Фильм «Создатель» (2023): малютка-терминатор против Звезды смерти

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Что будет, если искусственный интеллект уравняют в правах с людьми? Возможно, новые правила примут далеко не везде. Если при этом роботы уже успели натворить дел, вполне может случиться, что их начнут уничтожать — месте с теми, кто готов жить с ними в мире и согласии.


Автор: Кинопоиск Источник: www.kinopoisk.ru

К просмотру фильма «Создатель» (The Creator) я приступал очень неспешно и осторожно. Даже намёк на ветхозаветные мотивы в названии часто служит предостережением — далеко не всякий режиссер способен вытянуть подобные темы. То же касается слов «спаситель», «книга», «завет» и др. в названии — достаточно навскидку вспомнить не к ночи помянутый «Чужой: Завет».

Опасался я не зря. Вместо философского боевика или фантастической драмы эпохального масштаба вышла скорее мелодрама в фантастических декорациях. Впрочем, фильм далеко не так плох, как его сборы.

Примечательно, что кино начали готовить задолго до взрывного развития ИИ-технологий вроде ChatGPT. Начало было положено ещё в 2019 году, а режиссурой и сценарием занялся британец Гарет Эдвардс, уже выступавший режиссёром и фильмов «Годзилла» и «Звёздные войны. Изгой один». Неудивительно, что мотивы «Звёздных войн» ощущаются буквально на сверхчувственном уровне.

О сюжете

В мире будущего роботы-гуманоиды стали частью повседневной жизни. Роботы-няньки, роботы-кулинары, роботы-полицейские… Наконец, после того, как американцы начали внедрять искусственный интеллект в военный обиход, ИИ дождался своего часа и взорвал в Лос-Анджелесе ядерную бомбу. Почему в Лос-Анджелесе и почему одну — неизвестно. Известно, что после этого отношение к роботам у «просвёщённого мира» во главе с США кардинально изменилось — западный мир начал настоящий геноцид говорящих железяк. В США не ограничились своей территорией — над миром птицей воспарила космическая станция «Кочевник» (NOMAD), представляющая собой гибрид огромного сканера и Звезды смерти из «Звёздных войн» — конечно, всю планету уничтожить она не смогла бы, но если надо, вполне была способна снести ракетами пару деревень, в которых обнаружен враждебный разум.


Тем временем в т.н. «Новой Азии» всё сложилось совсем иначе. Роботов здесь приняли как родных — в обществе наравне уживаются роботы, «имитанты» с человеческими лицами и собственно люди. Имитанты мало чем отличаются от роботов, кроме того, что носят личины людей, впрочем, не особенно скрывая механических частей и своего происхождения. С имитантами можно дружить теснее. Например, один из героев с такой системой, вероятно, сожительствовал.

Из любознательности поставил на паузу фильм в том месте, где показали карту Новой Азии. Оказалось, в неё входят как минимум Япония, остров Тайвань, Таиланд, Индонезия и некоторые другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Своей армии у них, похоже, нет, только полиция из роботов и имитантов — поскольку американская армия делает на территории объединения всё, что захочет, включая удары по территории, высадку десантов и т. д. Тем не менее полная оккупация и «дероботизация» войскам, похоже, не по силам. Почему страны, способные производить роботов такого качества, вообще допускают удары по своей территории, непонятно.

Какую позицию в таком щекотливом вопросе заняли Китай и Индия — не уточняется, и это странно. Или с этими государствами «старой Азии» вопрос уже решили, или просто не хотят терять аудиторию — что в Индии, что в Китае вполне способны запретить прокат фильма, если сочтут, что их страны отображены как-то не так.

Автор: Кинопоиск Источник: www.kinopoisk.ru

Внедрённый для поиска легендарного разработчика роботов Нирматы сержант Джошуа Тейлор настолько вжился в роль бойца местного сопротивления, что завёл среди местных подружку Майю из местных борцов за права роботов — до той степени, что та забеременела. Во время нападения на базу местных агента раскрыли, а Майя и её единомышленники были уничтожены Кочевником.

После провала миссии отошедший от дел Тейлор тосковал в доме с бассейном, когда к нему обратились военные — по их словам, Нирмата создал супероружие, способное уничтожить Кочевника, что сильно изменит баланс сил в мире и помешает истреблению роботов в частности. Тейлор меланхоличен и ему всё равно, но военным удаётся пробудить его интерес, показав видео с живой-здоровой Майей. И тогда он включается в дело, как большой знаток повстанческой базы.

В результате выяснилось, что супероружием оказалась девочка-ребёнок. Точнее — робот-имитант под личиной ребёнка, способный на расстоянии управлять электроникой, и его силы со временем только растут. У Тейлора дрогнула рука, он схватил ребёнка в охапку и пустился в бега от своих бывших коллег и других роботов…


Интересные детали

  • Идея использования роботов детской личине в кино не нова, но опытный военный мог бы задуматься о том, что создатель такого существа способен вполне сознательно давить на психику, создав робота в виде крошечной девочки — будь на его месте T-800, вряд ли у Тейлора дрогнула бы рука. Кстати, концовка в фильме открытая и чем всё закончится, мы, наверное, так и не узнаем из-за небольших сборов;
  • В фильме один из имитантов говорит Тейлору: «Знаешь что мы сделаем, если победим США? Ничего. Нам просто хочется нормально жить». И в этом можно усомниться. По фильму ИИ создавали с учётом изучения человеческого мозга, а на что способны люди, всем хорошо известно;
  • Косвенно существование опасности подтверждают и первые эпизоды фильма: роботы боксируют, роботы разгоняют человеческие беспорядки дубинками, роботы участвуют в полицейских операциях, роботы — не пацифисты;
  • В что разовьётся полноценный искусственный интеллект, можно только гадать. По слухам, недавние увольнения/возвращения Сэма Альтмана из OpenAI напрямую связаны с созданием особо умной ИИ-модели. Возможно, скоро мы увидим, что такое настоящий интеллект. И да помогут нам высшие силы;
  • В то же время в фильме роботы демонстрируют настоящее самопожертвование. Попытавшись спрятаться от ударов американских войск в хижине с настоящими людьми, робот сознательно выбегает назад, чтобы встретить смерть, тем самым спасая их;
  • В фильме можно увидеть, как выглядели бы R2D2, если бы им приделали ноги, руки, покрасили в хаки и начинили взрывчаткой;
  • Роботы на удивление неуклюжи. Судя по всему, Эдвардс серьёзно заболел «Звёздными войнами» — все железяки страдают известным «синдромом имперского штурмовика» и не могут почти ни в кого попасть, хотя человеческий десант легко справляется с ними;
  • Фильм чем-то очень напоминает ранние антивоенные кино о Вьетнаме — те же деревеньки с азиатскими жителями, безжалостные американские десантники, удары с воздуха. Не исключаю, что сказывается британское происхождение режиссёра — он особенной вины за Вьетнам, возможно, не чувствует и вполне способен работать в таком ключе;
  • Наконец, очень удивила концовка с хранилищем имитантов определённого типа на космической станции. Или это большой рояль в кустах, или… режиссёр всё-таки рассчитывал на продолжение.

Итог

В целом, смотреть фильм можно и нужно. Не исключено, что он ещё станет культовым несмотря на плачевные сборы в прокате — так часто бывало в истории кинематографа. Хотя фильм больше похож на мелодраму со стрельбой, и сюжет вызывает ряд вопросов, визуальный ряд вполне достойный для «низкобюджетного» кино за $80 млн и интересные идеи — в наличии.