Двойные, тройные, четверные: с чего началась и к чему пришла мода на многомодульные тыльные камеры в смартфонах
Одинарные тыльные камеры в смартфонах встречаются сейчас разве что в самом начальном ценовом сегменте, остальные модели имеют не меньше двух объективов на задней панели. Откуда пошёл этот тренд, кто его задал, как развивалась идея и к чему пришла, выясняем в этой статье.
Во всём виноваты 3D-кино, LG, HTC и немного Samsung
В 2000-х годах мир был увлечен 3D-кинематографом. Производители электроники увидели в этом перспективу, и в 2011 году на рынок вышли 3D-телевизоры, которые позволяли смотреть трёхмерные видео дома, а не только в кинотеатрах, и без использования специальных очков. Разработчики смартфонов также решили воспользоваться трендом и добавили возможность просмотра 3D-изображений и видео в свои устройства.
Так появились LG Optimus 3D и HTC Evo 3D. Это произошло примерно в одно и то же время, летом 2011 года. Я не буду обсуждать качество трехмерной съёмки в данных моделях и причины, по которым идея не стала популярной. Нас больше интересует тот факт, что именно эти аппараты стали первыми смартфонами с двойной тыльной камерой.
Хотя попытки выпускать мобильные телефоны с парой камер для создания 3D-контента предпринимались и ранее. Например, в 2007 году была выпущена «раскладушка» Samsung SCH-B710, которая предназначалась для продажи только в Южной Корее. Но это был ещё не смартфон, а только кнопочный аппарат.
Возвращаясь к LG и HTC, стоит отметить, что на задней крышке у них было по два равноценных модуля с разрешением 5 Мп каждый. Однако, в обычном 2D-режиме снимал только один из них. Чтобы задействовать второй модуль, необходимо было включить 3D-режим. Для этого на корпусе LG была предусмотрена отдельная кнопка, а у HTC её функцию выполнял «тумблер».
Первый смартфон с привычной двойной камерой: снова HTC
Спрос на смартфоны с 3D-камерами оказался намного ниже, чем ожидалось, поэтому после выхода LG Optimus 3D и HTC Evo 3D мир на несколько лет вернулся к привычным решениям с одним объективом на задней панели. Первый в мире смартфон с двойной тыльной камерой в привычном нам понимании появился аккурат десять лет назад, весной 2014 года, и был это HTC One M8.
Основной тыльный фотомодуль этой модели, названный маркетологами UltraPixel, имел разрешение всего 4 Мп, хотя в то время и 20-Мп датчиком уже было не удивить — такой, например, ставился в Sony Xperia Z3. Однако HTC сделала упор не на количество пикселей, а на их размер: он составлял 2 мкм при размере самого сенсора 1/3.0″. Второй объектив располагался выше главного, почти у самой верхней кромки задней крышки, и за ним скрывался тоже 4-мегапиксельный сенсор. Самостоятельно этот модуль ничего не снимал — он был нужен для управления глубиной резкости с целью создания эффекта боке, или, проще говоря, размытия заднего плана.
Надо сказать, что качество этого размытия оставляло желать лучшего. Пользователи жаловались на то, что карта глубины изображения рассчитывалась смартфоном порой неточно, из-за чего эффект применялся не ко всему фону, часть которого оставалась неразмытой. Были проблемы и у основной камеры HTC One M8. Начнём с того, что по причине низкого физического разрешения сенсора она не могла записывать 4K-видео, тогда как многие флагманы в 2014 году уже умели это делать. Не лучшее впечатление оставляли и смазанные при недостаточном освещении кадры, что было вызвано отсутствием системы оптической стабилизации. HTC убрала её с надеждой на то, что компенсировать дрожание рук сможет процессор изображения ImageChip 2, но чип с задачей не справился. В итоге, несмотря на определённую инновационность тыльной камеры, HTC One M8 в список лучших камерофонов мира не вошёл.
Первый смартфон со сверхширокоугольной второй камерой: снова LG
Первым в мире смартфоном, вторая тыльная камера которого предназначалась не для создания эффектов, а для съёмки сверхширокоугольных фото, стал LG G5, выпущенный в 2016 году. Он также был первым смартфоном LG с двойной камерой на задней панели после Optimus 3D.
Его основной фотомодуль имел стандартные для флагманов того времени характеристики: разрешение 16 Мп, диафрагма f/1.8, оптическая стабилизация, угол обзора 78 градусов. Гораздо интереснее казался второй датчик, выдававший 8-мегапиксельную картинку, но оборудованный объективом с охватом 135 градусов. То есть, это уже был полноценный снимающий модуль, а не какой-то вспомогательный элемент.
LG позиционировала G5 как альтернативу компактному фотоаппарату, поэтому опционально предлагала к нему аксессуар CAM Plus, обеспечивавший соответствующий хват в горизонтальном положении и имевший физическую кнопку спуска затвора.
Монохромная камера, Leica, и причём тут Huawei
В том же 2016 году Huawei в сотрудничестве с известным немецким производителем фототехники Leica Camera AG выпустила смартфон P9, который располагал двумя 12-мегапиксельными камерами на тыльной стороне корпуса. Обе обладали диафрагмой f/2.2 и размером пикселя 1,25 мкм, но если основная была цветной, то дополнительная имела монохромный сенсор. Съёмка одновременно на два модуля с последующим объединением результата позволяла добиваться лучшей контрастности, уменьшать уровень шумов при слабом освещении, создавать эффект размытия и даже менять точку фокусировки на уже готовом кадре.
Первая двойная камера в iPhone и первый зум-модуль в двойной камере
Мода на двойные камеры в смартфонах к 2016 году прочно захватила рынок Android-устройств, и Apple стало понятно, что этот тренд уже никуда не уйдёт. Компания как раз готовила к выпуску серию iPhone 7, состоявшую из двух моделей — базовой и Plus. Компактную «семёрку» с 4,7″ дисплеем нагружать лишним объективом на задней панели не стали, а вот в более крупный 5,5″ iPhone 7 Plus двойной фотомодуль так и просился.
Но устанавливать в дополнение к основному 12-Мп модулю сверхширокоугольный объектив, как у многих Android-конкурентов, Apple не захотела. Она предложила альтернативное решение, оснастив второй сенсор оптикой с удвоенным фокусным расстоянием (56 мм против стандартных 28 мм) для фотографирования с двукратным оптическим приближением. Идея рынку понравилась, и впоследствии зум-модули стали привычным явлением в смартфонах, хотя её реализация в iPhone 7 Plus не была лишена недостатков. Главный из них — отсутствие у второго модуля системы оптической стабилизации, из-за чего в условиях плохого освещения iOS его часто даже не включала, чтобы кадры не получались смазанными.
«Тройной» тренд от Huawei
Продолжая сотрудничать с Leica, китайская Huawei весной 2018 года вывела на рынок флагманскую серию смартфонов P20. С точки зрения фотографических возможностей наибольший интерес представляла старшая модель P20 Pro, которая впервые в истории оснащалась тройной тыльной камерой. К классическому тандему основного и монохромного сенсоров (40 и 20 Мп соответственно) добавили 8-Мп модуль с трёхкратным оптическим зумом. Причём компания учла ошибку Apple и предусмотрела в нём OIS — систему оптической стабилизации изображения.
Старания инженеров Huawei и Leica не прошли даром — сразу после поступления в продажу P20 Pro возглавил рейтинг камерофонов DxOMark. «Huawei P20 Pro — лучший смартфон с функцией зума из всех протестированных нами на сегодняшний день благодаря продуманному сочетанию цифрового увеличения и телеобъектива с 80-мм фокусным расстоянием», — написало издание. Аналогичную систему камер Huawei применила и в дебютировавшем осенью 2018 года Mate 20 Pro, который также получил высокую оценку экспертов.
Четыре, пять — кто больше?
Бум смартфонов с четырьмя и более тыльными камерами пришёлся на 2020-2021 годы, когда такое количество объективов на задней панели получали сотни выходивших в этот период моделей. Но в историю как первый аппарат с четверным фотоблоком вошёл только один — Samsung Galaxy A9 (2018), представленный осенью 2018 года. Он имел 24-Мп основной, 10-Мп телефото и 8-Мп сверхширокоугольный модули, а также 5-Мп датчик глубины.
Nokia пошла ещё дальше: модель Nokia 9 PureView получила шесть объективов. Однако подход был оригинальным. Вместо того, чтобы установить в смартфон модули с разными характеристиками, как делало и делает большинство, она использовала пять абсолютно одинаковых 12-Мп модулей со светосилой f/1.8 и размером пикселя 1,25 мкм плюс ToF-датчик. «Фишка» заключалась в том, что при нажатии кнопки спуска затвора все пять камер снимали одновременно, но с разными параметрами, а пользователь видел только готовый результат их объединения в один кадр, который был лишён пересвеченных и недоосвещённых участков и отличался впечатляющей глубиной резкости. К слову, в разработке камеры Nokia 9 PureView принимала участие небезызвестная всем фотографам компания Zeiss.
Заключение
Если посмотреть на перечень представленных в 2024 году смартфонов, то обладателей тыльных камер с четырьмя и более объективами можно пересчитать по пальцам (самые известные — Samsung Galaxy S24 Ultra и Xiaomi 14 Ultra). Кажется, производители начали понимать, что главное — это не количество модулей, а их качество. Кроме того, значительный шаг вперёд сделали нейросети, которые позволили безболезненно отказаться от некоторых аппаратных решений, например, датчика глубины для размытия фона. Поэтому золотым стандартом для современного смартфона я бы считал набор из основной, сверхширокоугольной и зум-камеры.
Изображение в превью:
Автор: Сгенерировано нейросетью Kandinsky
Источник: @kandinsky21_bot