Без DeLorean, молнии и рок-н-ролла: каким был бы фильм «Назад в будущее», если бы снимался по первому варианту сценария

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В отличие от живописи, музыки или скульптуры, кино творчество коллективное, причем влияние каждой детали большого механизма киносъемок настолько значимо, что способно изменить первоначальные замыслы до неузнаваемости. Это Микеланджело и Да Винчи держали в голове первоначальный замысел и строго придерживались выбранного пути до самого конца, в кинематографе же такое просто невозможно — сценарист, режиссер, оператор, актер, композитор, монтажер видят фильм по-разному. Да что там — даже цветокорректор на финальном этапе может изменить картину до неузнаваемости. И тем интереснее изучать истоки наших любимых фильмов. Поверьте, если бы их делали такими, как историю задумывали сценаристы, мы бы их сегодня не узнали. Хотите проверить? Добро пожаловать в альтернативную реальность!


Источник: www.imdb.com

Представьте себе параллельную вселенную, в которой Роберт Земекис и Боб Гейл приступили бы к съемкам «Назад в будущее», имея на руках лишь самый первый вариант сценария. Насколько сильно их фильм отличался бы от картины, которую мы знаем и любим? Были бы это те же Марти и Док или в кадре оказались бы не просто другие актеры, а иные характеры? Удалось бы авторам собрать волшебный пазл из разрозненных деталей? Да и вообще, получился бы из такой ленты шедевр на все времена? Давайте попробуем представить себе «Назад в будущее» на основании первого черновика сценария, написанного еще в 1980-м…

Самым главным отличием альтернативного фильма было бы время действия. Земекис и Гейл уселись за сценарий в 1980 году, а история их персонажей должна была разворачиваться в 1982-м и, соответственно, в 1952-м. Казалось бы, что такое три года в масштабе жизни Вселенной, но на деле под угрозой из-за этого оказывался один из главных символов трилогии — собственно сама машина времени. Фокус в том, что первую DeLorean публике показали только в 1981 году, а значит, Гейл и Земекис просто не имели перед глазами футуристического автомобиля, на котором Марти пронзал время.

Ничего не зная про DeLorean, Земекис предложил машину времени сделать из… старого холодильника — герои должны были прятаться в металлический ящик и с помощью потокового конденсатора перемещаться во времени. Кстати, и сам конденсатор на машине-холодильнике назывался иначе — сперва его называли силовым преобразователем, а после конденсатором временного поля. Изобретатель DeLorean DMC-12 Джон Делореан спас авторов «Назад в будущее» и от другой серьезной проблемы. Представьте, если бы версия с холодильником вышла на экраны, а дети бы начали играть дома в путешествия во времени — проблем и даже трагедий было бы не избежать!

Источник: www.imdb.com

Словно холодильника им было мало, Гейл и Земекис изначально планировали добывать энергию для пуска машины времени весьма необычным способом — прыжок через годы происходил во время мощного радиационного выброса. Другими словами «Холодильник времени» запускался ядерным взрывом. Для этого Док и Марти должны были проникнуть на ядерный полигон и подвергнуться обстрелу охраны, а после попасть в точку поближе к эпицентру взрыва. Земекису было плохо от одной мысли о том, что у студии придется просить денег на постройку декораций полигона, поэтому в целях экономии на следующих этапах шлифовки сценария радиацию заменили на электричество высокой мощности — пригодились стоявшие на задворках Universal башенные часы, на них было решено ловить молнию.

Между прочим, я ранее назвал Эммета Брауна Доком, но в оригинальном сценарии персонаж Кристофера Ллойда не был доктором, а носил звание профессора, поэтому в первоначальном варианте правильнее было называть его Профф. Вместо ливийских террористов Профф Браун погибал от рук правительственных агентов Комиссии по ядерному регулированию, тех самых, наверное, что лишали Роберта Оппенгеймера доступа к его собственным разработкам. Поскольку оригинальный сценарий был написан в 1980-м, у Дока и Марти не было видеокамеры, они фиксировали ход эксперимента на обычный аудиомагнитофон.


Судьба Профессора вне его главного эксперимента тоже была весьма занятной. По замыслу сценаристов жил он заброшенном кинотеатре, впрочем, затем его переселили в фургон на окраине города, а в финальной версии — в гараж. Первые наброски показывали, что открытие возможности путешествия во времени Док совершил, когда его по голове бутылкой ударила девушка. Кроме этого, у Профессора из оригинальной версии сценария не было собаки по кличке Эйнштейн — компанию в разработке безумных устройств Эммету составлял домашний шимпанзе Шемп.

Источник: www.imdb.com

Если привычного нам Дока от первоначального варианта отличали какие-то незначительные детали, то Марти Макфлай в оригинале был совершенно иным по характеру героем. Прежде всего, героем его назвать было нельзя — на эксперименты Проффа он зарабатывал нечестным путем, а именно распространением пиратских видеокассет. Впоследствии продюсеры сделали авторам замечание — студия не хотела видеть ведущим персонажем «видеопирата», все-таки это не поощрялось, поэтому Земекесу пришлось облагородить молодого героя.

Но и это не все. Вы наверняка помните замечательную сцену с выступлением Марти Макфлая на вечернем школьном балу своих будущих родителей — здесь в его исполнении звучит «Johnny B. Goode» и с нее во всем мире стартует эра рок-н-ролла. В оригинальном сценарии произошла противоположная история — Марти уничтожил рок-н-ролл. Изначально Макфлай должен был сыграть «Blue Suede Shoes», но поскольку дело происходило в 1952 году, а эта песня в реальности была написана только в 1955-м, Марти просит музыкантов больше не исполнять ее и вообще забыть, полагая, что рок-н-ролл зародится сам по себе. И они забывают! Вернувшись в 1985-й Марти узнает, что никакого рок-н-ролла не было в принципе, а его место в мире заняла мамба — именно этот стиль стал самым популярным танцем на планете.

Интересно, что сюжетный ход со спортивным альманахом из будущего, который дает возможность сказочно обогатиться в прошлом, Гейл и Земекис придумали еще для первого фильма — причем не слишком этичным способом «поднять бабла» должен был воспользоваться Марти. В оригинальном сценарии удачные ставки были важной частью истории, но в последующих правках эту арку вырезали, как перегружающую фильм лишними действиями. Идея, как вы понимаете, не отправилась в мусорку, а стала ключевым сюжетным ходом сиквела. Стоит отметить и то, что по замыслу Земекиса, Марти выигрыши не испортили, в отличие от Биффа в «Назад в будущее 2».

Источник: www.imdb.com

Радикальному изменению по сравнению с оригинальной версией подвергся и отец Марти Джордж Макфлай — забудьте о его карьере писателя-фантаста, которую мы знаем по фильму 1985 года. В версии 1980-го Джордж был настолько неуклюж и непривлекателен, что заставить Лоррейн (в первой версии Элейн) полюбить его действительно могло только чудо. В 1980-х Макфлай старший был облысевшим стариком, а в 1952-м во время знакомства с будущей женой он проливал на себя стакан сока. Но интересно даже не это, а то, что после победы над Биффом при помощи Марти Джордж решил стать… боксером. И преуспел в этом! Впрочем, сценаристы и продюсеры быстро свернули боксерскую лавочку — любовь к насилию никого не привлекала.

Тут надо сказать, что бокс был наименьшей из проблем Роберта Земекиса и Боба Гейла. Куда страшнее было то, что в начале 1980-х ни одна студия не хотела браться за фильм о путешествиях во времени — по мнению аналитиков и бухгалтеров, этот жанр на тот момент был гарантировано убыточным. Авторы прошли через семь кругов ада и более сорока отказов, что заставляло их постоянно дорабатывать свою историю, шлифовать сценарий, экспериментировать с характерами. Изменениям подверглись имена (Марти был не Макфлаем, а Льюисом), места (школьная вечеринка называлась не «Очарование на дне моря», а «Весна в Париже») и даже музыку (Джордж и Эйлин впервые целовались не под «Earth Angel», а под «Turn Back the Hands of Time». Казалось бы мелочи, но…


Но именно из этих мелочей и выстроилось в итоге большое и любимое миллионами кино. Пришлось сменить Эрика Штольца на Майкла Джея Фокса, а Клаудию Уэллс на Элизабет Шу, пришлось переписать важные сюжетные ходы и изменить целые пласты времени, пришлось с боями прорываться через черствость Universal и на износ эксплуатировать мощности Amblin Entertainment. Все ради того, чтобы мы с вами сегодня в любое время могли себе позволить усесться перед экраном большого домашнего телевизора и включить лучшее в мире фантастическое приключенческое кино. Да это же само по себе фантастика!

Источник: www.imdb.com

Надеюсь, что и наше с вами путешествие в альтернативную вселенную первого варианта «Назад в будущее» было для вас познавательным и интересным — буду рад любым вашим откликам в комментариях. И продолжу, пожалуй, эту тему — есть у меня на примете еще пара фильмов, которые изначально планировались совсем иными. Заглядывайте на канал регулярно — новые тексты вас непременно порадуют. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!