Визуальные новеллы: есть ли в них геймплей? Разбор игрового жанра
Согласно википедии, визуальная новелла — это жанр компьютерных игр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история.
В рамках жанра можно найти множество сюжетных штампов. Триллер, хорор, комедия, детектив, драма (в том числе военная и судебная)
Сейчас жанр визуальных новелл получил более широкое, чем раньше, распространение благодаря многочисленным анимэ, которые всё чаще делают к нему отсылки, популяризируя его среди тех, кто слишком молод и не застал золотую пору его расцвета. Не сказать, что жанр испытывает новое перерождение, как это бывает во многих созданных на его основе анимэ, но интерес к нему определённо вырос со времён выхода анимэ Clannad, благодаря которому я и заинтересовался новеллами, которые до того не без оснований считал сборником посредственно нарисованной порнографии.
Сам я не являюсь большим поклонником и знатоком новелл. Не слежу за новинками, не знаю трендов и поджанров, не общаюсь с разработчиками и не состою в фан сообществах. Просто время от времени играю в то, что мне советуют знакомые или то, что самостоятельно нахожу на просторах интернета и время от времени пишу отзывы о том, во что сыграл, будь то пиксельный платформер, гоночный симулятор или визуальная новелла, не считая и не называя себя экспертом ни в одном из жанров и не навязывая своего мнения никому другому. Ведь, чтобы составить субъективное мнение об игре, которое и принято называть отзывом, достаточно суметь изложить вызванные ей эмоции в литературной форме.
Недавно я опубликовал на этом портале отзыв на игру «Инопланетянка». И в комментариях среди прочего часто мелькало мнение, что визуальные новеллы — это не игры, в них вовсе не должно быть геймплея и их следует читать, а не играть. Причём высказывающие подобное мнение обозначали себя не иначе как тонкие ценители жанра с пенсне в глазу, бокалом мартини в руках и прочими причитающимися самопровозглашёнными ценителями искусства регалиями. Потому изначально эта статья планировалась как ремарка для тех, кто считает, что в визуальных новеллах нет геймплея и их нужно читать. И оставить её предполагалось среди прочих комментариев к предыдущей публикации. Но меня, видимо, занесло на одном из поворотов, и комментарий перерос в полноценную статью.
Если, в порядке бреда, предположить, что в визуальных новеллах отсутствует такая составляющая как геймплей, тогда и в карточных играх нет геймплея, ты всего лишь выкладываешь карты на стол, реагируя на действия оппонента. Так и в визуальных новеллах. Ты делаешь выборы (руты), реагируя на действия и высказывания персонажей новеллы и получаешь развитие сюжета и концовку в зависимости от собственных действий. Если это не геймплей, то текстовые квесты… да и квесты в принципе играми тоже назвать не получится, про различные Point-and-click, match-three
Естественно вышеизложенное касается только грамотно сделанных игр жанра визуальная новелла, с хорошо построенным и выверенным сюжетом. Такие игры можно назвать ролевыми и даже в какой-то степени тактическими, поскольку в хорошей визуальной новелле происходящие события намекают игроку какой он должен сделать выбор для достижения желаемого им результата. Также вышеизложенное не касается различных поджанров, вроде упомянутых в комментариях «кинетических визуальных новелл», которые, исходя из описания, действительно не являются играми. Они скорее представляют из себя некое подобие графических романов, наиболее близкое к корейской манхве, но как правило издающееся в формате исполняемого файла (exe.) и продающиеся на площадках, специализирующихся на распространении игр.
Появились такие поджанры, впрочем как и просто дешёвые и некачественные визуальные новеллы в целом, в среде японских хикикомори.
В те времена для покупки литературы и фильмов 18+ необходимо было выйти из дома и зайти в магазин с огромной плашкой 18+ на входе, многое говорящей о его товарах и покупателях, а непрозрачные почтовые пакеты говорили о том же сначала почтальону, а затем и всем заинтересованным соседям, в случае доставки на дом. Другое дело игры! Которые тогда считались относительно безобидной детской забавой, и человек, выходящий из магазина игр, равно как и получающий их на почту, вызывал у общества гораздо меньше вопросов, чем регулярный посетитель sex shop'ов. Но время и технологии идут вперёд, и теперь интернет позволяет всем желающим найти искомый контент в условиях относительной анонимности и не выходя из дома.
Потому вышеописанные поджанры новелл стали менее востребованы даже своей целевой аудиторией. Издатели также потеряли интерес к подобным произведениям. Теперь они востребованы только у части инди-разработчиков, за счёт простоты создания, с которым справится даже средненькая бесплатная нейросеть, а также узкого круга любителей, который, впрочем, найдётся у любого жанра, насколько бы этот жанр ни был маргинализирован в глазах широкой общественности.
Визуальные новеллы, в своём исконном понимании — это игры. Обладающие сюжетом, геймплеем, а в некоторых случаях даже графикой, нередко включающие в себя элементы других жанров и сами порой упоминаемые в играх, которые на первый взгляд ничего с новеллами не связывает.
Вывод напрашивается сам собой. Утверждение, что в визуальных новеллах нет места геймплею ещё более нелепо, чем предположение, что шутеры бывают только от первого лица, а стратегии только в реальном времени. Прийти в голову такое мнение может только тем, кто так или иначе ограничивает себя рамками определённого жанра, не желая видеть ничего иного вокруг себя, как те самые японские затворники, запирающиеся от мира в собственных домах. Но всегда можно взглянуть шире, как на определённый жанр, так и на игры в целом, открывая для себя что-то новое и расширяя собственные горизонты.