Главные фильмы крёстного отца зомби-жанра — Джорджа Ромеро

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Джордж Ромеро (1940-2017) также известный как отец фильмов зомби — американо-канадский режиссёр, который снимал разные жанры, но прославился серией зомби-хорроров. На видение и изображение зомби в современной популярной культуре оказали значительное влияние его хорроры. Фильмы режиссёра о зомби происходят в одной вселенной, но не связаны общей сюжетной линией или персонажами.

ДжорджРомеро со своими созданиями
Источник: www.cbsnews.com

Серия состоит из четырёх фильмов:

  1. Night of the Living Dead / Ночь живых мертвецов, 1968
  2. Dawn of the Dead / Рассвет мертвецов, 1978
  3. Day of the Dead / День мертвецов, 1985
  4. Land of the Dead / Земля мертвецов, 2005

«Ночь живых мертвецов» — дебютный фильм режиссёра, вышла ровно 65 лет назад, 1 октября 1968 года.

Второй фильм серии, «Рассвет мертвецов», тоже празднует юбилей, он вышел 55 лет назад, в сентябре 1978 года. Чего можно ожидать от фильмов Ромеро? Как он показал зомби на экране? Об этом в сегодняшнем материале.


Night of the Living Dead / Ночь живых мертвецов, 1968

Ночь живых мертвецов, 1968
Источник: pt.slideshare.net

Первая режиссёрская работа Ромеро и первый его фильм о живых мертвецах. Фильм рассказывает о девушке Барбаре и её брате, которые приехали на кладбище к какому-то родственнику и были внезапно атакованы самым настоящим зомби. Брат погибает в схватке с живым мертвецом, а Барбара выживает, добирается до ближайшего дома и баррикадируется внутри благодаря помощи незнакомого темнокожего мужчины. Вскоре к ним присоединяются ещё две пары мужчин с женщинами. Выживут ли они, смогут ли убежать — вот в чём вопрос.

Апокалипсис только начался, цивилизация, какой мы её знаем не пала, но повсюду ходят зомби. Очень точно показано начало конца, грамотно проработаны зомби. Многие из них мало отличаются от живых людей внешне, но охотятся за человеческой плотью. При этом они очень медленные, и от них можно убежать. Ромеро показал людей, впервые попавших в критическую ситуацию и ещё не потерявших надежду на восстановление жизни в прежнем виде.

Фильм вышел в прокат в 1968 году. Для США это было время, когда к темнокожим в кино относились прохладно, им разрешали сниматься, но на главные роли их не брал никто. Никто кроме Джорджа Ромеро, который в духе первопроходца разом нарушил все устои.

Зомби-хорроры существовали и раньше, но обычно шли рука об руку с магией вуду. Джордж Ромеро задал новую планку жанру: не только отвязал от магии, но и «очеловечил» кино о зомби, сдвинув фокус на выживание людей во время апокалипсиса.

Фильм чёрно-белый, концовка грустная, но смотреть стоит. Это классика.

В главных ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О'Дэй, Карл Хардмен

Рейтинг IMDB: 7.8/10

Моя оценка: 8/10

Dawn of the Dead / Рассвет мертвецов, 1978

Рассвет мертвецов, 1978
Источник: elcinema.com

Второй фильм в серии, спустя ровно десять лет. Вторая картина уже цветная, но апокалипсис прежний. Режиссёр даёт это понять грамотно, добавив сцены с телевидением и той же передачей, которую можно было увидеть в первом фильме. История завязывается, когда репортёр в добровольно-принудительной манере хватает свою девушку, к ним присоединяются двое спецназовцев и все улетают на вертолёте. Во время скитаний они находят неплохой торговый центр, который можно использовать как убежище, начинают его зачищать и создавать условия, комфортные для жизни без зомби.

Фильм снова не столько об апокалипсисе и борьбе с зомби, а больше о людях, превозмогании трудностей ради достижения чего-то большого и важного — создания убежища. Не все доживают до конца, а тем, кто выживет, придётся нелегко без потерянных близких. Потеря может отбить желание жить, и вся эта информация так легко считывается с экрана, но при этом подаётся совершенно не навязчиво. И зомби здесь крайне интересные, за ними интересно наблюдать, их интересно понимать и разглядывать.

«Рассвет мертвецов» имел оглушительный успех и мгновенно стал хитом в кинотеатрах. При бюджете в полтора миллиона долларов, фильм собрал более 180 миллионов по всему миру, породил череду подражаний и несомненное признание критиков.

До Ромеро никто и не думал добавлять в фильмы про зомби какой-то социальный комментарий. И если «Ночь живых мертвецов» можно было списать на удавшийся эксперимент, то «Рассвет» принёс Джорджу признание и звание заслуженного автора, показавшего, как надо делать хоррор.

Ромеро при помощи зомби раскрыл человеческие внутренности в прямом и переносном смысле, он показал, чего человек боится, чего он втайне желает, не желая признавать даже себе. И этот путь оказался очень прибыльным.

В главных ролях: Дэвид Эмджи, Кен* Фори, Скотт Х. Рейнигер

Рейтинг IMDB: 7.8/10

Моя оценка: 9/10

Day of the Dead / День мертвецов, 1985

День мертвецов, 1985
Источник: www.primevideo.com

Заключительный фильм оригинальной трилогии Ромеро. Группа выживших под руководством военных укрывается от зомби в бункере. Среди выживших есть и учёные, которые пытаются найти лекарство от зомби-заразы. Один из самых выдающихся учёных по прозвищу Доктор Франкенштейн делает большие открытия, но его методы, мягко говоря, спорные. Главной героине, доктору Саре Боуман приходится делать выбор, на чьей она стороне — с учёными или с военными. Это классический конфликт гражданских и военных, правительства и народа, представленный через призму зомби-апокалипсиса.

Как всегда, зомби изображены очень интересно. Оказывается, у них есть чувства, у них есть память и они даже могут думать и говорить. Фильм снова скорее про взаимоотношения разных людей в условиях апокалипсиса. Им приходится принимать крайне важные решения не только для того, чтобы не стать зомби, но и для того, чтобы остаться людьми.

Если ещё не оценили, то обратите внимание на названия фильмов: ночь, рассвет и день. Ромеро с самого начала знал, что за фильмы он сделает, как и сколько их будет. Он всё спланировал ещё 20 лет назад, если не раньше. Недаром Тарантино считает его гением, Ромеро и есть гений.

В главных ролях: Лори Кэрдэйл, Терри Александр, Джозеф Пилато

Рейтинг IMDB: 7.1/10

Моя оценка: 8/10


Land of the Dead / Земля мертвецов, 2005

Фильм Ромеро, который никто не ожидал, но все были рады его выходу. Я смотрел его когда-то давно, ещё в детстве, не помню как и на чём, помню только, что он мне тогда понравился. Недавно я посмотрел видео про броневик из фильма, вспомнил и захотел посмотреть снова, заодно вместе с остальными работами режиссёра.

Как раз на броневике сюжет и завязан. Сотрудник охраны защищённого города по имени Чоло ДеМора (Джон Легуизамо) угоняет автомобиль, а другой сотрудник по имени Райли Денбо (Саймон Бейкер aka «Менталист») — конструктор «Мертвецкого Патруля» — нанят главой города, чтобы вернуть транспорт. Тем временем мертвецы, ведомые темнокожим зомби-заправщиком, отправляются на миссию по захвату этого города.

Сложно точно определить моё отношение к этому фильму сейчас, когда я ознакомился с предыдущими работами серии. С одной стороны — это крутейшее окончание серии: Ночь, Рассвет, День, Земля. Всё, это конец, этот мир больше не принадлежит людям, это земля мертвецов, они максимально эволюционировали и превратились в доминантную форму жизни.

С другой стороны — это боевик, экшен с примелькавшимися тут и там актёрами. Персонажи очень колоритные, но это делает их меньшими людьми, менее реалистичными, а в предыдущих фильмах все люди как раз были настоящими. При этом на персонажей в «Земле мёртвых» смотреть интереснее и те, кому хочется сопереживать делятся на два лагеря: хорошие парни во главе с Денбо и зомби во главе с колоритным темнокожим работником заправки.

Но есть ещё одна сторона, ребро монеты. Некоторые непонятные моменты. Например, почему зомби идут убивать человека, которого они никогда не видели и не могут подозревать, что он во главе? Почему именно его? Или совершенно тупые сцены типа «аа, помогите, меня вот-вот сожрёт зомби» в то время, как окружающие смотрят, целятся оружием в зомби и говорят «чёрт, я не могу прицелиться». Не можешь прицелиться — подойди ближе или возьми уже какую-нибудь палку, или прикладом ударь, ну блин. Или когда люди, прожившие в апокалипсис так долго, работающие в охране, стреляют по зомби просто во все стороны. Ладно, когда босс палит в плечо и надеется, что застрелил, но когда профессионалы стреляют очередью куда попало, лишь бы не в голову, хочется подойти и провести инструктаж. Предыдущие фильмы тоже грешили подобным, но в меньшей степени.

Так и получается, что фильм в некотором роде компромиссный: логическое завершение эволюции неживых с сочными персонажами (один напарник Денбо, Чарли Хоук чего стоит), но имеются и недочёты, которые портят общую целостность картины. Я бы очень хотел поставить 10, но поставлю только 8/10, плюсы перевешивают минусы.

В главных ролях: Джон Легуизамо, Азия Ардженто, Саймон Бейкер, Деннис Хоппер

Рейтинг IMDB: 6.2/10

Моя оценка: 8/10


У Джорджа Ромеро есть ещё много замечательных фильмов, но о них как-нибудь в другой раз, а на сегодня у меня всё. Как вам жанр зомби-хоррора? Смотрели ли вы фильмы Джоржда Ромеро? Делитесь в комментариях!

  • * — Кен Даниил Олегович признан(а) иностранным агентом