«Гремлинам» — 40! Как Стивен Спилберг превратил заурядный хоррор в классику семейных приключений

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Кино и сериалы

Наверное, ни в одном виде искусств произведение не претерпевает настолько разительных преображений, двигаясь от идеи к финальному воплощению, как в кинематографе. Художник изначально держит в голове композицию своей будущей картины, музыкант живет мелодией, на которую накладываются дополнительные аккорды и гаммы, но в кино режиссер и сценарист порой на выходе получают нечто противоположное тому, что задумывалось изначально. Это не хорошо и не плохо, это всего лишь один из аспектов большой индустрии, который всегда нужно держать в уме. И сегодня я как раз хочу привести вам пример того, как фильм может измениться до неузнаваемости, мучительно выбираясь из вороха сценарных набросков на пленку. Этим примером будут «Гремлины»…

Источник: www.imdb.com

8 июня 1984 года, ровно 40 лет назад студия Warner Bros. с опаской отправила в широкий прокат картину, которая ломала сразу несколько жанровых стереотипов. «Гремлины» были хоррором, но рассчитанным на семейную аудиторию. Это была черная комедия, но юмор в ней содержался весьма циничный. Наконец, это было праздничное приключение, но пересматривать ленту в канун Рождества тогда казалось безумием. И все же фильм стал суперхитом — он 20 раз окупил свой производственный бюджет, получил высочайшие баллы от критиков и обзорщиков и вошел в коллекцию лучших картин 1980-х. Но если бы вы только знали, из какого сора вырос этот шедевр… Хотя, что это я? Конечно же, вы узнаете об этом, и узнаете прямо сейчас.

Сегодня «Гремлины» особенно ценятся за филигранное балансирование на грани ужаса и комедии, треша и беззаботности, отвращения и легкомысленности. Тем труднее поверить в успех картины, которая изначально задумывалась совершенно иной. Сценарий будущего кинохита прошел множество доработок и редактур, и лишь вмешательство Стивена Спилберга, принявшего в проект пост исполнительного продюсера превратило «Гремлинов» из ужастика категории «Б» в приключенческое зрелище для всей семьи самого высокого уровня. Разумеется, львиная доля признания за картину мы должны адресовать сценаристу Крису Коламбусу и режиссеру Джо Данте, но финальное «Браво» все же следует обратить мэтру с аккуратной бородой и в незатейливой бейсболке.

Источник: www.imdb.com

В чем же суть перемен, постигших «Гремлинов»? Прежде чем отметить изменения, внесенные Спилбергом, стоит понять изначальную концепцию проекта — а она была много более мрачной и кровавой. Объясняется такой тон очень просто — WB, в общем-то и не планировала снимать семейное кино, прицел у студии был на фильм ужасов для старших тинейджеров и молодых людей. Потому-то в режиссерское кресло и был приглашен Джо Данте, автор таких страшилок как «Пиранья», «Вой» и «Сумеречная зона». Данте включил весь свой талант пугать публику и заставлять аудиторию кинозалов визжать от страха и отвращения к кровище, и, судя по всему, получилось так страшно, что студии пришлось дать «заднюю».

Чем же Данте так напугал заказчика? Из разных интервью и документалок известно о двух важных деталях, которые были в первоначальных планах «Гремлинов», но затем были из сценария вычищены. Прежде всего, в изначальном сценарии не было гоблина по прозвищу Страйп — Джо Данте хотел, чтобы Гизмо, милый и пушистый прародитель мелких монстров, обратился в злобного гремлина. Именно на него должны были охотиться Билли и Кейт — и никаких им симпатичных помощников. Режиссер разумно посчитал, что ужасы должны содержать своеобразную сцену предательства — магвай, которого Билли успел полюбить, неожиданно показывал чудовищную сущность и обращался против своего нового друга.

Спилберг посчитал этот сценарный ход расточительным с той точки зрения, что Гизмо получился слишком симпатичным персонажем, чтобы отказываться от него уже в первом акте. Отец «Инопланетянина» оказался прав — обаяшка-пушистик стал одним из самых очаровательных и узнаваемых персонажей в мире кино, а его фигурки расходились с прилавков, как горячие пирожки. При этом возникла небольшая этическая коллизия — Гизмо, фактически, пришлось заняться уничтожением собственного потомства, но создатели «Гремлинов» на эту чепуху отвлекаться не стали. В конце концов, кто его знает, как у этого вида принято — может у них так принято, поедать собственных детенышей, пока те все вокруг не разнесли.

Источник: www.imdb.com

Другим аспектом, который радикально переправило вмешательство Спилберга, стала весьма жестокая сцена и сюжетный поворот, касавшийся матери Билли Линн. Первоначальный сценарий подразумевал, что ошалевшие гремлины во главе со Страйпсом должны были учинить кавардак в доме Пельтцеров, а попытавшуюся им противостоять маму главного героя должны были убить. Больше того, умереть она должна была от обезглавливания, а ее голова должна была скатиться с лестницы под ноги сыну вернувшемуся домой — Данте полагал, что такой поворот заставит зрителя по-настоящему вздрогнуть.

Своим авторитетным решением Стивен Спилберг полностью переписал этот эпизод — из схватки с монстрами у него Линн выходила победительницей, голову отрывали не ей, а одному из гоблинов, а самой кровавой деталью в сцене стал взрыв одного из гремлинов в микроволновке. Внимательные зрители, кстати, наверняка легко обнаружат, что в последующем сюжете Линн места нет — а потому Билли просто увозит мать к врачу и больше про нее не вспоминает. Казалось бы, нелепая забывчивость — только что ты спасал родного человека, а потом отмахнулся от любых о ней забот — но такое бывает, когда сценарий редактируется в одном месте, а в другом остается прежним.

Сегодня можно часто увидеть новости о том, что студия и режиссер расторгли контракт на съемку фильма из-за «творческих разногласий». Казалось бы, таких разногласий в совместной работе Спилберга и Данте было достаточно для разрыва отношений, но «Гремлины» все же были сняты. При этом Данте и Спилберг все эти годы не устают осыпать друг друга комплементами. В чем же их секрет? Лишь в том, что эти соавторы очень удачно совпали. Джо Данте видел в Спилберге авторитетного специалиста, который не просто лезет с правками, а делится видением и объясняет, почему тот или иной ход сработает лучше. Стивен в свою очередь восхищался уникальным взглядом молодого коллеги на жанр и искусство в целом, а потому в остальном дал ему полную свободу от души повеселиться за камерой.

Источник: www.imdb.com

Кстати, проникновением в сценарий участие Спилберга в «Гремлинах» не ограничилось — ему досталось камео, а в благодарность за преподанные уроки Данте добавил в свой фильм несколько отсылок к лентам учителя: от пародийной афиши «Индианы Джонса» до куклы Инопланетянина среди игрушек в магазине. Поэтому «Гремлинов» вполне можно считать детищем не только Коламбуса и Данте, но и Стивена Спилберга — без его умелого продюсирования и ценных советов картина была бы совсем иной, с иным настроением и атмосферой, более жестокой, а следовательно и рассчитанной на другую аудиторию. Вполне вероятно, что многие из нас о ней и не узнали бы ничего, как о каком-нибудь «Декодере» или «Токсичном мстителе»…

Полагаю, что вам и половины этого текста было достаточно для того, чтобы отложить все другие дела и найти возможность посмотреть «Гремлинов» еще раз. Не могу вам этого запретить, я и сам с удовольствием смотрю такие ленты при любой возможности. Все-таки 1980-е и 199-е во многом определили наше восприятие мира. Вне зависимости от того, когда вы впервые увидели «Терминатора», «Кошмар на улице Вязов», «Крепкого орешка», «Чужих», «Охотников за привидениями» или «Назад в будущее» — в прошлом веке или уже в 2020-х — эти картины оставляют след. А потому и возвращаться к ним мы будем еще долго. По поводу и без. Но сегодня повод есть — сорок лет все-таки!

Источник: www.imdb.com

А пока вы пересматриваете «Гремлинов» и ищете в кадре Стивена Спилберга (подсказка — он с бородой, но без кепки), я переключусь на написание новых текстов. Если материалы такого рода вам не кажутся унылыми, скучными, длинными и вторичными, заглядывайте на канал регулярно — статьи публикуются часто и по самым неожиданным направлениям. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!

Изображение в превью:
Автор: Joe Dante
Источник: www.imdb.com
КомедияБоевикПриключенческий фильмСказкаТриллерФантастический фильмФильм ужасов
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Подписывайтесь на telegram-канал «Киновед в штатском»!

2 комментария

Guska007
Фильм был классным, особенно в те времена.
h
Смешной фильм.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

KZ AS10 Pro — обзор внутриканальных арматурных наушников с пятью арматурными драйверами на канал

Обновленная модель полностью арматурных наушников AS10 обзавелась приставкой Pro и другой настройкой звука. На этот раз KZ выпустили их в коллаборации с Linsoul. Какое именно участие они...

Обзор крепления для телефона на самокат или велосипед Halten H-02. Удобно и надежно

При выборе аксессуаров для вело- или электросамокатов важную роль играет удобство и надежность устройств для фиксации смартфона. В сегодняшнем обзоре я расскажу о таком устройстве, а точнее о...

Производительный и недорогой планшет с диагональю 13": обзор teclast t65 max

Новинка оснащена огромным по меркам планшетам дисплеем с соотношением сторон 16:10 и разрешением 1920x1200. В качестве процессора используется Helio G99, который не супер шустрый, но на голову выше...

Как правильно стирать кроссовки в стиральной машине, а потом их сушить?

Для спорта и повседневной носки самая популярная обувь — это кроссовки, но даже при регулярном уходе грязь и пыль впитываются в поверхность материала. Чтобы сэкономить средства на...

Ваш телефон – не совсем ваш: что такое подмена SIM-карты и как не стать жертвой

Век цифровых технологий подарил человечеству не только комфорт и безграничные возможности, но и новые угрозы, скрывающиеся в виртуальных лабиринтах. Среди них особо выделяется подмена...