иллюзии. Как бы там ни было — сказка была растоптана бездушной цифрой.

Источник: www.imdb.com

Новое «братство» не сработало

Во «Властелине колец», конечно, был главный герой, но зрители прекрасно запомнили и его окружение. Братство кольца — это уникальный набор персонажей, созданный сбалансированным актерским ансамблем. В группе всего девять участников, они очень мало времени проводят в полном составе, но мы отлично их помним и легко отличаем друг от друга. Вот ворчливые гномы, вот шутливые хоббиты, вот угрюмые воины, вот себе на уме волшебник — у всех есть возможность проявить себя и запасть в душу. И даже разделившись Братство получило равноценные группы — зритель переживает за все три ветви сюжета.

Персонажи «Хоббита» — головная боль неподготовленного зрителя. Мало того, что путешественников теперь 15, так еще и большинство в группе составляют гномы, одинаковые на вид и по именам. К тому же почти все три фильма новое братство двигается вместе, а потому на каком-то этапе публика просто перестает за ними следить, слишком все тускло. Если членов «Братства кольца» вспомнить несложно даже по истечении 20 лет, то балинов и далинов вы не вспомните даже половину. Немыслимыми усилиями из толпы выделяются только Торин, Кили и Ори. В итоге воспринимается это так, что «Хоббит» — путешествие Бильбо и толпы каких-то бородатых коротышек.

Источник: www.imdb.com

Безусловно, авторы будущих картин должны обратить внимание и на еще одно недавнее произведение, охватывающее ту же вселенную — в 2022 году на платформе Amazon вышел сериал «Кольца власти», сюжет которого опирается на заметки Толкина, так и не выросшие в самостоятельную книгу. Хотя большое сообщество поклонников оригинальных книг и фильмов Джексона, телешоу отвергли, стоит отдать должное — его создатели явно учли некоторые ошибки «Хоббита». Так, например, нужно отметить, что в сериале многие декорации сделаны «вживую», а графика используется в ограниченных количествах. Как минимум, это дает картинке «ламповость» и ощущение сказочности.

В то же время, «Кольца» совершают некоторые отходы от канонов (где это виданы гномихи без бород?) и несколько чрезмерно пытаются вписать себя в имеющуюся киновселенную. Из-за специфики драматургии сериал сценарно больше похож на стандартные теледрамы, чем на эпическое повествование фильмов, но тут уж ничего не попишешь — делить сезон на серии сложно. Мифическое повествование, присущее книгам Толкина и первым трем лентам Джексона, сериал тоже поддержать не способен, поэтому и он не имеет большого веса, это еще одно приложение к «Властелину колец» 2001-2003 года.

Источник: www.imdb.com

«Битва пяти воинств», заключительная часть трилогии «Хоббит», вышла десять лет назад, и главный вывод, который можно сделать, спустя годы — «Властелин колец» оказал на мировую культуру гораздо большее влияние, чем его продолжение. Нет, «Хоббит» совсем не плох, это все еще необыкновенно крутое фэнтези, а на фоне многих вышедших в 2010-х блокбастеров это подлинный шедевр, но влияние и признание оригинальной трилогии сложно переоценить, и вторая серия картин до нее точно не дотягивает. «Властелин колец» был номинирован в общем на более чем 800 призов, премий и наград и получил 475 из них. Фильму посвящены музеи и тематические парки, фанаты обсуждают их сегодня не меньше, чем в 2000-х. Наряду с «Гладиатором» Ридли Скотта это символ начала века в мировом кино. А «Хоббит»… Эх…

Не стоит зря торопиться в комментарии — я отдаю себе отчет в том, что до Питера Джексона и Энди Серкиса, которые будут продюсировать и режиссировать, как минимум, один из новых фильмов, мои слова вряд ли дойдут. Но текст и не им предназначен. Скорее, мне интересно разобраться в вопросе самому. Надеюсь, вы предложите свои версии того, чего не хватило «Хоббиту», чтобы встать с «Властелином колец» на одну ступеньку. А может, найдете контр аргументы и докажете, что трилогии равнозначны — вот это мне будет интересно почитать. В любом случае, давайте обсуждать кино по существу, оно этого заслуживает.

Источник: www.imdb.com

И пока вы собираетесь с мыслями, я уже сажусь за следующий кирпич из букв, предложений и абзацев — непременно будет интересно. Если такие тексты вас не пугают, заглядывайте на канал регулярно, я пишу много и часто о новых и не очень фильмах и сериалах — равнодушными эти статьи никого не оставляют. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

Изображение в превью:
Автор: Peter Jackson
Источник: www.imdb.com
Приключенческий фильмСказка
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Подписывайтесь на telegram-канал «Киновед в штатском»!

23 комментария

E
Хоббит лучше, динамичнее.
M
Ну, имхо естественно, властелин очень хорошо снят и поставлен — как художественное произведение, картинка почти везде как хорошая фотография. Такое не часто встречается. Но абсолютному большинству это пофиг, потому что от фильма (не от этого конкретно, а от любого) ждут другого. Хоббит снят как более массовый продукт. И опять же время прошло, в 90-х один стиль в нулевых, 10-х — другой.
s
Аналогично, мне и книга и фильм «Хоббит» понравились больше, при всех недостатках. Денег, кстати, трилогия Хоббита собрала примерно столько же сколько и ВК, плюс-минус по миллиарду с фильма. А премии ничего особо не значат сейчас.
Мартин Фримен актер поинтереснее Элайджи Вуда, насколько их можно противопоставлять.
g
Книги отличаются гораздо больше, чем фильмы. Я на релизе Хоббита вышел из кинотеатра разочарованным полностью — надеялся на легкое юмористическое повествование в духе повести, а получил ещё одну серию властелина колец на пафосе и надутых щеках.
S
>>все битвы случаются только во «Властелине»
Что за хреноту мы только что прочитали?!!!
К
Балин Двалин — Сталин. Фили Кили — Джугашвили.
I
По сути у Хоббита только один критичный недостаток — растянутость. Всё остальное можно простить.
105619348277359523538@google
только в первом переводе Гоблина можно слушать это тягомотину
W
После того как дочитал до «новая трилогия не дотягивала ни до первых фильмов, ни до книги», можно было не продолжать, но я совершил ошибку. Многие тезисы не соответствуют действительности, автор статьи старательно пытается подбить факты и выводу под конкретную мысль. Только зачем?
Книга и трилогия фильмов совершенно разные, объединяет их только костяк сюжета. Книга максимально простая и поверхностная, я бы даже сказал схематичная, будто автор просто практиковался. Были претензии от некоторых зрителей к фильму, что они пришли на лёгкую весёлую историю какой является книга, а им показали очередное эпическое фэнтези. Понять их можно, а то что лучше, то тут и сравнивать не с чем. Разбирать остальную писанину у меня времени столько нет.
П
Прочитал, стараясь не прилепить ладонь к лицу. «Битв в Хоббите не должно быть». Ага, Битва пяти воинств для автора пустышка? Ну и да: благодаря харизматичным гномам фильм просто шедевр. И побоку, что я не помню, кто из них кто — я и людей в большой компании бы не запомнил за девять часов общения. Благодаря Бомбадилу трилогия шедевр — а ВК я обплевал именно за вырезанного его же, и могильники. Бильбо стократ харизматичнее унылого Фродо. И да, Властелина я так и не осилил все части без гоблинского перевода — а Хоббита даже не хотелось смотреть в смешной версии. Даже не знаю, все ли части гоблин перевёл. И уж точно Смог гораздо эпичнее и шикарнее Саурона, Сарумяна и прочих Денеторов. Кстати, местный Денетор и здесь водится. Стоп… Вы его упомянули, но я крайне смутно помню, где он там и что делал в ВК. А уж король гоблинов, или Азог… Это прям личности! Это прям каждый шедевр. Я уж не говорю. А нет, говорю — про Дарина, гнома, с как их, северные горы вроде? Дааааа… Тот отжигал по полной, ворвавшись в битву кавалерией на кабанах! Да разве всё упомнишь? Книга Властелин была шедевром — но фильм оказался разочаровывающими обрезками сюжета, порванного и покромсанного. А Хоббит был детской, а потому скучной для взрослого сказкой — но на экране стал шедевром. Ох, эта песня гномов… До сих пор в ушах звучит мрачный напев*_* Впрочем, в кино я не ходил — не люблю, знаете ли, портить впечатление чавкалкой попкормовой. А вот в киносервисе у меня вся трилогия куплена в расширенном варианте:)
Н
Ерунда этот пост. Вы бы хоть книгу почитали. В хоббите достаточно битв (хоть их и немного). Если читать книгу то она скорее как сказка для детей, а экранизация уже будет поинтереснее и для взрослой публики.
R
Пускай, но все равно, хоббита можно пересматривать, позитивные эмоции от просмотра присутствуют, он сделан с душой, да хуже властелина, но то не достижимый уровень, а хоббит все равно лучше большинства того шлака, что сняли после него.
h
Спасибо статья все по делу!
Знал что сценарий здесь реально не большой на одну серию, растянули на трилогию. Сравнение с первой трилогией бессмысленно!
Единственное что не знал что снимали все быстро и не подготовленно. Ну если так тогда это в плюс, чем в минус (то что вышло на экране).
M
Властелин колец — глубокое, сложное произведение с двойным дном, из чего проистекают проработанные персонажи, это большой трехтомный роман, венец не только творчества профессора, а всего жанра в целом. Чтобы экранизировать такого мастодонта нужно резать и резать, чем Джексон собственно и занимался понимая что всего ВК ему не уместить даже в совсем не маленький данный ему студией хронометраж.
Хоббит — маленькая книжка, как тут подчеркнули в комментариях схематично написанная, чтобы соответствовать хоть на долю мифологии оригинальной трилогии Джексон(и Дельторо до его ухода с поста) и команда на протяжении всего постпродакшна наращивали на сюжет мяса, отсюда квест Гэндальфа, и другие побочные сцены присутствующие только в черновиках и приложениях ВК, и не каноничный персонаж Тауриэль, присутствие Леголаса, придурочный Альфрид. Все это убрать будет как сказка Колобок на фоне Войны и мира, грубо говоря, где веселая компашка карликов в разноцветных капюшонах укатилась от троллей, укатилась от гоблинов, укатилась от варгов, укатилась от павуков, ну вы поняли…
На самом деле сценарная команда Хоббита постаралась хорошо, но за Толкина ВК 2.0, они по понятным причинам, написать не смогли. Фанатские грезы о экранизации Сильмариллиона, как о потенциальных фильмах не хуже оригинальной трилогии тоже не совсем оправданы, это большая предыстория мира, но без персонажей, в привычном понимании, которых мы любим по фильмам, всех ниточек которые свяжутся под финал, в конце концов без драмы. Во Властелине ты буквально проживаешь с Фродо, гордишься Арагорном, в других произведениях Толкин не ставил таких задач разухабистый Туда и обратно и близко не рядом, а Джексона лишь подгонял новую экранизацию под нужды уже экранизированной, кому-то этот подход не понравился, и тем не менее получилось увлекательно.
Жду Охоту на Голлума, пересматривая по настроению две уже состоявшиеся трилогии
E
Главная проблема возможной экранизации Сильмариллиона это то, что его никто не читал кроме самих толчков. То есть нужен будет сценарий и режиссура высочайшего класса чтобы это подать кому то кроме гиков
А
Ну как бы и книжный Хоббит слабее трилогии, имхо.
S
Книжный Хоббит — небольшая сказка для детей. А ее начали натягивать на три фильма, да еще с идиотскими вставками.
Отсюда и навевающие зевоту получасовые бегания от дракона в горе и прочая ересь.
E
Что за бред я только что прочитал?? Толчки в массе позитивно приняли сериал, а уж критичнее них нет никого в данном случае.
ЗЫ Битва пяти воинств вам шутка что ли? Нет у него в хоббите сражений, понимаешь…
В
Можно хвастаться что пишешь много, это свободная страна, но… Не пиши больше. Честно.
R
Пост хороший, но вы все-таки не во всём правы! Для меня и ВК и Хоббит по разному прекрасны)
104277014650017141848@google
Как по мне, хоббит слишком мультяшный. Оригинальная трилогия куда мрачнее и серьезнее
S
Есть такая пословица: не хочешь срать, не мучай жопу. Этим все и объясняется. Властелина Джексон мечтал снять. А решение снять Хоббита продиктовано только желанием загрести денег. Сняли бы один фильм — может что-то и получилось бы. А так в результате мы получили три фильма-аттракциона.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Озеро Бабошкино — маленькое чудо ближнего Подмосковья

Ближнее Подмосковье всё изъезжено и истоптано, и, кажется, что всё интересное об этих местах уже рассказано по 50 раз минимум. Но иногда к некоторым необычным местам мы настолько привыкаем, что уже...

Почему просто не высыпать весь мусор в вулканы? Что может пойти не так (спойлер: всё)

Идея сбросить весь наш мусор в жерло вулкана кажется соблазнительно простой. Представьте: огромная природная печь, способная поглотить отходы человечества без следа. Казалось бы, что может...

Почему медали носят на груди: краткая история и символика наград

Медали, как символы достижений и признания, занимают особое место в нашем обществе. Их носят на груди, чтобы подчеркнуть важность заслуг и продемонстрировать уважение к достижениям (не только...

«Глухой перевод»: веселое развлечение за новогодним столом

Новогоднее застолье — это не только вкусные угощения и традиционные тосты, но и прекрасная возможность создать незабываемую атмосферу веселья. Игры и развлечения в новогодний...

Почему в СССР трактор К-700 получил прозвище «Цыпленок» и как его называли в Германии

К-700 «Кировец» — это больше, чем просто трактор. Это символ эпохи, техническая легенда, которая навсегда вписала своё имя в историю советского сельского хозяйства. Но, как часто бывает...

Хватит ли подземных рек водорода для экологичного энергетического будущего? Ученые рассчитывают минимум на 200 лет

Водород — это не просто легкий газ, но и многообещающий источник энергии, способный совершить революцию в нашем энергетическом ландшафте. Представьте себе: топливо, которое не загрязняет...