Почему Steam Deck — консоль предельных параметров без будущего (но её все равно стоит купить)

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Когда в июле 2021 года Valve анонсировала Steam Deck, игровое сообщество было потрясено. И действительно, идея полноценного десктопного гейминга на портативной консоли казалась революционной.


Однако мое отношение к Steam Deck в частности и концепции в целом сразу было двояким. С одной стороны, я не могу не восхищаться смелостью концепции и техническим исполнением. Но с другой, я считаю, что «золотой век» подобных консолей будет коротким. Вероятно, Steam Deck (и его наследники) обречены остаться любопытным, но бесперспективным для своего прямого назначения в долгосрочной перспективе экспериментом.

Автор: JumboMax (CC BY 3.0 Unported) Источник: youtu.be

Увы, 2020-2025 годы, вероятно, станут тем узким окном в истории, когда идея портативного ПК-гейминга ещё имела хоть какой-то смысл. Но уже в ближайшем будущем она, на мой взгляд, может безвозвратно устареть. И вот, почему:

Консоль предельных параметров

На первый взгляд, «начинка» Steam Deck кажется вполне солидной. Восьмипоточный процессор, видеокарта мощнее аналога в Xbox One, оперативная память современных стандартов. Всё это запихнуто в портативный корпус, который, тем не менее, способен отводить тепло от столь «прожорливого» железа.

Steam Deck уникален тем, что собран буквально в «золотой зоне» — том пределе, где его APU (процессор и видеокарта в одном чипе) ещё можно было хоть как-то охладить в портативном корпусе и обеспечить питание от аккумуляторов разумных размеров. При этом производительность APU оказалась достаточной для минимально-комфортного запуска современных игр.

Это очень узкое окно возможностей, создающее «консоль предельных параметров». Чуть меньше мощности — и APU не «потянул» бы большинство игр. Чуть больше — и Valve не смогла бы разместить его в портативном форм-факторе с приемлемой автономностью и теплопакетом. Добиться такого баланса было невероятно сложно. Но главная проблема в том, что баланс этот крайне хрупкий и неустойчивый.


Ведь ключевое слово здесь «предельных». Steam Deck — это консоль, собранная на самом пределе возможного при существующих технологиях. С одной стороны, мощная начинка способна запустить весь набор современных ААА-игр. Но с другой — корпус и система охлаждения уже буквально «трещат по швам», пытаясь совладать с нагревом.

Ещё чуть-чуть мощнее, ещё более требовательная игра — и портативный форм-фактор оказывается под большим вопросом. Так что не ждите каких-то радикальных апгрейдов «железа» в следующих поколениях Steam Deck. Просто потому, что дальше — некуда.

Причины успеха Steam Deck

Парадоксально, но сегодняшний успех Steam Deck стал возможен во многом благодаря… застою консольного рынка предыдущего поколения. Вспомним, PlayStation 4 и Xbox One были выполнены на условно-восьмиядерных APU низкопроизводительной архитектуры Jaguar.

Но PS4 и XOne безраздельно господствовали на рынке почти десятилетие! Игры для них создавались с оглядкой на ограниченные возможности этого железа. И лишь через годы после выхода «некстгена» разработчики начали повышать минимальные требования к ПК-конфигурациям.

В результате образовалась «золотая зона», в которую идеально вписался Steam Deck. Его восемь потоков и 1.6 Тфлопса графической мощности совпали с реальными возможностями большинства игр.

Впрочем, уже в 2022-2023 гг. ситуация начала стремительно меняться с выходом нового консольного поколения.

Четыре ядра, четыре гига…

Ядро Steam Deck — кастомный четырехъядерный, восьмипоточный процессор архитектуры Zen 2 с тактовой частотой до 3.5 ГГц. Это очень скромные показатели даже по нынешним ПК-меркам. Но их пока хватает «впритык», поскольку PS4 и Xbox имели восьмиядерный и восьмипоточный процессор даже чуть меньшей производительности. А что будет завтра, когда рынок заполонят тайтлы, требовательные к многопоточности и оптимизированные под 6-8 ядер? Deck просто не сможет их запустить. Даже с учетом 720p, «боттлнек» будет в процессор.

Автор: JumboMax (CC BY 3.0 Unported) Источник: youtu.be

Ситуация аналогична и с видеочастью APU. 1.6 терафлопса производительности на данный момент — минимально-достаточно по той же причине: у Xbox One OG было 1.3 терафлопс. Вот только новые игровые движки, вроде Unreal Engine 5, уже сейчас ставят на колени даже топовые десктопные видеокарты (читай: всё, что слабее RTX 4070). А что же тогда говорить о весьма скромном по современным меркам GPU Steam Deck? Да, здесь снова спасает 720p-дисплей и технологии ИИ-апскейлинга, благодаря которым что-то можно запускать в 480p без фатальнойпотери качества, но всё же.


Тренд такой: у каждого последующего поколения процессоров и видеокарт чип больше, а теплопакет — шире предыдущего. Таков путь компаний из тупика умирающего закона Мура, но этот путь хорошо работает на десктопах, средне — в ноутбуках, и никак — во всём, что меньше.

Будущее Steam Deck

По моему мнению, у портативных консолей с ПК-железом внутри в дальнейшем есть только два пути развития.

  • Первый — запуск не слишком требовательных инди-тайтлов и проектов на устаревших движках.
  • Второй — ретро-гейминг, эмуляция и запуск старых игр, вышедших до массового перехода на нынешний некстген.
Deck (особенно в OLED-версии) идеален для эмуляции и пастгена
Автор: JumboMax (CC BY 3.0 Unported) Источник: youtu.be

Что же касается актуальных ААА-тайтлов на передовых игровых движках, то тут перспективы Steam Deck в ближайшие годы весьма туманны. Да, у Valve есть возможность выпустить более производительный Deck 2 или последующие итерации. Но способна ли компания поспеть за экспоненциально растущими аппетитами индустрии?

Лично я в этом сильно сомневаюсь. Скорее всего, разрыв в производительности будет только увеличиваться с каждым новым поколением. В то же время, шести- и восьмиядерный кристалл же в Deck 2 вставить будет едва ли возможно из-за тепловыделения. То же касается и видеочасти APU: чтобы графика стала быстрее, нужно больше TDP, даже с учетом новых техпроцессов. А Deck и так «в лимите».

Собственно, на то, «что будет дальше» можно взглянуть, хотя бы, на примере ASUS ROG Ally (по ссылке можно найти независимые тесты). Да, туда вкорячили-таки шести-, а потом и восьмиядерник Z1 от той же AMD. Да, он туда даже влез, и к нему на бумаге ещё и прикрутили GPU на восемь-с-хвостом терафлопс в топовой версии. Но… А толку? Автономность от АКБ измеряется как бы не в минутах, APU радостно изображает кипятильник и тротлит по черному, и все эти терафлопсы сливаются до хорошо если половины от обещанного. Что, как бы, не совсем ожидаемый результат.

Так что я ожидаю, что в будущем Steam Deck 2 и консоли-конкуренты смогут держать марку лишь в сегменте старых, нетребовательных или инди-игр. Но запускать актуальные AAA-хиты в портативном формате уже не получится. Либо получится, но в формате кипятильника, и тогда сразу хочется вспомнить мем про буханку и троллейбус.

Единственное возможное исключение, которое сделает «мобильные консоли для десктопных игр» актуальными в ближайшей пятилетке — маленькая революция одновременно для охлаждения (твердотельные пьезо-кулеры, которые обещают пятый год?) и энергопитания (TDP — не только нагрев, но и, к сожалению, потребление). Но я в это не верю, увы.

Заключение: почему Steam Deck всё же стоит купить вопреки всему сказанному

Несмотря на вышеизложенные аргументы, Steam Deck остается бесценной консолью для текущих игр, ретро-гейминга и эмуляции (ведь x86-архитектура может эмулировать практически всё, от NES до Switch). И хотя бы только благодаря этому Deck — уже достойная покупка, хотя её, возможно, и стоит несколько отложить.

Лично я планирую приобрести Steam Deck в OLED-версии, когда выйдет второе поколение на новом процессоре и первое подешевеет, ибо по вышеназванным причинам особой пользы от ожидаемого роста производительности, даже если он будет значимым, я не жду. Зато смогу насладиться огромной библиотекой старых ПК-игр и эмулируемых консолей, в портативном формате и «за недорого». А ещё — перепройти игры, которые просто не работают корректно в разрешениях выше 720p (Deus Ex: Human Revolution, например).

Рекламных ссылок здесь не будет, ибо, собственно, не реклама. Реклама будет, когда куплю — и если мне понравится.

Изображение в превью:
Автор: JumboMax (CC BY 3.0 Unported)
Источник: youtu.be