Обзор Yakuza 5: борьба за мечту

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Обзор игры Yakuza 5 Remastered.


Что является мечтой для каждого человека? Какую цену ты готов заплатить, чтобы исполнить желаемое? И всегда ли мечта является тем, что ты себе воображал? Подобные вопросы задает Yakuza 5 — самая масштабная игра серии.

Для фанатов, «пятерка» является самой неоднозначной — её любят и ненавидят. Одним нравится размер части, а другим подобное обилие контента противно. Но у игры не отнять одного — она потрясающая. В ней огромный сюжет, разнообразный геймплей, куча сайд-квестов и мини-игр — всего этого может хватить на более 100 часов геймплея!

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Сюжет вкратце

В Yakuza 5 самое большое количество глав в серии — аж 21! А один только финал растянут на 5 частей. Потому исключительно пробежка по сюжету у меня заняла 45 часов — это очень много. Прохождение кажется бесконечным, а количество поставленных и озвученных катсцен поражает.

Сюжет по структуре во многом похож на смесь 1, 2 и 4 частей. От «четверки» он берет несколько персонажей в повествование — целых 5 героев! От «двойки» фабулу сюжета, когда главным злодеем оказывается тот, кого ты всю игру считал хорошим. А от 1 части — битву в финале Дракона Доджимы и Карпа.

История страдает масштабным и местами излишне размазанным сюжетом. Она имеет великолепные обособленные арки, но практически никак до финала не связывает их друг с другом.


Масайоши Йокояма — свет и тьма всей франшизы Yakuza. Можно по-разному воспринимать его творчество. Но для «пятерки» он скорее тьма, ибо явно не вывез сюжет. Тут и там имеются и дыры, и вопросы, и странные моменты, залатанные кое-как. Даже есть видео, где Масайоши пытается объяснить историю Yakuza 5 группе женщин, что выглядит забавно.

Главной темой игры становится мечта. На примере нескольких персонажей, нам показывают, чем она является для каждой отдельной личности и как они ее достигают. В рамках локальных историй, это показано здорово, тогда как в общем сюжете — спорно, ибо не каждому удается исполнить изначальную мечту в силу разных обстоятельств. Но с другой стороны, история становится более трагичной и реалистичной.

Сначала дам краткую характеристику сюжета, а потом рассмотрим каждую часть подробнее. Арки Кирью, Харуки и Акиямы — эталонные. Они написаны почти безупречно, и именно они являются ядром сюжета.

Главы за Саеджиму — постная и отвратительная писанина, просто насмешка над персонажем и худший фрагмент «пятерки». Часть за Шинаду — нового персонажа-бейсболиста — написана отлично, но для общего сюжета не имеет значимой ценности. Уберем его историю — ничего не потеряем.

Казума Кирью

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Главное преимущество структуры Yakuza 5 в сравнение с Yakuza 4 — это начало игры за Кирью. Сразу понимаешь — акцент истории на Драконе Доджимы будет более выраженным.

Арка написана трогательно — Казума хочет жить мирной и спокойной жизнью. Как мы знаем из прошлых частей, он заботится о детях в приюте. Но теперь ему нужно от них отдалиться, чтобы не мешать им осуществлять свои мечты.

Особенно это касается Харуки, самого дорогого человека для Кирью, которой предложили построить карьеру популярной айдол-певицы. Но если люди узнают, что её «отец» — бывший якудза, то ничего не получится.


Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Казума берет имя Тайчи Сузуки и устраивается на работу таксистом. Нам вновь показывают, что он может существовать как обычный человек — все его качества этому способствуют. Это ещё не окончательный переломный момент жизни Дракона, хотя близкий к этому.

Жизнь Кирью будто бы проклята — это вечная тема почти для всех номерных частей. Его снова и снова преследует прошлое — проблемы Тоджо Клана и мир якудза в целом. С самого начала к нему пристают то Дайго, то Масару Ватасе — капитан Альянса Оми, и многие другие. Событие за событием, и вот Дракон Доджимы уже вновь втянут в разборки и интриги — попытки начать мирную жизнь опять ни к чему не привели.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Арка Казумы нравится тем, что здесь, кроме драмы и сюжетных поворотов, есть эпичное сражение с толпой якудз на пирсе. Пожалуй, её можно назвать самой крутой массовой битвой — ощущается, что Кирью действительно легенда.

И бой показывает, что Казума не то, чтобы проголодался по хорошим битвам за долгое время отдыха, но что он готов выложиться на максимум, чтобы осуществить свою мечту. Да и где ещё можно увидеть, как Кирью уверенно смотрит на летящие в него ракеты и одним маленьким движением уклоняется?

Тайга Саеджима

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

В Yakuza 4 арка Саеджимы не была чем-то выдающимся — там хватает спорных моментов. Но в «пятерке» Тайга просто ужасен — он скучный и у него нет интересного развития. Его часть — это худший фрагмент всей игры.

Вот зачем сажать снова персонажа в тюрьму, чтобы он отсидел до конца положенный срок? Зачем заставлять наблюдать за его душными разборками? Буквально, нам долго показывают, как Тайга получает тумаки, воображает себя в Саппоро и защищает друзей. А потом Саеджима снова сбегает из тюрьмы — как интересно!

Вы уже показали в «четверке» эпизод с тюрьмой за него, а в конце сделали его патриархом собственной семьи Тоджо Клана. Так сделайте в Yakuza 5 развитие персонажа, как он вел бы себя в мире якудз в качестве важной фигуры.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Вместо этого после побега мы охотимся в горах Хоккайдо, а потом душимся побегушками и битвами в предновогоднем Саппоро. Так ещё эта линия с «Баба-чан» просто вызывает смех — прописана она очень спорно. Но ладно, мне чертовски нравится битва с медведем. Ради него я готов немного простить эту арку.

И знаете, был потенциал сделать Саеджиму главным героем в последующих частях вместо Кирью. Тайга прямая противоположность Казуме, но внутри он добряк, как и Маджима.

Его качества характера можно было бы круто показать и раскрыть на личной и хорошо проработанной сюжетной линии. Но почему-то сценаристы не смогли никак адекватно расписать его и в итоге в следующих частях он появляется эпизодически только в паре с Горо.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Савамура Харука

Арка Харуки является самой необычной во всей серии — это единственная девушка-протагонист. Она имеет специфический геймплей, даже учитывая многообразие мини-игр франшизы. Нужно вовремя попадать по кнопкам, словно играешь в караоке. И не всем это может понравиться — все же игрок пришел сюда за мордобоем. Но игровой процесс получился по какой-то причине приятным — он приносит удовольствие.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Даже за 2 главы я получил огромное наслаждение. По большей части из-за истории — она здесь душевная и трогательная. Харука получает практически материнскую заботу от Пак — главы агентства, которая предложила девочке построить карьеру айдола. Савамура знакомится с харизматичными и известными личностями — будь это учитель танцев Кристина или стилист Йоко.

Возможно, сюжет самого противостояния с соперницами на конкурсе написан чертовски банально, но он здесь нужен лишь для, грубо говоря, массовки. Сама история берет другие акценты, хоть и соперничество для Харуки — это еще один вызов. Рядом нет Кирью, который защитит от любой опасности — необходимо решать вопросы, по большей мере, самостоятельно.

Шун Акияма

Акияма вплетен в историю Харуки, но это не мешает наслаждаться им 2 его главы. По сути, он лишь помогает достичь мечту Пак и Савамуры — чему способствует его личность и финансы. С Акиямой сцены пронизаны добротой, честностью и юмором — потому каждая секунда, проведенная с ним, бесценна.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

В целом, Акияма — это крутой персонаж своей дилогии. Думаю, многим фанатам полюбился его характер и отношение к жизни. И жаль, что в Yakuza 6 он появляется только чуть-чуть, а потом про него и вовсе забывают — но это уже классика для персонажей серии.

Тацуо Шинада

Арка Шинады у меня вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, история прописана у него замечательно — у человека буквально отняли мечту стать звездой бейсбола, подставив его. Теперь же он ведет жалкое существование, отдавая заработанные гроши ростовщику. Но Тацуо все равно остается оптимистичной личностью.

С другой же, сюжет может зайти не всем — бейсбол все же больше японская и американская тема. А мне, к примеру, спорт не нравится в целом, потому я, в большей мере, душнился историей с самого начала и когда дело опять доходило до бейсбола. Особенно сцена, где Шинада встречается со старым противником и вспоминает прошлое — зато здесь есть неожиданная QTE-сцена, от которой сразу просыпаешься!

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Финал

Финал «пятерки» местами странный и затянутый, посредственно связанный логически, но все-таки хороший. И это даже не логический вывод, основанный на анализе хитросплетений сюжета, поведения персонажей и прочего, а чисто чувственный и эмоциональный.

Ведь только в Якудзе могут собраться 4 мужика в костюмах на крыше небоскреба, чтобы снять верх, показать татушку и набить друг другу лицо! А если серьезно, то следить за кульминацией любопытно. Событий здесь много и все они эпичны.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Антагонисты получились не самыми интересными. Они хитрые и коварные, у них амбициозные планы и их начинают показывать с самого начала игры. Но как-то даже эмоционально их поступки никак не расписывают, потому привязанности к ним нет.

Хотя Ватасе не становится полноценным врагом, мне нравится его характер. И даже жаль, что он не получил какой-то значимой роли в сюжете. Или хотя бы нескольких сражений с Казумой, чтобы разнообразить повествование мордобоем с сильным противником.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Финальная битва — одна из лучших в серии. В ней прекрасно всё: QTE-моменты и хореография, геймплей и музыка, смена локаций и смысл. И знаете, это одна из самых тяжелых битв для Кирью — если даже не самая сложная. Он мог по-настоящему погибнуть в ней, или после неё от кровопотери, чего не случалось ещё ни разу в серии. Он сражается раненым со сильным врагом, имеющий немыслимые 10 полосок жизни.

Не зря в начале игры Казума говорит, что он переживает худшие для себя времена. Да, это относится к 1 арке, но и для финала это подходит отлично. И даже концовка буквально его чуть ли не хоронит, но спасает чудодейственная мечта.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Но сам противник выбран как будто наобум — почти ничего в течение сюжета к нему не подводит. И персонаж этот больше не появится в будущих частях, что также обесценивает всё происходящее.

Геймплей

Подход к игровому процессу в «пятерке» немного спорен из-за прокачки. В Yakuza 4 навыки открываются интуитивно понятно и ты можешь контролировать, к каким сильным способностям ты идешь.

В Yakuza 5 же у нас есть 4 ветки прокачки и ты не знаешь, какие навыки скрываются там. Потому учишь навыки так-сяк, а потом понимаешь — билд получился неудачным. Сидишь и страдаешь от неудачного выбора, а переучиться уже нельзя.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Игровой процесс за Кирью самый приятный и легкий — есть мощный режим, куча приемов, хорошая скорость и сила атаки. Все как обычно.

Мне нравится геймплей Саеджимы — размашистые и сильные, хоть и медленные, удары позволяют эффективно драться в любой ситуации. Единственное, я сделал странный билд через захваты — потому какое-то время ими только и пользовался, раскидывая врагов спиной об асфальт.

Акияма все также имеет быстрый геймплей — хотя в «пятерке» его приемы стали более эпичными и странными. Играть за него приятно — уворачиваться легко, наносить удары ногами тоже.

Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega

Шинада по игровому процессу получился очень так себе. Он слабый как с кулаками, так и с палкой. И даже прокачка в ту или иную сторону не решают вопрос радикально. Вообще, арка Тацуо — это боль. Ты будто играешь в симулятор бомжа. Буквально, первое время денег нет вообще — ни на хилки, ни на такси.

В игре 21 битва с боссами, но «пятерка» такая огромная, что по личным ощущениям сражений было мало. Возможно, это ещё из-за того, что есть совершенно безликие противники и один босс повторяется несколько раз. В целом, бои сделаны хорошо, особенно в финальном сегменте.

Музыка

Yakuza 5 имеет один из лучших саундтреков в серии — над ним работало 15 композиторов! Здесь есть много классных композиций, не уступающих трекам из «нулевки». Музыка получилась богатой во многом из-за того, что те же боевые темы писал не один лишь Хиденори Сёдзи.

Например, мне нравятся треки: Collisions of Our Souls, Extermination, I believe in you, The maximum ill luck, The Mutual Fists и The Battle for the Dream. Но все они, в основном, написаны разными людьми.

Да и западная версия игры подарила интересные треки. Тот же Fulfiller of Dreams, играющий в западном опенинге — это ремикс трека Each Of Their Dreams за авторством Hyd Lunch. А трек Дайго This is my story круто освежил одну из битв, хоть я и не нашел, кто композитор.

Кстати, знаменитая караоке-песня Bakamitai была впервые представлена как раз в «пятерке»! Её сочинил Мицухару Фукуяма — он написал 18 композиций для Yakuza 5, в том числе тему финального боя. И, благодаря Bakamitai, Мицухару записал своё имя в историю — все же трек появляется и в других частях в разных исполнениях вокалистов. Да и композиция стала популярной настолько, что её используют даже в мемах.

Diagnosis

Yakuza 5 — это отличная игра с крепкой историей, хоть и сюжет наполовину филлерный и затянутый. По мере прохождения проект знакомит с обособленными, локальными историями, не дающие полноценного удовлетворения от комплексности сюжета. Но в конце всё более-менее связывается и это дает положительные эмоции.

В погоне за масштабностью «пятерка» стала отчасти жертвой своих амбиций. Давайте сделаем 5 героев и длинную историю! Завезем миллион вариантов активностей: симулятор охоты, таксиста, айдола, рыбака, бейсболиста и много чего другого!

И получилось, что в Yakuza 5 преобладает количество над качеством. Если брать адекватные стандарты для обычного игрока, то это, скорее, плохо. Для японского же рынка — это нормальная специфика.

Изображение в превью:
Автор: Ryu Ga Gotoku Studio и Sega
Источник: store.steampowered.com