50-летие «Живи и дай умереть»: сравниваем классический фильм, «И целого мира мало» и «Святой»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Ровно 50 лет исполнилось в 2023 классическому Джеймсу Бонду — картине Гая Хэмилтона «Живи и дай умереть», 1973, с Роджером Муром в главной роли. В честь такой знаменательной даты предлагаю вспомнить этот фильм, сравнить его с Бондом, вышедшим в 1999, на пороге нового тысячелетия и ещё одним схожим по духу фильмом — «Святой, 1977».

Live and Let Die / Живи и дай умереть, 1973

Живи и дай умереть — восьмая лента в долгоиграющей серии фильмов про Джеймса Бонда, а также первая и самая амбициозная попытка перезапуска в истории Бондианы.


По сюжету Джеймс Бонд вырван из постели с очередной девицей, чтобы отправиться в Америку и остановить гениального героинового магната. На своём пути он следует предсказаниям карт таро и ищет встречи с королевой предсказаний, которая их раскладывает.

Исполнители главных ролей в фильме
Источник: www.007magazine.co.uk

Режиссёр: Гай Хэмилтон

В главных ролях: Роджер Мур, Яфет Котто, Джейн Сеймур

Рейтинг IMDB: 6.7/10

Моя оценка: 7/10


Рейтинг Metacritic: 55

Роджер Мур был самым нестандартным актёром в роли Бонда, он выглядел странно на фоне приключенческих боевиков 70-х Спилберга, фильмов с Шварценеггером и Рембо, но фильм оказался огромным успехом как для Мура в частности, так и для Франшизы в целом. Почему фильм признан классикой кинематографа, как происходил съёмочный процесс, премьера и почему саундтрек так хорош: в этом материале.

Кастинг на главную роль

Главная фигура фильма — это, конечно же сам Джеймс Бонд, которого впервые исполнил британский актёр Роджер Мур. До сих пор самым главным агентом 007 был Шон Коннери, но его роль в «На секретной службе Её Величества» 1969 оказалась не такой успешной, как хотелось бы актёру и съёмочной группе. Шон Коннери повторил свою роль в «Бриллианты навсегда» 1971, но после чётко дал понять, возвращаться больше не собирается. Франшизе нужна была новая кровь. Том Манкевич, сценарист нового фильма о тайном агенте британской разведки, был вынужден искать нового героя для картины с темами преступлений, контрабанды и магии вуду.

Роджер Мур в роли Джеймса Бонда в «Живи и дай умереть»
Источник: www.007magazine.co.uk

Роль могли сыграть Бёрт Рэйнольдс или даже Клинт Иствуд, но продюсер Альберт Р. Брокколи настоял на том, что исполнитель главной роли должен быть британского происхождения.

Имя Роджера Мура было на слуху, он пользовался популярностью в ТВ-сериалах и был хорошо известен по ролям в таких шоу как «Айвенго» (1958-1959), «Сыщики-любители экстра класса» (1971-1972) и «Святой» (1962-1969). У Мура были хорошие задатки для роли: его уже примечали как потенциального нового Бонда, но никогда доселе не проверяли на совместимость, он встречался с предыдущим агентом 007, Шоном Коннери, на съёмках «Сыщиков-любителей экстра класса» в студийных павильонах, а ещё у него уже был опыт игры Бонда в комедийной зарисовке 1964 года «Mainly Millicent».

Когда Мур узнал об открытом кастинге на роль Бонда, он отказался продолжать сниматься во втором сезоне «Сыщиков-любителей» и не прогадал. 1 августа 1972 на пресс-конференции в Дорчестер Отеле в Лондоне всему миру было объявлено о том, что он будет новым Джеймсом Бондом.

Лодочная погоня и рекорд Гиннеса

Трюк, попавший в Книгу рекордов Гиннеса
Источник: www.007magazine.co.uk

Наверное, самое запоминающее в фильме — это лодочная погоня, это была сцена, с репетиции которой начались съёмки в Луизиане 9 октября 1972 года. Роджер Мур во многих сценах управлял лодкой сам и даже без дополнительной страховки, чего не встречалось в предыдущих фильмах серии. Это добавило реалистичности и зрелищности картине.

Репетиция длилась до 13 октября, а ещё через два дня каскадёр Джерри Комо исполнил прыжок на лодке через два стоящих автомобиля, вошедший в ленту, исполнить трюк удалось со второй попытки. Результат 110 футов (33.528 метра) попал в книгу рекордов Гиннеса за самое большое расстояние и держался ровно три года.


В конце октября съёмки переместились в Нью Орлеан, где были отсняты первые из двух похорон с шагающим оркестром, а также сцены погони на автомобиле и самолёте в аэропорту. Режиссёр Гай Хэмилтон сам предложил идею погони в аэропорту, в которой ни один самолёт не взлетает. Для меня это одна из самых болезненных сцен, потому что было испорчено много классических самолётов с пропеллерными двигателями.

Затем съёмочный процесс переместился на Ямайку. Многие локации были уже знакомы команде по предыдущим фильмам, поэтому зоркий фанат Бондианы может заметить знакомые по «Доктор ноу» 1962 года места: развалины ресторана возле Очо Риос и отель Санс Сучи.

Сцена на крокодиловой ферме

Одна из самых запоминающихся сцен в фильме — побег Бонда с крокодиловой фермы на вымышленном острове «Сан Моник» была снята на Ямайке. Чтобы найти подходящие места для съёмок, режиссёр Гай Хэмилтон, сценарист Том Манкевич и художник-постановщик Сид Кэйн исследовали локации и случайно наткнулись на крокодиловую ферму Росса Кананга с шуточным знаком «Нарушители будут съедены». Ферма, знак и фамилия владельца (как альтер-эго главного злодея) перекочевали в фильм в неизменном виде.

Ферма площадью почти 1,5 километра (или примерно два Диснейленда) была домом для примерно 1000 крокодилов и аллигаторов. Идея побега с небольшого островка по спинам крокодилов была предложена самим владельцем фермы. Продюсеры попросили его самого помочь в постановке трюка, который удалось выполнить за пять дублей. В один из дублей крокодил зацепил хозяина за пятку, в результате инцидента пострадали не только штаны, но и сам фермер, на одну из ран пришлось наложить 193 швов. За старания создатели фильма выплатили Кананга $60,000. К слову, в момент побега по сюжету Бонд одет в ботинки из настоящей крокодиловой шкуры, эта идея была предложена самим Муром.

Автобусная погоня

На съёмках автобусной погони
Источник: www.007.com

В сцене погони на автобусе Мур лично сидел за рулём, но прыжки и трюки были выполнены инструктором водителей лондонских двухэтажных автобусов, Морисом Пратчеттом, пока Джейн Сеймур, исполнившая роль гадалки, сидела в салоне, стараясь не умереть от ужаса. А вот уничтожение маковых полей было всего лишь постановкой в студии, для съёмок были мастерски применены миниатюры и контролируемые взрывы. Подземелье главного злодея также было снято полностью в студии.

Музыка

Сертификат за номинацию Пола и Линды МакКартни
Источник: www.007magazine.co.uk

Основная тема написана Полом и Линдой МакКартни и она цепляет с первых секунд. Иногда меня посещает ощущение, что все лучшие хиты пишутся специально для Бондианы. Исполнила песню для фильма Би. Джей. Арно (1941-1989). Уроженка Америки, живущая в Великобритании, загадка сама по себе. Мало что известно об исполнительнице, кроме статьи в газете от 1973 года.

А вот история самой песни известна очень хорошо. Пол МакКартни предложил Гарри Зальцману, продюсеру фильма, демо-запись песни, записанной с Джорджем Мартином, бывшим продюсером Битлз уже в процессе Нью Орлеанских съёмок. Зальцман был не в восторге от записи и предложил записать другой трек с какой-нибудь темнокожей исполнительницей, что идеально подошло бы под тему фильма, ориентированного на темнокожую аудиторию. На что Джордж Мартин вежливо ответил, что перед продюсером уже лежит запись одного из самых крупных исполнителей, и если запись МаКартни не будет взята в качестве заглавной песни, он вряд ли захочет сотрудничать дальше. Зальцман согласился.

Джордж Мартин также сумел интегрировать песню в разные моменты на протяжении фильма, трек стал красной связующей нитью, прошедшей через весь фильм от начала и до титров. В Соединённом Королевстве сингл вышел 1 июня 1973 года и занял 9 место в чартах — самое высокое из всех Бондовских саундтреков, выходивших к тому моменту. В США сингл выпустили 21 июля 1973, он добрался до второй строчки чартов и держался там три недели, разойдясь тиражом более одного миллиона копий и получив «Золотой диск». Через год Мартин получил Грэмми за лучшую аранжировку для аккомпанирующих вокалистов. МакКартни был номинирован, но награду не получил.

Премьера

Дебютный фильм Роджера Мура в качестве агента 007 начали показывать в США в Грауманс Чайниз кинотеатре в Голливуде 27 июня 1973 года, а затем премьера разлетелась и по всем штатам. Лента в целом была неплохо принята американскими критиками в прессе, а затем, 5 июля 1973 года премьера состоялась в Лондоне. Зрители немного не поняли юмора, потому что фильм играл в Европе и США целую неделю. На красной ковровой дорожке можно было встретить всех от Роджера Мура до создателей главного мотива фильма — Пола и Линды МакКартни.

Спустя 50 лет «Живи и дай умереть» смотрится как хорошая целостная запись в книге Бонда, Роджер Мур хорошо вжился в роль, которую после этого исполнил ещё шесть раз в течение следующих 12 лет. Какие-то ленты будут более успешные, какие-то менее.

Винтажный постер фильма «Живи и дай умереть»
Источник: www.discogs.com

The World Is Not Enough / И целого мира мало, 1999

Так уж совпало, что недавно я посмотрел Бонда образца 1999, так сказать на рубеже тысячелетий, и не мог не сравнить с классическим 50-летней давности.

Постер фильма «И целого мира мало»
Источник: ru.wikipedia.org

Режиссёр: Майкл Аптед

В главных ролях: Пирс Броснан, Софи Марсо, Роберт Карлайл

Рейтинг IMDB: 6.4/10

Моя оценка: 6/10

Рейтинг Metacritic: 57

Несмотря на разницу в 26 лет у двух Бондов есть больше общего чем просто одна франшиза. Самое очевидное сходство — лодочная погоня.

«И целого мира мало» открывается самой продолжительной сценой до титров в истории агента 007: 14 минут чистого экшена с новой экспериментальной лодкой по Темзе. Более продолжительная сцена появилась только в 2021 в «Не время умирать». Так же как и в фильме 1973 года, в 1999 есть трюк на лодке — бочка в воздухе, исполненная каскадёром Гэри Пауэллом. Для выполнения трюка использовали специальные приспособления на бортах лодки — воздушные мортиры фирмы Vickers. Для съёмок использовали сразу шесть камер.

Фильм я посмотрел впервые, но песню в исполнении Ширли Мэнсон я слушал много раз и раньше. Режиссёр Майкл Аптед вспоминает время съёмок: «все были влюблены в Бонда и все хотели сотрудничать», а вот Ширли Мэнсон отзывается об этом времени иначе: «из нас вытрясли всю дурь за нашу Песню для Бонда». Певица вспоминает, что группа была шокирована негативом, с которым им пришлось столкнуться при записи. Многие преданные фанаты считали, что группа продалась, записав трек для знаменитой франшизы.

Даже в воспоминаниях атмосфера записи не кажется безмятежной. Но и трек в фильме не ощущается так же органично как в 1973. Он играет не так много раз и не служит связующим звеном. Безусловно, фильм зрелищный, но он перенасыщен довольно фантастическими трюками. Например, падение Бонда с большой высоты на здание, после которого он всего лишь потянул плечо. Прыжок с небоскрёба на шнурке и ещё одном случайном парне. Сцены в подлодке, где Бонд перемещается между отсеками, вылезая наружу без опасения быть раздавленным давлением, а также путешествие на торпеде вместе с девушкой по имени «Рождество», окончившееся без последствий. Всё-таки не всегда технологический прогресс и взрывы в кинематографе — это хорошо. Иногда простая ферма с крокодилами выглядит куда привлекательнее.

The Saint / Святой, 1997

А теперь предлагаю обсудить фильм «Святой» 1977 года. К Бондиане он имеет очень опосредованное отношение, но связать всё же можно. Как я упоминал в начале статьи, Роджер Мур играл главную роль в сериале «Святой» (1962-1969). Сериал снят по одноимённой серии романов о Саймоне Темпларе за авторством Лесли Чартериса.

Фильм также является одной из многочисленных адаптаций серии романов Чартериса. Главный герой в обеих адаптациях ездит на Вольво. В сериале «Святой» в исполнении Мура ездит на Volvo P1800 (сериал обязательно посмотрю, а про машину в современной интерпретации уже писал в статье «Cyan Volvo P1800: совершенная шведская миата с нереальным вниманием к деталям»). Мур и сам в жизни долгое время водил P1800.

В фильме 1977 года Саймон Темплар ездит на Volvo C70, что для меня автоматически является весомым поводом для просмотра и удачной привязки к данной истории.

Постер фильма «Святой»
Источник: en.wikipedia.org

Режиссёр: Филлип Нойс

В главных ролях: Вэл Килмер, Элизабет Шу, Раде Шербеджия

Рейтинг IMDB: 6.2/10

Моя оценка: 6/10

Рейтинг Metacritic: 50

С франшизой про агента 007 фильм роднит не только Роджер Мур, сыгравший того же персонажа в старом сериале. Весь дух фильма напоминает шпионские игры Бонда, только настрой значительно более комедийный. Это так же шпионский триллер, в котором Вэл Килмер исполняет роль «Святого» Саймона Темлара, а Элизабет Шу — доктора Эмму Рассел.

Конечно, фильму Филлипа Нойса далеко до 007 практически во всём: в сюжете, в драматичности, в размахе, но он всё ещё смотрится легко. Фильм снят в эпоху после холодной войны, поэтому сюжет рассказывает о том, как одна русская мафия хочет украсть секрет холодного ядерного синтеза и пытается устроить переворот в стране. Саймон Темлар, знаменитый аферист, представляющийся именами католических святых, нанят, чтобы помочь украсть секрет у гениальной изобретательницы. По мере развития сюжета герой Вэла Килмера бросает все силы на помощь то одной, то другой стороне, испытывает моральные терзания и борется с воспоминаниями о своём тяжёлом прошлом.

После премьеры фильм принят скорее отрицательно, критики обвиняли его в простоте, запутанности на фоне других успешных лент, вроде «Миссия невыполнима», вышедшей годом ранее. Зрители тоже не спешили в кинотеатры, при бюджете в $90 миллионов, лента собрала чуть больше $160 миллионов в общей сложности.

Почему я считаю, что «Святой» достоин места в одном ряду с Бондианой

Иавн Третьяк, Саймон Темлар и Илья Третьяк обсуждают сделку

По вышеописанным причинам. Может, фильм и не дотягивает уровня больших шпионских франшиз, но старина Вэл выглядит крайне харизматично. Он так элегантно меняет личности, что можно смотреть целый фильм только его одного в разных ролях: от старого профессора-ботаника до юного горячего художника всего один шаг. Грим, игра, акценты (если смотреть в оригинале) — всё на высшем уровне.

Россия представлена довольно хорошо за одним маленьким исключением: почти каждый русский идеально говорит на английском, а публичные выступления и вовсе полностью на английском.

Момент близости главных персонажей

Килмера прекрасно дополняет Элизабет Шу с такой искренней и немного наивной невинностью. Она сумела найти секрет холодного синтеза, но на докладе стесняется как студентка. Это так трогательно. Вместе с тем она очень тёплая (во всех смыслах) и открытая, что ей хочется сопереживать и поддерживать её доброту. Сцена с согреванием напомнила мне, что я смотрел этот фильм когда-то давно, но совсем забыл. Впечатления от Шу в роли Эммы Рассел схожи по характеру с её другой известной ролью в «Покидая Лас-Вегас».

Итог

Бонд в «Живи и дай умереть» признан классическим неспроста — это тщательно продуманный фильм, который должен был влить новую кровь во франшизу. И он успешно справился с задачей.

Но на границе тысячелетий франшиза уже не могла порадовать тем же уровнем осмысленности. Фильм «И целого мира мало» не может с той же силой держать зрителя, главный актёр не так харизматичен.

Людям, не знакомым с фильмами о британском шпионе я бы посоветовал начать знакомство с «Живи и дай умереть» или совсем издалека, например, со «Святого». Это отличная отправная точка для погружения в «спецагентское» кино: простой, развлекательный фильм со слегка интригующим сюжетом.