Агенты ФБР против гидровампиров: какими были бы «Сумерки», если бы снимались по первому варианту сценария

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Никогда по этому поводу не комплексовал и сегодня не буду. Напишу прямо, «Сумерки» — не такое плохое кино, как принято считать. Первые, разумеется. Это вполне компетентный молодежный фильм, в котором вампиры и оборотни видятся скорее метафорой поиска главной героини себя в новом городе, в новой жизни, в новом состоянии своего тела и духа. Продолжения, конечно, никуда не годятся, но оригинальная лента 2008 года не заслуживает той критики, которую на нее принято обращать. Время выпуска «Сумерек» я указал неслучайно — сегодня исполняется ровно 15 лет со дня премьеры фильма Кэтрин Хардвик, и это хороший повод взглянуть на картину под новым углом.


Источник: www.imdb.com

Угол я выбрал необычный. Если коротко, то его можно сформулировать как «могло быть и хуже». Настолько хуже, что и первая картина не смогла бы получить положительных откликов, и продолжений никаких не было бы, и армии фанатов. Да что там фанатов… Судьбы и карьеры Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона могли сложиться совсем иначе. Но давайте обо всем по порядку — сегодня я расскажу вам о том, каким был бы фильм, если бы его сняли по первоначальному варианту сценария.

Фильм Кэтрин Хардвик был впервые показан публике в Лос-Анджелесе 17 ноября 2008 года, но одноименная книга Стефани Мейер первым тиражом была опубликована еще в 2005-м. А еще за два года до этого за роман уже боролись сразу восемь издательств — потенциал любовной истории обычной девушки и древнего вампира был понятен не только опытным редакторам, но и скаутам кинокомпаний. Поэтому интерес к экранизации «Сумерек» возник еще до того, как первые тома появились на полках книжных магазинов. За право адаптировать вампиров для кино битва была не столь масштабной, но победитель в этой схватке был достаточно именит — контракт был подписан с компанией MTV Films, дочерним подразделением Paramount. Вот с этого места и начинается самое интересное.

Несмотря на то, что книги еще не было в продаже, эксклюзивный экземпляр рукописи уже имелся в руках творческой команды. Ей предстояло сформировать общее видение потенциального фильма, обдумать направление и настроение, ну, и внести первые правки в сюжет, которые затем должны будут обработать нанятые сценаристы. Судя по всему, первоначально собранная группа совершенно не понимала, какой бриллиант перед ними предстал и начала в отчаянии лупить по нему молотком, разрушая все то, что впоследствии станет главным достоинством и книжной серии, и кинофраншизы. В MTV Films из «Сумерек» хотели сделать нечто непотребное.

Источник: www.imdb.com

Прежде всего, киношникам нужна была совсем другая Белла Свон. Вместо привычной нам неуклюжей старшеклассницы, которая не может влиться в коллектив, творческая команда MTV Films хотела видеть главную героиню звездой легкой атлетики и грозной охотницей на вампиров. В литературной вселенной Мейер нет никаких ванхельсингов — вампирам достаточно того, что вечно враждующие кланы время от времени прореживают число кровопийц, живущих в разных уголках планеты — но студии хотелось, чтобы с Эдвардом Калленом сошлась не обычная девочка, а настоящая Баффи с навыками истребительницы нежити. Словно этого было мало, Беллу хотели сделать если не действующим агентом ФБР, то внештатным сотрудником специального отдела охотников.

Идем дальше. Поскольку «Новолуние» к тому времени еще не было дописано, а «Затмение» было только в самых отдаленных планах, деятели киностудии взяли на себя смелость самостоятельно распорядиться судьбами некоторых персонажей. При этом акцент делался на то, что такая «массовка» фильму не нужна, героев недурно будет проредить с прицелом на максимальную драматичность. Так им в головы пришла идея убить не кого-нибудь, а Чарли Свона, отца Беллы, и Карлайла Каллена, главу семейства, приютившего когда-то Эдварда. Разумеется, смерть Чарли имела лишь одну цель — настроить Беллу против вампиров Форкса и вынудить ее обратить свое оружие и навыки против Калленов.


Между драмой и комедией в понимании MTV Films, очевидно, был один шаг, иначе мне нечем объяснить другие странные решения, которые явно разрушали дух оригинальной книги и драматургию, заключенную Стефани Майер в ее любовный треугольник. Сохранилось не так много информации из черновиков студии, но одна деталь была описана непосредственными участниками весьма четко — на каком-то этапе творческая команда «Сумерек» всерьез разрабатывала экшн-сцену с погоней на… гидроциклах. Да, вампиры должны были удирать на моторных лодках, а агенты ФБР организовывали водное преследование. Первое, что всплывает в памяти по этому поводу — развязка «Полицейской академии 3», но там «плавание» хотя бы было уместно. Зачем в воду толкать вампиров, решительно непонятно.

Источник: www.imdb.com

К счастью (очевидно же, что к счастью), экранизация от Paramount не состоялась — потенциальные продюсеры полюбовались на то, что наворотили креативщики, и решили «зеленый свет» этому водевилю не давать. Спустя какое-то время права выкупила компания Summit Enterteinment, которая подошла к оригинальному роману с большим уважением и сняла картину, отвечавшую всем чаяниям фанаток романа. Отсюда фантастический успех фильма, четыре продолжения и внушающие уважение 3,4 миллиарда долларов суммарных кассовых сборов. Да, Хардвик было попроще — все-таки к 2008 году уже сформировалось комьюнити, ожидающее выхода ленты и готовое полюбить экранных Беллу, Эдварда и Джейкоба. Но и здесь тоже нужно проявить талант.

Вариант, предложенный Paramount заведомо был обречен на провал. Во-первых, постоянно растущая аудитория книжной серии не приняла бы столь радикального изменения и сюжетных линий, и общего настроения книг — оттолкнуть фанатов легко, наладить с ними контакт после такого провала практически невозможно. А без армии фанатов «Сумерки» были бы очередным проходным фильмом. Во-вторых, история звезды спорта, на досуге охотящейся на вампиров, больше похожа на сюжет дешевого комедийного фильма ужасов. Этот жанр тоже пользуется спросом, но явно не среди девушек, вздыхающих о прекрасном молодом человеке с горящими глазами, бледной кожей и способностью жить вечно.

Впрочем, не стану отказывать гипотетическим «Сумеркам» с Баффи Свон и Эдвардом на гидроцикле в возможностях развивать франшизу. Мне просто сложно даже представить, куда бы вывернули в этом случае отношения Беллы с Джейкобом, война Эдварда с Викторией или противостояние Калленов и Вольтури — вряд ли из этого вышло бы что-то столь же долгоиграющее, кассовое, а главное, привлекательное для аудитории. Все-таки стоит отметить правильность принятого Summit и Кэтрин Хардвик решение точно следовать книгам — никто не мог гарантировать успеха даже первого фильма, однако опора на потенциальную публику и верность поставленным целям выстроили ту самую Сагу, которая сегодня остается образцом молодежного любовного фэнтези. Сагу, сделавшую свой первый шаг на большой экран ровно 15 лет назад.

Источник: www.imdb.com

Еще раз отмечу, что отношусь к первому фильму довольно тепло. Это небезупречный, но крепкий фильм о боязни первых отношений и страхе перед взрослой жизнью и самостоятельностью. Если же кто-то видит в «Сумерках» только унылый синий светофильтр, мертвенно-бледных актеров, зубы Кристен Стюарт и смешной бейсбол под аккомпанемент «Muse», то мне их немного жаль. Доверьтесь однажды своему сердцу, включите фильм Кэтрин Хардвик в полном одиночестве темным поздним вечером и не позволяйте дурным мыслям забраться в вашу голову — лента вам точно зайдет, я обещаю. И обещаю никому не рассказывать, что вам тоже нравятся «Сумерки».

На этом, пожалуй, все — мне пора заняться другими интересными темами. Столько всего вышло и еще выйдет — про все хочется написать. Если вам интересен нетривиальный взгляд на кино и сериалы, представленный на страницах этого канала, заглядывайте регулярно — новые интересные материалы не заставят себя ждать. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, и увидимся в кино!