"Тетрису" - 40 лет: как игра советского программиста покорила мир

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Сегодня исполняется 40 лет с момента создания абсолютно уникальной игры «Тетрис», автор идеи и самой компьютерной игры — уроженец города Москва Алексей Пажитнов. Не имея важных задач на работе в своем институте, парень придумал как использовать свое время и применить математические знания. Он разработал простую игру, тестовая версия которой была запущена на ЭВМ «Электроника-60» в 1984 году ровно 40 лет назад. Так и увидела свет очень простая, но гениальная компьютерная игра «Тетрис». Разработчик и не подозревал, что эта головоломка станет популярной на весь мир.


Автор: Нейросеть nplod Источник: nplod.ru

Алексей за первоначальную идею взял пентамино, в которой различные фигуры из геометрии, состоящие из 5-ти квадратиков нужно выстраивать таким образом, чтобы получить заданную ровную фигуру. Эта головоломка была популярной в то время. Он решил автоматизировать процесс и реализовать в цифровом виде.

Автор: vc.ru Источник: vc.ru

В тетрисе сверху вниз падали различные фигурки, а пользователь должен был их располагать на нижнем полотне так, чтобы выстроить ровные линии по ширине всего окна. Хотя в 80-е годы в СССР мало кто мог похвастаться наличием ЭВМ, но игра все равно распространялась очень быстрыми темпами. Ее массово копировали с одного компьютера на другой и вскоре она появилась почти на всех ЭВМ в СССР.

История о том, как тетрис преодолел железный занавес и стал популярен по всему миру это отдельная увлекательная тема, которую даже экранизировали. Разработчик из Великобритании Хенк Роджерс в 1989 г жил в Японии, а с игрой впервые столкнулся в командировке в Венгрии. Программист сразу понял, что у тетриса огромный потенциал и игра может стать настоящим хитом приносящим огромную прибыль.

Компьютеры того времени были большими и тяжелыми, поэтому Хенк захотел выпустить эту игру на портативных устройствах. Но для подобного нужно иметь лицензию, которой у него естественно не было. Начались поиски создателя тетриса, которые привели его в Москву. СССР только начал открываться в то время для других стран после периода холодной войны.

Автор: aif. by Источник: aif.by

Позднее в интервью 2011 года Роджерс назвал поездку в СССР абсолютным сумасшествием, ведь он ехал в полную неизвестность в паре с видеокамерой и огромным желанием заполучить лицензию. Москва в феврале оставила не лучшее впечатление за счет скверной погоды, да и отсутствия удобств в номере отеля. Не было возможности ни телевизор посмотреть, ни радио послушать, информационный вакуум.


Иностранцу было тяжело ориентироваться в незнакомой стране и он нашел девушку-водителя, которая за деньги возила его по городу и выступала в качестве переводчика. Она привезла его в «Электроноргтех», это предприятие занималось поставкой различного оборудования и ПО зарубеж, а также импортом всего западного. Он вошел в здание и стал интересоваться возможностью покупки прав на игру Тетрис. Мгновенно в здании стало происходить нечто странное, все бегали и нервно что-то обсуждали.

Вскоре его познакомили с создателем игры Алексеем Пажитновым, вместе с ним в комнате присутствовали еще 8 человек, в том числе сотрудники КГБ. Сотрудники пытались понять, что такое авторские права, лицензия и зачем они нужны иностранцу. Все относились к Хенку настороженно, без какого-либо доверия и не очень хотели отвечать на его многочисленные вопросы.

Автор: dzen.ru Источник: dzen.ru

Позднее Пажитнов поделился своим впечатлением о разработчике из Великобритании, назвав его очень умным и толковым бизнесменом. Разработчику действительно удалось разобраться в игре и понять принципы ее работы. Переговоры продолжались целую неделю и завершились успешно заключением договора: Алексей получит часть прибыли со всех продаж игры «Тетрис» по всему миру. Головоломка построена на принципах отличных от многих ранее выпущенных игр и позволяет строить и созидать, а не разрушать.

Автор: dzen.ru Источник: dzen.ru

Тетрис громко вошел в историю и занимает в ней уважаемое место. В различные вариации игры по различным статистикам играло хоть раз не менее 1 миллиарда человек. Получать деньги с прибыли Пажитнову оказалось не совсем легко, про это была информация из различных изданий. В итоге разработчик из СССР переехал жить в Соединенные Штаты Америки, где открыл совместное предприятие с Хенком Роджерсом и заработал огромное количество денег с продаж собственной игры. Алексей Пажитнов стал богатым и известным во всем мире человеком, который и сегодня продолжает жить в Вашингтоне.

Изображение в превью:
Автор: Нейросеть nplod
Источник: nplod.ru