Спустя годы: лучшие ПК-игры по версии Metacritic
Baldur's Gate 3 вышла на ПК и сразу же захватив всеобщее внимание игроков. В течении первых дней игре покорилась отметка в 800 тысяч одновременных игроков в Steam, она получила очень положительные оценки от профильной прессы и игроков, что позволило ей занять верхнюю строчку в списке лучших игр на ПК по версии Metacritic и разделить данный титул с Disco Elysium: The Final Cut. Обе игры имели по 97 баллов от прессы, но игра Larian получила выше пользовательский рейтинг: 9.2 против 8,3 у игры ZA/UM.
Эта новость быстро разлетелась по многим изданиям и новостным каналам. Все восхищались достижением компании Свена Винки, чего он вполне заслуживает. Но публикуя один и тот же снимок экрана никто не замечал, или делал вид что не замечал, игру расположившуюся сразу после них. Сделайте вид что следующий скриншот это снимок мобильной версии Metacritic (да, человеку который убил полдня на определения API игры Stronghold лень найти снимок разлетевшийся почти по всему рунету):
Half Life 2. После скольких лет? Всегда.
Изначально этот материал я хотел посвятить игре от Valve, затрагивая параллельно игру от Larian и эстонских ZA/UM, но данная идея у меня возникла когда Baldur's Gate была в тройке лидеров. Но вот уже середина сентября и время, что называется, ушло. Так что в рамках данного материала обратимся к списку лучших игр и попробуем понять, почему же именно эти игры туда попали. Чем они могли тронуть прессу, какие у них заслуги пред игровым сообществом? Чтобы уж слишком не затягивать и обмолвиться хотябы парой слов об каждой игре пройдёмся по первой десятке, что соответствует оценкам от 97 до 95 баллов.
Но стоило мне промедлить и Metacritic решил провести масштабное обновление, в результате чего игровой список обновился, и не сказать что это обновление было в лучшую сторону. Часть проектов вызвали у меня ещё больше вопросов, но обо всём по порядку.
Disco Elysium: The Final Cut
И чтобы далеко не уходить от скриншота выше, обратимся к игре Disco Elysium: The Final Cut. Игра, как уже думая всем понятно, занимает первое место с 97 баллами. И тут у меня получилось двойное бинго: первая игра и первый спорный продукт в рейтинге. Что я имею ввиду: данная игра является расширенной версией игры Disco Elysium, которая так же присутствует на Metacritic. Отрицать то что это отличная RPG игра и оспаривать её титулы нет смысла: игра это заслужила. Но есть одна вещь, которая мешающая мне признать её место. Разработчики из Эстонии обновлением заменили релизную версия игры, которая к слову получила 91 балл при 70 рецензиях на Metacritic. Таким образом, если принять за эталон The Final Cut версию, то зачем было делать обзоры ранних версий игры? Если же эталоном становится Disco Elysium от 15 октября 2019 года, то зачем обозревать игру после всех патчей? Ведь версия 1.0, или условная 1.1 (с патчем первого дня), всё равно будет хуже в сравнении с финальной версией, которая может носить номер и 1.5, и 1.7.3, и даже 2.0. По моему мнению обновлённые версии игр должны обозреваться отдельно, и включать их в общий рейтинг сомнительно.
И как ещё одна деталь: данную версию оценило только 12 изданий, и если сравнивать средневзвешенную оценку 12 человек и 70, то результат явно уйдёт к 92-93 баллам. В целом до редизайна агрегатора эта версия игры имела самое низкое количество обзоров из рассматриваемых игр, но потом некоторые проекты переплюнули данный антирекорд.
The Orange Box
О да, вторая строчка и снова бинго. Скажу честно, мне импонирует компания Valve, что можно заметить по некоторым материалам, да и ниже вы это тоже заметите. Но когда речь заходит про объективность то надо абстрагироваться от всего. И, по моему мнению, «The Orange Box» не должно быть в данном списке. Ведь это не игра, а бандл, набор из нескольких игр и дополнений, который включает в себя сразу пять продуктов: три игры и два дополнения. При этом новых продуктов тут всего три: Portal, Half Life 2 Ep2 и Team Fortress 2.
Да, это официальный релиз, в составе данного набора миру были представлены новые игры, все продукты данного бандла до сих пор на слуху… Но это не отменяет того факт что это не игра, это набор из нескольких игр. В Steam постоянно выходят бандлы, которые создаются подобным образом: выпускается игра и добавляется в бандл с каким-нибудь предыдущим релизом, мол посмотрите, вот вас заинтересовала игра, а может возьмёте две игры переплатив всего несколько долларов? Но оценивать по итогу будут игру, а не бандл. Так что мое мнение однозначно: данный бандл здесь лишний.
BioShock
В данном топе нашлось место и творческому гению Кена* Левина. До обновления данная игра находилась на седьмой строчке, после редизайна поднялась на третью.
Первый BioShock погружал игроков в антиутопичную атмосферу шестидесятых годов прошлого века. Игра произвела фурор среди игроков, прессы и даже у издателя, компании TаkeTwо. После этого игру захотели превратить во франшизу, Кен* Левин сделал третью часть, после чего занялся новым проектом и всё это время занимается им. Кен* Левин является, что называется, вольным художником, который строит проекты по своему желанию, из-за чего для доведения BioShock Infinite до релиза пришлось приглашать Рода Фергюсона, который останавливал творческий порыв Кена* и вёл игру к релизу. Проблемы были и при разработке первой части, но игра вышла и сотворила то что сотворила.
Если говорить моё мнение, то игра достойна находится в данном списке. Возможно не на столь высокой позиции, и седьмого места, которое было до обновления, ей достаточно, но это очевидно одна из значимых игр в индустрии. Это подтверждают и обзоры: 96 баллов при 44 рецензиях.
Out of the Park Baseball 2007
А вот и новичок в данном списке. До обновления сайта данного проекта небыло видно, однако после обновления он успешно ворвался на 4 позицию с 96 баллами основываясь на … пяти рецензиях.
Сказать что-то про данный проект, кроме того что это бейсбольный симулятор, нечего. Стоит сказать что данную игру скрыли из списка лучших игр после обновления системы оценивания в 2015 году, но в 2023 году она вновь появилась на вершине рейтинга. Вес малого количество оценок по сравнению с большим количеством рецензий, даже у бандла «The Orange Box» 34 оценки, я задевал когда писал про Disco Elysium, но пропустил потому что тут там было что обсудить. В данном же случае тоже есть что обсудить, так что подниму такой вопрос «Что делать с ежегодными играми?» В Call of Duty можно оценивать компанию или графические изменения, но OOTP это игра из категории спортивных симуляторов как FIFA и NBA: в них могут поменять составы команд, может подтянут графику, но концептуально и технически данные игры могут оставаться неизменными на протяжении десятилетий. Разумеется, в подобных играх может произойти значительное обновление, но это скорее исключение, которые подтверждает правило. К слову, данную игру мне не удалось найти в продаже ни в Steam, ни в GOG, ни в EGS…
Half Life 2
Второй период полураспада случился в 2004 году и буквально через год с небольшим будет отмечать свой двадцатилетний юбилей. А уже в этом году второму эпизоду второй части, меньше чем через месяц, исполнится 16 лет. И все эти годы игроки ждут продолжение приключений знаменитого физика с монтировкой. В год выхода данной игры свет увидело множество других релизов: Doom 3, GTA San Andreas, Как достать соседа 2, NfS Underground 2… Часть из прямых конкурентов были лучше Half Life 2 в некоторых аспектах: шутерная механика движка Source всегда была и остаётся предметом споров, даже сегодня. Кроме этого не все остались довольны эпизодическим выпуском дополнений… Но если сравнивать проработку мира, лицевую анимацию, сюжет и повествование, проработку и презентацию персонажей, то это было на высоте. Но всё это было на релизе, а спустя десятилетия у игры появилось ещё одно, очень важное преимущество перед своими одногодками: для того чтобы поиграть в данную игру сегодня Вам достаточно сделать три простых действия: купить, скачать, играть. Для запуска игры не требуются модификации, в игре нет графических проблем, действия и скрипты не привязаны к кадровой частоте, как в некоторых других играх того времени. В игре остаётся нестыдная, даже не сегодняшний день, графика, детализация и сюжет, который к тому же отлично локализован на множество языков.
Это именно та игра, которая заслужила место в данном списке: средний балл 96 при 81 отзыве от критиков, игроки так же поддержали критиков и поставили игре 9,2. Эту игру даже называли игрой тысячелетия, при том что вышла она в самом начале второго тысячелетия. Но после обновления игра опустилась со второго места до пятого. Справедливо? Возможно, но не с теми проектами которые расположились перед данной игрой.
GTA V
Да… Это игра занимала третью строчку с 57 обзорами на средний балл 96 из 100, но после обновления упала на шестую. И эта следующая игра которую хотелось бы обсудить. Пятая номерная часть франшизы про великих автогонщиков, которой кстати на днях исполнилось десять лет, вышла на трёх поколениях консолей, это 6 версий игры, и на ПК, а разница между самой высокой и самой низкой оценкой составляет аж 18 баллов. И как оценивать порт игры на другие платформы после релиза? Обновление игры на консоли 8 и 9-го поколения привнесло только улучшение зависящие от аппаратной мощности консоли: разработчики сделали графику немного лучше, увеличили дальность отрисовки благодаря более мощному процессору, что так же позволило выпустить на улицы больше NРC, а с переходом на PS5 и Xbox Series появилась трассировка… Но сама игра с момента релиза на PS3 и Xbox360 не изменилась, и столь высокие оценки, про оценку игры на девятом поколении чуть позже, из-за того что разработчики смогли перенести игру на другую, более мощную платформу? Игра получила графический рескин, который «был невозможен на предыдущем поколении», (знакомая фраза?) при выходе на новой платформе. По некоторым подсчётам на 7 поколении было продано около 35 млн. копий игры, а на момент февраля 2023 года продано более 175 млн. копий GTA V. И на основании этого вопрос: почему когда пользователям предложили заново купить GTA на Xbox One и PS4 все радостно приняли данное предложение, но начали хейтить Rockstar за версии для PS5 и XBS X|S, если в обоих случаях они получили только графическое обновление и никаких изменений самой игры? Именно на этом и делали акцент обзорщики версии игры для Xbox Series X, это при том что на Xbox есть обратная совместимость и можно не покупать GTA 5 на Xbox One или Series если когда-то купил её на Xbox 360.
Напишите в комментариях, как Вы считаете необходимо оценивать игры, которые выходят на одной платформе, а спустя время разработчики портируют их на другие платформы? Речь именно про запоздалый релиз, а не про одновременный выход на всех платформах, как сделали создатели Elden Ring и Dying Light 2.
Half Life
Второй период уже расположился выше, а первый полураспада находится на пару строчек ниже, но вот средний балл у игр аналогичен. Игра вышла в конце 90-ых и является самой старой из всех обсуждаемых проектов. Разумеется игра имела свои проблемы: непроработанный финальный мир Зен; невозможность дать голос главному герою, что в последствии стало мемом и вызовом для сценариста второй части. Ну и куда же без этого: игра обрывалась в очень странный момент и оставляла игрока в подвешенном состоянии. Если же говорить про саму игру, то можно сказать что она сохранилась похуже второй части, но всё равно в неё можно поиграть даже сегодня, либо же попробовать ремастер Half Life Source, в котором разработчики пересадили игру с модифицированного движка Quake на Source, или сыграть в полноценный ремейк Black Mesa.
Своё место игра заслужила хотябы из-за революционного подхода к игре: в эпоху доминирования на ПК коридорных шутеров Valve сделали упор на сюжет, скрипты и геймплей. Так же разработчики сделали очень нестандартный подход к повествованию: у игрока всегда оставался есть контроль над персонажем, ведь в игре нет катсцен. Так же в игре появляются напарники: охранников, которые могут отстреливать монстров, и учёных, которые могут лечить игрока. Игра произвела фурор и заставила игровое сообщество ждать продолжение, которое громыхнуло не меньше, а местами даже больше чем первая часть.
В результате игра имеет средний балл 96 при 24 рецензиях. Рецензий явно было больше, но не все могли сохраниться, ведь даже некоторые сохранённые рецензии ссылаются на удалённые статьи, а подавляющая часть рецензий того времени публиковалось в журналах и могло не перенестись в цифру.
Baldur's Gate 3
А вот и та самая RPG из-за которой я сейчас и пишу данные строки. Как она очутилась так низко, если я в начале статьи писал что она на втором месте? Всё так, игра была там, но спустя неделю с небольшим игра Larian упала на несколько позиций ниже: журналисты и критики начали доходить до финала игры, который, по их словам, был смазан, а техническое состояние неотполированного ранним доступом второй части игры оставляло желать лучшего. Из-за этого средний балл игры стал равен 96 и игра опустилась со второго места до пятого, а с обновлением и до восьмого.
Принижать значение третьих врат Балдура в современных классических ролевых играх я не собираюсь, но хотелось бы на примере данной игры поднять одну из проблем ранних обзоров. Издание Eurogamer поставило игре 80 из-за ошибок и смазанности второго акта, а издание Siliconera, которое на сегодняшний день поставило игре саму низку оценку в 70 баллов, жалуется примерно на то же.
Данные издания я привёл как пример: о проблемах второй части игры стали говорить не сразу, прохождение игры занимает довольно много времени и большинство рецензентов, которые спешили к релизу, не говорили про большую часть проблем. Большинство таких изданий спешат с выпуском рецензий чтобы успеть на хайп-трейн релиза, а более обстоятельные обзоры стали появляться спустя более чем неделю, когда рейтинг игры и просел. Уже к 11 числу средняя оценка игры уменьшилась, ведь количество обзоров игры выросло с 10-15 до полусотни.
На сегодняшний день игру уже оценили более сотни изданий и среднеарифметическая оценка зафиксировалась на отметке 96 баллов. Ей пророчат звание лучшей классической ролевой игры последнего времени, посмотрим что из этого выйдет. Технические проблемы потихоньку исправляют, разработчики так же пообещали изменить и доработать финал игры.
Divinity: Original Sin II — Definitive Edition
Это вторая игра появившаяся в данном списке после обновления. Данная версия игры имеет среднюю оценку в 95 при пяти рецензиях. Повторяется ситуация как и с Disco Elysium: The Final Cut: максимально исправленная и пропатченая версия игры попадает в данный список, хотя оригинальная, или правильней сказать релизная, версия имеет на Metacritic 75 оценок дающих средний балл 93. Позвольте на этом закончить, а рассказ про то что это хорошая ролевая игра, или что разработчики провели достаточно работы по её исправлению после выхода я повторять не буду. Повторю мысль из блока про Disco Elysium: обновлённые и пропатченые версии должны оцениваться отдельно, сравнивать их с релизными версиями как минимум странно.
Baldur's Gate II: Shadows of Amn
И на последнем месте расположилась вторая часть врат Балдура, которая вышла в начала этого тысячелетия и продолжила идеи первой части по популяризации возможностей настольных ролевых игр в компьютерных играх. Множество квестов, ролевые возможности, неплохая на момент релиза графика, — всё это оценили критики и пресса. В итоге игра получила среднюю оценку в 95 баллов при 30 рецензиях на Metacritic. Игра радовала ролевой составляющей, музыкальным оформлением и возможностями по изучению мира. Сейчас, разумеется, графика и визуальное оформление игры смотрится просто и скудно, но для такой игры это не проблема. Но не смотря на то что графика выглядит целостной, на современных широкоформатных мониторах игра может выглядеть слишком пиксельной и непонятной. Но это сегодня, а в момент выхода такой проблемы, разумеется, не стояло. Заслуженное место в списке лучших игр.
Вот такой вот список лучших ПК релизов по версии агрегатора оценок Metacritic. По моему мнению в данном списке заслуженно находятся 5 игр, в то время как игровой сборник «The Orange Box» явно лишний. Что касается четырёх оставшихся игр из данного перечня: Disco Elysium: The Final Cut, GTA 5, Divinity: Original Sin II — Definitive Edition и Out of the Park Baseball 2007, как по мне, их не должны быть в данном списке. Сравнивать обновлённую и максимально доработанную версию Disco Elysium и Divinity: Original Sin II с релизной версией условной BioShock как минимум некорректо. Такая же история с GTA V: игра вышла на консолях 7-го поколения, после чего получила графическое обновление при портировании на 8-ое поколение и ещё одно улучшение при портировании на ПК. Как оценивать такую игру? Ставить высокие баллы потому что это хорошая игра с PS3 портирована на ПК без проблем? Так откуда там проблемы, графика и игровая механики до сих пор отсылает нас к началу 2010-ых.
Любая игра имеет проблемы на старте, ведь никакой штат тестировщиков не может найти все возможные баги, никто не может заранее сказать как игра поведёт себя на той или иной платформе, какие конфликты совместимости игра может вызвать. Для этого и нужны ранние обзоры, которые должны сообщать о состоянии игры, в этом их основная ценность. Упомянутые в блоке посвященному Baldur's Gate 3 издания Eurogamer и Siliconera, которые поставили игре одни из самых низких оценок, задержали обзоры практически на три недели, проходя игру вдоль и поперёк, Eurogamer рассказали так же и о случае когда из-за бага не работало сохранение и пришлось репортить баг напрямую Larian для оперативного устранения данной ошибки. А обзоры в первый день не рассказывали про большинство проблем, и нет, я не принижая заслугу Larian и Baldur's Gate. Так что вопрос: точно ли самые первые обзоры так полезны?
Если у Вас есть другое мнение по данному списку игр или иное мнение по поднятым мной претензиям, прошу в комментарии.
- * — Кен Даниил Олегович признан иностранным агентом
2 комментария
Добавить комментарий
Добавить комментарий