Дистопия про VR в стиле «Чёрного зеркала»: обзор анимационного сериала «Пантеон»
Если бы знаменитое «Чёрное зеркало» выпустили в анимационном формате, можно было бы ожидать чего-то вроде анимации под названием «Пантеон». Тёмная история о цене человечности и человечества, переданная через яркий формат, неожиданные сюжетные повороты, оставляющие размышлять над сложными вопросами.
Что за «Пантеон»?
«Пантеон» — анимационный сериал для взрослых, выходивший с 2022 по 2023 год. За это время вышло два сезона по 8 серий длительностью по 40-45 минут.
Первый сезон вышел на стриминговом сервисе AMC+. Для сервиса это был первый часовой анимационный сериал, а первый блин, как известно, комом. Несмотря на заказ двух сезонов, вышел только один, после которого AMC объявило о закрытии проекта, удалив его со всех платформ. В январе 2023 Amazon Prime Video приобрела права на сериал, продлила его на второй сезон и перевыпустила первый на собственном сервисе.
Агрегатор отзывов Rotten Tomatoes дал анимации 100% рейтинг свежести на основе отзывов 15 критиков, на Metacritic рейтинг составляет 77/100, что означает «в основном положительные отзывы», рейтинг зрителей на IMDB составляет 8.3/10, на КиноПоиске — 8.5/10. За что такие высокие оценки и насколько они заслужены? Попробуем разобраться.
Роли озвучивали: Кэти Чанг, Пол Дано, Дэнид Дэй Ким, Аарон Экхарт, Розмари ДеВитт и другие.
Жанры: научная фантастика, драма, триллер.
Сюжетная линия
Сюжет основан на произведениях Кена Лю — известного китайского писателя, юриста и программиста. Молодая девушка, Мэдди Ким переезжает вместе со своей матерью Эллен Ким и идёт в новую школу. По традиции, в новой школе её булят одноклассники, она старается не поддаваться на уловки, но не получается.
В один день после школы она получает странные сообщения в чате на своём ноутбуке и выясняет, что сообщения приходят от её давно умершего отца, Дэвида Ким. Эллен в шоке не меньше Мэдди. Выясняется, что и смертельно больной отец согласился принять участие в эксперименте по загрузке разума в компьютер, проводимым его работодателем, компанией «Логорифмы». Эксперимент прошёл неудачно, всё, что получила жена — несколько ячеек данных с кусочками разума Дэвида.
На самом деле Логорифмы лукавят, эксперимент оказался успешным, загрузка удалась, и много лет они проводили эксперименты с разумом Дэвида, загруженным в компьютер, пока тот не сбежал во внешнюю сеть.
Часть с тем, как большая плохая компания совершила заговор кажется прозаичной и шатмпованной поначалу, но вскоре история быстро ретируется и принимает крайне неожиданный поворот.
Что «Пантеон» сделал хорошо
Это сериал про айти и виртуальную реальность, но также это анимация. Здесь нет хакеров или чисто айтишных тем, сложного кода или терминов, понятных только «своим», но нет и излишне простых понятий. Персонажи разговаривают понятным языком о сложных вещах, не разжёвывая детали и не упрощая тему до степени урока в начальной школе.
В «Пантеоне» нет дешёвых спецэффектов, нет и дорогих, это анимация, что крайне важно. Анимация позволяет органично вписать виртуальный мир в реальность и наоборот. Тем самым достигается максимальное погружение зрителя в сюжет. Кроме того анимация позволяет стереть границы между реальным и виртуальным миром — это критично для сюжета сериала.
Пантеон грамотно применяет эффекты компьютерной реальности. Глитчи, зависания, резкая смена декораций, манипуляция окружающим пространством, свободная фантазия, цифровой след и прочие приёмы выгодно смотрятся на экране, позволяя авторам творить задуманную атмосферу.
Сериал отлично показывает, что произойдёт при массовом заселении виртуальной реальности людьми: почти никто не будет иметь человеческий облик, виртуальный мир будет населён капибарами, летающими зелёными головами, аниме девочками и прочей нечистью — кем угодно, только не людьми.
Безграничные возможности виртуального интеллекта будут обязательно поставлены на вооружение сильных мира сего. Этичность такого применения будет игнорироваться. Ложь и манипуляция правдой будут применяться особенно активно.
Сериал отличается непредсказуемыми сюжетными поворотами. Можно предположить, как сюжет будет развиваться дальше, но вероятность ошибиться чрезвычайно высока. По-настоящему свежий сюжет в наше время — большая редкость. Зачастую можно понять, в какую сторону будут двигаться события и персонажи, но не в «Пантеоне».
Что «Пантеон» сделал не очень хорошо
Сложно выделить большие и видные огрехи, но некоторые недоработки найти можно.
Главная героиня, Мэдди. Она может раздражать, отталкивать и казаться незрелой, но такое поведение можно объяснить потерей отца и возрастом. Утрата родителей серьёзно сказывается на ребёнке, а возможность обрести их заново, пусть и в виртуальном виде, сыграет с травмированной психикой злую шутку.
Навыки программирования Мэдди вызывают некоторые вопросы. В первом сезоне Мэдди не показывала особых умений. Безусловно, она не была «нубом» в компьютерах, но гением её назвать на основе увиденного было сложно. Во втором сезоне она неплохо прокачивается, а к концу уже собирает роботов. Резкий скачок её уровня объяснить сложно, понятно, что большая часть прогресса осталась за кадром, но процесс её обучения должен был идти крайне быстро.
Общий темп повествования во втором сезоне чрезвычайно сильно ускоряется, а в последней серии в принципе наполовину состоит из таймскипов. Но тут жаловаться не приходится, хорошо, что мы получили хотя бы такой второй сезон, было бы хуже не получить его вовсе.
Персонажи
Мэдди — несмотря на столь юный возраст (14 лет) показывает себя как стойкая и смелая девушка. Временами может немного теряться, тем не менее демонстрирует чрезвычайную силу в борьбе с совершенно невероятными обстоятельствами.
Каспиан — 17-летний подросток, тёмная лошадка, отшельник и скромняга. Его жизнь тяжела, семейный климат в доме не располагает к социализации, поэтому он всё время один, как правило, один на один с компьютером, это позволило ему стать гением программирования. Несмотря на суровое детство, характер у него добрый и приятный.
Стивен Холстром — гений, миллиардер, основатель компании «Логорифмы», которая загружает человеческий мозг в компьютер, он сам разработал эту технологию для себя, но умер, не дожив до её применения. Внешне очень похож на Стива Джобса, сразу видно, откуда создатели черпали вдохновение. Можно сказать, главный злодей всего повествования.
Дэвид Ким — отец Мэдди. Простой, приятный мужчина. «Свой в доску», наверное, будет наиболее точным его описанием. Чрезвычайно добрый и понимающий человек, готов пожертвовать собой на благо других. Гениальный программист уровня самого Холстрома, умер в 43 года.
Персонажей, разумеется, больше, но я описал главных, с моей точки зрения.
Большому сериалу — большой финал
Как сказано выше, сюжет очень непредсказуем, даже решения персонажей порой расходятся с ожиданиями зрителя, исходя из увиденного ранее и понимания характера персонажа. Многогранность — это огромный плюс Пантеона.
Такой сюжет задаёт очень высокую планку для финала. Хэппи энд был бы слишком простым для такого захватывающего произведения.
Сериалом хочется наслаждаться непрерывно, хочется жадно проглатывать эпизод за эпизодом, следить за развитием событий и эволюцией героев, входить в каждый сюжетный поворот, оглядываясь на два вперёд и один назад, а потом пересмотреть с начала.
Финал в стиле «антиутопия» или такой, где всё кончается плохо, тоже был бы слишком однозначным и понятным.
Конечно, нет сомнений, что авторы повернули бы любой финал так, то его смотреть приятно, но слишком простая концовка разочаровала бы на фоне остального сюжета.
Идеальный финал такого эпоса не может быть однозначным или выводом, лежащим на поверхности. Концовка должна вызывать вопросы, дать задуматься и ещё раз осознать всё, что было с самого первого эпизода. И, разрази меня гром, финал это сделал! Финал смог побить весь сюжет и дать пищу для дальнейших размышлений. Вопросов после окончания сериала остаётся много. Это не те вопросы, которые оставляют в недоумении, а те вопросы, что заставляют задуматься о реальности и судьбе человечества.
Не рекомендую смотреть в озвучке, так как она портит впечатление от просмотра и персонажей, убирая многие эффекты, интонации и прочие важные детали. Можно смотреть с субтитрами или без, но звук лучше всего оставить оригинальный.
Кроме всего вышесказанного, анимация может похвастаться шикарным саундтреком, идеально дополняющим картинку. Музыка подобрана идеально и зачастую держит внимание до последней секунды не просто эпизода, а финальных титров эпизода.
Итог
«Пантеон» — потрясающий сериал, едва ли есть что-то подобное. Анимация позволяет показать на экране то, чего «живой фильм или сериал» не смог бы показать лучше даже при безграничных бюджетах. Отличная история, рекомендую, 10/10.
Источник: www.amazon.com
2 комментария
Добавить комментарий
Добавить комментарий