Увидим ли мы XCOM 3
Финал XCOM 2 оставил открытым вопрос о будущем франшизы. Земля была отвоевана у могущественной инопланетной цивилизации, но за победу пришлось заплатить высокую цену. И хотя казалось, что XCOM одержал решающую победу, в самом конце игра намекала на новую, ещё более зловещую угрозу, таящуюся в глубинах вод Земли.
После грандиозного успеха XCOM 2 поклонники франшизы замерли в ожидании анонса триквела. Однако с релиза спин-оффа Chimera Squad в 2020 году от разработчиков Firaxis воцарилось гробовое молчание. Неужели мы больше не увидим продолжения одной из лучших пошаговых тактических стратегий современности? Или, может быть, за кулисами идёт кропотливая работа над игрой, которая снова перевернёт наше представление о жанре, как это сделал оригинальный XCOM: Enemy Unknown в 2012 году?
В разработке ли XCOM 3?
Первые намёки на то, что Firaxis действительно ведет работу над триквелом, появились ещё в 2022 году. В одном из интервью Джейк Соломон, творческий директор и идейный вдохновитель перезапуска XCOM, признался, что команда уже «думает» над новой игрой во вселенной после официального завершения работы над Midnight Suns, в этом же интервью рассказав о своём видении игры.
Все эти вещи, о которых XCOM 3 не обязательно рассказывала, которые могут появиться в этой IP, невероятно интересны. Мы можем проложить новую дорогу.
В другом же, более раннем, он прокомментировал ситуацию так: «Мы определённо задумываемся о том, куда может завести нас следующая большая история об XCOM», — говорил Соломон. — «Chimera Squad была интересным экспериментом, но это скорее ответвление, нежели основная линия развития франшизы. Все мы жаждем снова окунуться в эпическое противостояние землян и пришельцев в глобальных масштабах, и мы найдём, чем вас порадовать».
Тогда слова Джейка воодушевили фанатов, ожидавших анонса чуть ли не на следующей игровой выставке. Однако с тех пор новостей от Firaxis так и не последовало. Более того, в феврале-марте 2023 года Соломон неожиданно покинул студию, заявив, что «больше не хочет работать над пошаговыми стратегиями» и ему «нечего добавить в этот жанр».
XCOM 3 — в development hell?
Столь резкий разворот от одного из идейных вдохновителей XCOM наводит на крайне нерадостные мысли. А не увязла ли разработка третьей части в так называемом «development hell» (ад разработки) — ситуации, когда проект годами не может выбраться из препродакшена из-за творческих разногласий, технических проблем или других трудностей?
Сам термин «development hell» применяется к играм и фильмам, чей выпуск постоянно откладывается на неопределённый срок из-за непрекращающихся переделок и перезапусков. Проекты в этом состоянии могут находиться десятилетиями, при этом растрачивая баснословные бюджеты и калеча репутацию создателей.
К сожалению, признаки того, что XCOM 3 погрузилась в пучины ада разработки, налицо. Помимо ухода Соломона, обращает на себя внимание полное радиомолчание разработчиков, и даже отсутствие каких-либо намёков на грядущий анонс. При нормально идущей разработке такого не случается — обычно студия регулярно «подогревает» интерес фанатов, делясь отрывочными деталями и устраивая контролируемые утечки. Молчание же может означать лишь одно — внутренние проблемы.
Жертва инновационности
Перезагрузив XCOM, команда Соломона задала совершенно новые стандарты для пошаговых тактических стратегий. Она виртуозно сочетала глубокую тактическую составляющую с увлекательным стратегическим геймплеем по управлению глобальной обороной Земли от вторжения пришельцев. К тому же обновлённый XCOM обладал потрясающей кинематографичной атмосферой, которая выгодно отличала его от типичных для жанра игр того времени.
После оглушительного успеха первой части триумфом стала и вторая, XCOM 2, вышедшая в 2016-м. Она не только сохранила лучшие черты оригинала, но и обогатила их целым рядом новаторских решений. Фанаты были в восторге.
Очевидно, что после такого фурора Firaxis загорелась идеей создать третью часть, которая бы перевернула вообще все представления игроков о пошаговых стратегиях. Но здесь-то, на мой взгляд, и крылась главная опасность для проекта — чрезмерная инновационность.
После «чернового» завершения разработки Midnight Suns, разработчики бросили все силы на то, чтобы создать нечто поистине революционное — игру, которая бы снова перевернула индустрию пошаговых стратегий с ног на голову.
Однако добиться такого невероятно сложно. Вероятно, в команде никто не мог предложить идей, которые бы устроили всех. А может быть, напротив, каждый вносил свои предложения и концепции, из-за чего неминуемо возникали конфликты и разногласия. Но одно я знаю наверняка — публичный «демарш с увольнением» и заявление о нежелании участвовать в разработке каких бы то ни было TBS в будущем со стороны Джейка Соломона выглядит так, словно он основательно на что-то (или на кого-то) обиделся в процессе работы.
При этом, учитывая многомиллионные продажи XCOM 2, я более чем уверен, что проект рано или поздно выберется из чертогов «ада разработки». Возможно — сам, а возможно — это случится после «могучего начальственного пинка» от руководства из 2K Games, которым платить жирные зарплаты студии «за просто так» совсем не улыбается. И… Какой может быть XCOM 3 в таком случае?
Будущее XCOM 3: спекулятивная часть
Всё, о чем я буду рассказывать далее — это лишь мои предположения и догадки, основанные на анализе изменений между играми серии XCOM. Сравнивая Enemy Unknown, Enemy Within, XCOM 2 и Chimera Squad, я попытался выстроить некие тренды и потенциальные векторы развития, по которым может пойти следующая часть франшизы.
Однако я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Возможно, все мои теории окажутся совершенно неверными, когда и если XCOM 3 всё-таки выберется на свет. Но если мои гипотезы хотя бы отчасти соответствуют действительности, мы можем ожидать от игры что-то из следующих возможных изменений и нововведений.
TLDR: Если вам неинтересны спекуляции — можете смело листать к заключению.
Возврат к нескольким базам?
С каждой новой игрой и дополнением разработчики предоставляли все больше свободы действий на стратегической карте и глобальном уровне. Если в оригинальном Enemy Unknown у XCOM была всего одна, то уже в XCOM 2 она стала летающей, а в DLC WotC к этому добавился ещё ряд механик, нацеленных именно на повышение гибокости «геоскейпа».
Что, если дальнейшим логичным «разворотом» этой тенденции станет возврат к классической схеме оригинальной UFO, где для защиты всей Земли требовалось строить и управлять сразу несколькими полноценными базами? На мой взгляд, именно ограничение всего одной базой было одной из ключевых недоработок перезапуска 2012 года, которая последовательно исправлялась всё последующее время. И разработчики вполне могут решиться на подобный шаг в следующей части XCOM.
Бо́льший акцент на историю
Ещё одним стойким трендом, который заметно усиливается из игры в игру, становится постепенное увеличение доли сюжетной составляющей. В оригинальном Enemy Unknown она едва ли занимала 1% от общего экранного времени. В XCOM 2 история уже была гораздо более развернутой и насыщенной событиями, WotC ещё больше раздвинул границы сюжета, а в Chimera Squad историю и вовсе сделали краеугольным камнем всей игры.
Полагаю, что разработчики продолжат развивать игру в этом векторе, уделяя всё больше внимания повествованию, диалогам, кинематографичности и проработке персонажей. В конце концов, отличный сюжет способен сделать игру поистине культовой, а XCOM всегда обладала огромным потенциалом для выстраивания захватывающих историй (правда, вне первого прохождения, зачастую по причине крайне обидных смертей:-)
Обратная прогрессия
Во всех предыдущих частях франшизы ваши ресурсы и технологический уровень «Икс-Команды» закономерно росли по мере прохождения. От устаревшего огнестрельного оружия вы постепенно переходили к лазерам (или аналогичной «проиежуточной» технологии) и плазменным орудиям, изучали всё новые средства защиты и нападения. При этом темпы развития сил людей опережали рост мощи пришельцев, что в какой-то мере облегчало партию по мере продвижения: ближе к концу, когда у тебя есть два пулеметчика, псионик, боец поддержки и пара штурмовиков ближнего боя — выносить противника можно «вперёд ногами» и в любых количествах, вообще не чувствуя сопротивления…
Однако в финале XCOM 2 ситуация стала обратной — Земля наконец-то отвоевала передовые технологии инопланетян, и оказалась «на коне». А что, если новая игра станет отыгрывать как раз от этого сценария? Вы начнёе с лучшим вооружением и защитой, доставшимися по наследству от прошлых приключений в XCOM 2. Но по мере развёртывания кампании ваши ресурсы будут лишь растрачиваться, вынуждая идти на всё более рискованные компромиссы и «расчехляя» на некритичные миссии всё более устаревшую экипировку — или, наоборот, экономя с самого начала.
В результате партия превратится в гонку со временем — успейте победить пришельцев, пока не пришлось отправлять бойцов на миссию с ржавыми вилками в руках и стиранными пакетами вместо брони. Мне кажется, конецпция звучит интересно.
Тактический слой
Самая спекулятивная часть моих предположений касается потенциальных изменений в тактическом боевом режиме. Здесь у разработчиков буквально безграничный простор для творчества и экспериментов благодаря таким недавним проектам как Jagged Alliance 3, Phoenix Point или модификациям серии Long War для самой XCOM.
А если добавить сюда еще и опыт последних Shadowrun, да и вообще любые пошаговые тактики, выходившие в последнее время? В общем, спекулировать на эту тему бесполезно — игры «по мотивам» показали, что Firaxis может сделать с «тактическим» слоем игры буквально всё, что угодно, от незначительных правок формулы XCOM 2 до полного обновления игровых механик. Поэтому я даже не буду строить догадки на этот счёт.
Заключение: быть или не быть XCOM 3?
Пришло время подвести итог и ответить на главный вопрос — увидим ли мы когда-нибудь XCOM 3? Из всего вышесказанного напрашивается лишь один вывод — новая игра во вселенной XCOM определённо находится в разработке у Firaxis Studios. Слишком много косвенных намёков и признаков указывают на это.
В то же время совершенно очевидно, что этот проект погряз в развивающемся многие годы «аду разработки». Скорее всего, авторы загорелись чересчур амбициозной идеей создать игру, которая бы так же радикально обновила жанр, как это сделал Enemy Unknown в 2012-м. Однако воплотить революционные задумки в жизнь оказалось намного сложнее.
В команде разработчиков, вероятно, разгорелись нешуточные споры и конфликты на почве того, в каком именно направлении следует двигать франшизу дальше. Одни ратовали за отказ от ключевых механик в угоду инновациям, другие желали сохранить все лучшие черты XCOM, лишь аккуратно приправив их новыми фишками. В итоге идейный вдохновитель Джейк Соломон не выдержал творческого тупика и покинул студию, публично «отрекшись» от жанра пошаговых тактических стратегий.
Впрочем, я убеждён, что рано или поздно XCOM 3 всё же выберется из своего «ада разработки». Слишком высоки ставки для издателя 2K Games, чтобы позволить такой успешной и прибыльной франшизе умереть из-за внутренних распрей — в крайнем случае они просто введут режим внешнего управления и скажут «игру будем делать вот так, так и так». Хотя если проблемы и впрямь зашли так далеко, как это представляется, то до релиза игры могут пройти ещё долгие годы. Даже если все проблемы XCOM решатся прямо завтра, или её перезапустят по приказу сверху с «менеджерами-варягами» в роли надсмотрщиков — мы не увидим проект раньше 2030-х. К сожалению.
Поэтому, как ни парадоксально, но чем дольше Firaxis хранит молчание о новой части XCOM, тем выше вероятность, что в конечном итоге она всё же выйдет. Молчание означает лишь одно — студия и издатель всё ещё упорно пытаются вытащить проект из развивающегося многие годы творческого кризиса. А вот если вдруг игра будет внезапно официально отменена, или Firaxis официально объявит о новой тактике в разработке — это будет означать лишь одно: 2K Games действительно больше не верит в способность XCOM 3 вернуть вложенные средства и стать прибыльной. Пока же тишина — это, безусловно, хороший знак для поклонников франшизы.
Источник: youtu.be
3 комментария
Добавить комментарий
Идей войны с инопланетянами по факту бесконечное множество, почему парнишка исписался — очень странная штука.
Добавить комментарий