Обзор «Аватар: Путь воды». Шедевр вторичности?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Небольшой отзыв о новом фильме Джеймса Кэмерона.


В 2009 году именитый режиссёр Джеймс Кэмерон представил миру своё новое творение, картину Аватар. Тогда этот фильм совершил немыслимое, покорив миллионы зрителей по всему миру своим визуалом и атмосферой. Аватар стал одной из первых картин, использующий многие популярные нынче технологии, как во время своего создания, так и во время проката. Как итог, Аватар стал самым кассовым фильмом в истории, суммарно собрав почти 3 миллиарда долларов США. Сейчас, спустя 13 лет, Джеймс Кэмерон, последние годы все силы отдававший многократным продолжениям своего самого кассового творения, наконец, представил нам сиквел с подзаголовком Путь Воды. Первый из многих. Давайте же рассмотрим его поближе и оценим. Со спойлерами.

О фильме

С событий первой части прошло 15 лет. Джейк Салли всё так же живёт в лесном племени На’Ви и является их вождём. У них с Нейтири появились дети, как свои, так и приёмные. Все эти годы они сражались с остатками человеческих сил, оберегая природу от их влияния.

Однако, корпорация RDA готовит новую волну колонизации Пандоры. Они клонируют аватар полковника Куоритча, загружая в него воспоминания оригинала и желание отомстить предателю Салли. Полковник открывает охоту на Джейка и его семью, загоняя тех всё дальше и дальше, в новые уголки Пандоры.

На те же грабли

Сразу скажу, что я никогда не был большим поклонником первого Аватара. В своё время я очень долго не хотел смотреть его, а когда всё же добрался, то фильм меня ничем особым удивить не смог. И в связи с этим, к его сиквелу у меня отношение с самого начала было весьма прохладным. Я попросту ничего от фильма не ждал.

В итоге, Путь Воды лишь утвердил моё к себе отношение. Вторая лента во многом похожа на первую и практически никак на её фоне не выделяется. И вы должны понимать, что даже если оригинал был во многом вторичной картиной, то её сиквел возводит степень этой самой вторичность в квадрат. Но давайте по порядку.


Персонажи

Во-первых, персонажи. В первой части у нас был интересный главный герой. Внутри него разгорался самый настоящий внутренний конфликт, разделявший его на две части. Одна хотела исполнить свой долг солдата, другая защитить природу. Здесь же мотивация Джейка хоть и понятна, ведь все мы хотим защищать своих близких, но в то же время и банальна, поскольку эту тему сейчас «исследует» каждый второй фильм. Он потерял глубину и превратился в самого обычного отца.

С антагонистом ровно такая же проблема. Если оригинальный полковник это образ, олицетворяющий собой классического американского вояку, отлично противопоставляющегося разрывающемуся на две части главному герою, то здесь мы просто видим его копию. Как в прямом, так и в переносном смыслах. Его клон не задаётся вопросами и не пытается как-нибудь познать себя. Нет. Он просто идёт по следу своей жертвы, пытаясь выполнить задачу. Притом, он отлично понимает, что он не является тем самым Куоритчем, а просто имеет те же воспоминания что и он. Только лишь в конце мы видим лёгкие намёки на изменение. Впрочем, заметят их не все.

Дети Салли так же сильно не дожаты. Интрига есть только с одной из его дочерей, и та обрывается на полуслове. Остальные являются простой функцией, необходимой для того, что бы мотивация главного героя работала. То же самое касается и других представителей На`Ви. В них вообще нет никакой глубины.

Ширина природы

Во-вторых, природа. В первой части нам раскрывали тему того, что Пандора представляет собой большой живой организм. Именно это и стало причиной того, что Джейк перешёл на сторону На`Ви. Одной из причин. Здесь это так же имеет значение, но всё это никак не углубляется. Фильм лишь намекает на это самое углубление. Да, в фильме нам представляют новые локации и их обитателей. Но это расширение вширь а не вглубь. К тому же, здесь многие сцены чуть ли не копируют оригинал, сменив лишь леса и их фауну на море со своей фауной, но, не изменив смысла. Иными словами, фильм говорит: да, у нас тут тоже самое, просто выглядит по-другому.

Главная же тема всего Аватара в целом (важность сохранения природы) здесь хоть и прослеживается, но лишь вскользь. В той же первой части, это было одной из важнейших составляющих всей фабулы. Здесь всё это показано постольку поскольку. Вроде всё это важно, но уничтожить Салли, показав при этом парочку эпичных сцен, куда важнее.

Графон не панацея

Как первая лента, вторая целиком и полностью концентрируется на визуальной составляющей, делая на неё ставку. И что греха таить, визуальное исполнение второго Аватара прекрасно. Природа Пандоры вновь впечатляет и восхищает, а тематика моря даже погружает (коламбурчик) в свою уютную атмосферу.


Однако, на дворе давно не 2009 год. Сейчас мало кого можно удивить отличной картинкой, при отсутствии всего остального. В последние годы вообще стало модно ругать фильмы (и не только) за вторичность, поскольку чего-то действительно нового становится всё меньше и меньше. И в этом смысле, Путь Воды это прям таки квинтэссенция всего вышесказанного.

Итог

В конечно счёте, Аватар: Путь Воды лично мне показался пусть и очень красивым, но невероятно  длинным и пустым фильмом. В каком-то смысле, его вообще можно назвать трёхчасовым тизером следующих частей, поскольку все свои важные вопросы он лишь представляет, но не объясняет. Тут и тема матери Кири и того, что она увидела при слиянии. И тема самоопределения нового воплощения полковника Куоритча. И тема самой Пандоры. Ни одна из этих тем толкового раскрытия здесь так и не получила. Всё что делает Путь Воды, это показывает нам красоты новых локаций и несколько боевых сцен. Фильм пытается в драматургию, забывая при этом качественно раскрыть своих персонажей. В итоге, мы получаем очень красивый, но местами нудный фильм, посмотреть который можно только ради атмосферы Пандоры.