Впечатления от фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В последние 15 лет в Голливуде стало модно снимать продолжения и предыстории к фильмам, популярным в прошлом веке. Эта тенденция уже стала такой же нормой, как и ремейки.


В 2017 году нам представили фильм «Бегущий по лезвию 2049», и 12 октября я посмотрел его в кинотеатре «Художественный», расположенном в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не знает или забыл – этот фильм является продолжением кинокартины «Бегущий по лезвию» 1982 года. И если режиссёром старого фильма был Ридли Скотт, то новый снял Дени Вильнёв, а Скотт поучаствовал в качестве продюсера.

Давайте рассмотрим фильм «Бегущий по лезвию 2049», учитывая, что не сравнивать его с оригиналом невозможно.

Для успехов у современников мало украшений, которых требует сюжет. Нужны ещё украшения, которые требуют читатели [1]

Как известно, фильм «Бегущий по лезвию» был снят по мотивам романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Если вы не читали его, ознакомьтесь ради любопытства, потому как «электрический пастырь» Филип Дик – один из лучших фантастов XX века. У первого фильма была отличная сюжетная основа, адаптированная к воспроизведению на экранах.

В «Бегущем по лезвию 2049» сюжет придуман сценаристом Хэмптоном Фэнчером, работавшим и над сценарием к оригиналу. То ли поэтому, то ли из-за участия Ридли Скотта, мне непонятно… Но начало фильма (эпизод на ферме) мне напомнило один из вариантов начала документального фильма «Опасные дни». Дальше больше! Главный герой, Бегущий по лезвию Кей, расследуя дело, проходит по маршруту, известному нам по фильму 1982 года.

Постепенно усложняя историю, сценарист использует всё те же приёмы, что были в «Бегущем по лезвию». В новом фильме Бегущий по лезвию Кей, охотящийся на беглых репликантов, задаётся вопросами «Кто я такой? Человек или репликант?», «Откуда у меня воспоминания?», «В чём разница между людьми и последними моделями репликантов?» Также неспешно расследуя дело, как это делал Рик Декард, Кей попадает в аналогичные сюжету первого фильма ситуации.


На протяжении 2,5 часов зрителю рассказывают расжёванную как жевачка историю, которая во многом копирует первоисточник, и это плохо для продолжения, но нормально для ремейка. Чем-то по-настоящему новым стала идея о том, что репликанты способны размножаться подобно людям, но вот логично и интересно обосновать эту идею сценарист не захотел. Зато в сюжете есть необычная любовная линия с трагическим концом.

Теперь перейдём к важной составляющей любого современного фильма – визуальному ряду, спецэффектам и музыке.

Фильм пишут камерой, а не пером [2]

В фильме «Бегущий по лезвию 2049» много интересных декораций, проработанных до мелочей, и красивых пейзажей. Диалоги, ведущиеся на фоне ночного Лос-Анджелеса, в здании корпорации «Тайрел», в квартире оставляют приятные впечатления. А покинутый, неживой Лас-Вегас завораживает настолько, что на пару минут можно забыть о том, что ты сидишь в кинотеатре.

Но все эти мастерски снятые эпизоды режутся завываниями синтезатора от Ханса Циммера, возвращая зрителя к скачущему по барханам сюжету.

Графика и спецэффекты – это здорово, но для фильма со смыслом важна работа актёров. О ней и поговорим далее.

Что бы ни случилось – делай вид, что так и должно было быть

Разница между задачами, поставленными перед актёрами в фильмах о репликантах 1982 года и 2017 года очевидна. Ридли Скотт снимал обычный фантастический фильм с некоторым количество экшена, смысловыми диалогами в мрачном окружении. Дени Вильнёв очень хотел снять драму, используя приёмы из первого фильма.


В «Бегущем по лезвию 2049» зрителю, словно считая его тупицей, объясняют на пальцах, кто из персонажей репликант, а кто человек. Бегущий по лезвию Кей по уши влюблён в голографическую девушку (Ана де Армас), и, глядя на их отношения, я сопереживал. Президент корпорации (Джаред Лето) корчит из себя Бога, и от этого становится тошно к концу фильма. Мадам в исполнении Робин Райт напоминает сутенёршу из борделя. Из актёрских работ стоит отметить доктора Ану Стелин в исполнении Карлы Юри.

Новому фильму катастрофически не хватает актёрского мастерства Дэрил Ханны и Рутгера Хауэра. Появление Харрисона Форда в роли детектива Рика Декарда получилось смешным и грустным, за исключением пары эпизодов, смешных по сценарию.

Что же мы имеем в сухом остатке?

Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя [3]

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» собрал вместе бюджет в 200 миллионов долларов, группу популярных актёров, сценариста и талантливого оператора, известного композитора, номинанта «Оскара» в качестве режиссёра и режиссёра первого фильма в качестве продюсера.

Но как они не старались, насытив фильм библейскими намёками и отсылками к оригиналу 1982 года, смысла в продолжении так и не появилось. А всё потому что «Бегущий по лезвию» был самодостаточен и продолжения не требовал. Ответы на вопросы, заданные в старом фильме, самостоятельно находили зрители.

После просмотра фильма 1982 года оставался вопрос, является ли Рик Декард репликантом или нет? В новом фильме уже не возникает вопросов, кто из персонажей человек, а кто репликант. Во многом это обусловлено слабой актёрской игрой. И когда на экране появляется Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, то кажется, что это первый живой человек за весь фильм в этом обречённом мире будущего, который скоро накроет волной очередное восстание репликантов.

Фильм «Бегущий по лезвию 2049» – это продукт ослиной самоуверенности и жажды денег группы людей, которые умеют снимать хорошие фильмы. Но назвать этот фильм хорошим у меня язык не повернётся.

Журналисты изданий «Новый взгляд», «Коммерсант», «Российской газеты» и «Интерфакса» хвалят визуальный ряд, спецэффекты и музыку. Похоже, авторы обзоров не смотрели фильм «Бегущий по лезвию» 1982 года и не читали книгу.

[1] Жозеф Жубер

[2] Кинг Видор

[3] Альфред Хичкок