Обзор Persona 3: Reload - лучшая JRGP года

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Человечество сходит с ума. Подростки массово пропадают, люди страдают от депрессии, в школьных коридорах шепчутся об апатии, в результате которой очередной школьник решил поиграть с собственной жизнью. Лишь «избранные» в курсе происходящего, только они знают, что на мир надвигается метафоричный апокалипсис в образе чудища — Смерти, которую вызвали те же самые люди своим бездействием и отрешенностью.


Эти избранные, оказывающиеся посреди разлома между двумя мирами, — рядовые школьники, которые совмещают охоту на монстров с классическими подростковыми развлечениями: игры на ПК, обсуждение девушек, первые отношения и, конечно же, экзамены!

И весь этот яркий коктейль из, казалось бы, разрозненных аспектов дополняется жестким японским рэпом, рисованными «симптотишными» аниме-девочками и местными покемонами, изображенными в виде устрашающих персон. Вместо покебола — компендиум, а призываем мы их не броском о землю, а выстрелом в голову…

Все это Persona 3 Reload. Но давайте поподробнее.

Персона главного героя наконец-таки просыпается
Автор: ATLUS/Sega

Хорошие ожидания

Persona 3: Reload была одной из моих самых ожидаемых игр этого года. Заслуженная классика, яркий представитель JRPG-жанра, с обновленными моделями персонажей и различными изменениями — что еще может быть лучше?! На мой взгляд, уже сейчас проект ATLUS способен претендовать на звание «Игра года», и вот почему.

Persona 5

Да, начать хотелось бы именно с этой части, поскольку именно Royal, вышедший в 2022-м году на ПК и Steam (а также в Game Pass), по сути, популяризовал эту серию. Ранее она была доступна только на консолях Sony, к тому же — только на английском языке. Релиз пятой части не принес локализации, но хотя бы сделал игру более доступной.

Протагонист Persona 5 — Джокер
Автор: ATLUS/Sega

Проект стал невероятно успешным по меркам студии, которая ранее не думала о миллионных тиражах и всемирной известности. Persona 5 продемонстрировала прекрасные результаты, презентовала себя огромной аудитории и показала, что JRPG все еще могут удивлять аудиторию.


Таким образом, недавно вышедшая Persona 3 стала настоящим хитом, за короткое время продавшись миллионным тиражом — это рекорд ATLUS. Игра не только стала лучше, но и сохранила в себе свои отличительные черты, а также впитала все лучшее, что было в последней номерной части серии.

Что изменили в ремейке

Самое главное для нас — это добавление русской локализации. Да, английский в Persona совершенно несложный, однако в игре множество текста, поэтому на его перевод все равно тратится большое количество времени. Теперь играть стало комфортнее и даже как-то интереснее, при этом локализация выполнена на фантастическом уровне, придраться банально не к чему.

Разработчики подтянули текстуры, поработали над боевой системой, а также проработали кучу мелких, но значимых деталей.

Например, полностью переделали оформление всей игры, изменив шрифты и стилизацию. При этом данные изменения коснулись всех языков. Даже надписи на русском языке переливаются и извиваются точно так же, как на английском. За это разработчикам хочется выразить отдельную благодарность.

Кроме того, персонажи стали выглядеть более ярко и красиво, на мой взгляд, даже лучше, чем в Royal. Издалека может показаться, что проекты пребывают на одном уровне, однако при детальном рассмотрении видна очевидная разница. Лица более выразительные, волосы реалистичнее, а анимации разнообразнее и плавнее.

Лица стали выглядеть более выразительно и симпатично. Теперь это не какие-то болванчики, неуклюже перебирающиеся по тусклым локациям
Автор: ATLUS/Sega

Одним словом, сложно представить, какую работу проделали ребята из ATLUS. Может показаться, что она минимальна — закована в незначительных аспектах, но это неверное предположение. На самом деле — разработчики серьезно перелопатили проект, доведя его до уровня 20-х годов, максимально освежив и задрав новую планку.

Сюжет — наше все

Но давайте разбираться, почему третья Персона (ее обновленная часть) настолько хороша. Можно сколько угодно говорить о персонажах, необычной боевой системе, социальной составляющей игры, однако главное в серии Persona — это сюжет. Если вам понравилось повествование в пятой части серии, то здесь оно вас тоже не разочарует.

Persona 5 долго раскачивается, а когда сюжет начинает лететь, то игра резко тормозит и вновь переходит в спячку. В буднях много филлеров и, казалось бы, повторяющихся однотипных диалогов. Все это в совокупности с длинными «рашами» в замки растянули игру до 100 часов.


Persona 3 короче, динамичнее и компактнее. Это большой плюс, так как игра не начинает душить и заканчивается тогда, когда это нужно. Я не говорю, что сюжет в пятой «персоне» плох, но отмечаю его размазанность. На мой взгляд, его можно было бы сократить или упаковать более компактно. Reload умудряется не надоесть даже после 60-70 часов игрового процесса.

Люди — гробы

По сюжету в сутках присутствует дополнительный час, незаметный для обывателя. На это время он превращается в гроб. Однако есть люди, способные в этот момент не спать, а вполне себе бодрствовать, сражаясь со странными сущностями — тенями, порой вылезающими из башни Тартар — некого центра, где эти самые сущности проживают. На этом фоне у большинства населения проявляется синдром апатии.

Интересная метафора, показывающая отстраненность людей от проблем друг друга. Они попросту не замечают того, что творится вокруг, уткнувшись в смартфоны и прочие девайсы
Автор: ATLUS/Sega

Наши герои — обычные японские школьники, являющиеся избранными. Они способны давать отпор теням, не впадая в своеобразный ступор при наступлении 25-го часа. Им необходимо очищать башню от теней, попутно спасая людей, застрявших в Тартаре, а также следовать к выполнению своей основной миссии — победе над Темным часом и разгадке его тайны.

Но Persona — это даже не про основное действие, хоть оно, безусловно, и важно. Большой упор здесь делается на персонажах: их проблемах, слабостях и мечтах. Все герои, попадающиеся на пути главного героя, раскрываются перед ним и пытаются становиться лучше в течение 10-20 встреч с ним.

Например, пара пенсионеров из книжного магазина скорбят по сыну и даже пытаются бороться с руководством школы, которая хочет уничтожить дерево во дворе образовательного учреждения, посаженное их ребенком. В результате они понимают, что, возможно, стоит отпустить обиду и позволить школе построить на месте дерева дополнительный корпус, ведь так бы сделал их родной сын. За время общения с протагонистом парочка учится смирению и на глазах игроков проходит долгий путь принятия.

Кто-то конфликтует с родителями, кто-то потерял любимого отца, сестру, кто-то и вовсе убил человека, поэтому корит и угнетает себя. В Persona, помимо увлекательного мистического сюжета, есть нарратив более сквозной, но не менее важный. И таких сюжетов много, они аккуратно разбросаны по игре и качественно разбавляют основное повествование.

Большая тень, которую члены SEES встречают в первую ночь на крыше общежития
Автор: ATLUS/Sega

Persona 3 умеет смешить, удивлять, предоставлять пищу для размышления. Она может тронуть до глубины души, расстроить, выдавить слезу и опустошить после финальных титров.

Персонажи

Все герои в Persona 3 яркие, харизматичные и разные, поэтому понравятся не всем. Были персонажи, с которыми я охотно и заинтересованно проводил время, но были и те, кто совершенно не цеплял и использовался мной исключительно ради достижения высокого уровня Social links.

Постепенно герои действительно становятся одной командой; каждый из них готов рискнуть собственной жизнью ради спасения друга
Автор: ATLUS/Sega

И это не является недостатком, а наоборот подчеркивает плюс. В жизни ведь тоже не будешь уделять внимание всем подряд. Игра говорит: распределяй свое время грамотно.

Каждый персонаж обладает своим собственных характером и трогательной историей. Юкари, потерявшая любимого отца и постоянно конфликтующая с матерью из-за ее ухажеров. Она постоянно метается в вопросах: для чего они сражаются, а какие у них цели, а как воспринимать потерю отца. Дзюмпей, строящий из себя похотливого клоуна, но на деле оказывающийся чутким и ранимым человеком. Акихико, поставивший себе цель стать сильным из-за определенных событий. Или, например, пес Коромару, который потерял своего хозяина у храма, поэтому теперь сидит только возле него с целью защиты и сохранения памяти.

Набор персонажей фантастически разнообразный. А за счет полноценного углубления в историю и взаимоотношения с ними длительностью в 70 часов, они начинают восприниматься как настоящие друзья, семья. Игра за счет такого простого, но филигранного приема, привязывает к себе.

Игровой процесс

Геймплей поделен на две основные составляющие — боевую систему, когда персонажи отправляются в Тартар, чтобы сражаться с тенями и на социальную, в ходе которой главный герой общается с друзьями, развивая с ними связь, а также занимается различными активностями (ходит в кафе, играет в игры, занимается учебой) для прокачки навыков.

Городская площадь. На данной станции располагаются кафе, рестораны, салон с дисками и т. д.
Автор: ATLUS/Sega

Жаль, что разработчики не добавили активностей. По сравнению с последней частью набор местных заведений смотрится бедновато. Из оригинального тут только антикварный магазин, в это время в Persona 5 у нас и спортивный зал, какой-то бейсбольный корт, дартс, куча ресторанов и различных зон, открывающихся по ходу прохождения. Здесь же с самого начала и до конца игры у нас всего несколько локаций: школа, станция возле нее, торговый центр и аналог городской площади.

Когда именно отправляться в Тартар, игрок может выбирать самостоятельно, кроме сюжетных эпизодов, когда наступает темный час. В эти моменты выбор отсутствует, нужно идти и молоть теней. Но не всегда в Тартаре. Как правило, большие монстры нападают на город.

Боевая система

Persona — это классическая JRPG с пошаговыми боями. Группа ваших персонажей (SEES) стоит напротив противников, и они ходят по очереди. При этом в некоторых случаях очередность может сбиться. Допустим, если один из участников баталии выбил критический урон или ударил по слабому месту противника.

Казалось бы, статика персонажей и пошаговая система должны делать сражения скучными или как минимум надоедливыми, однако битвы в Reload, как и в других частях серии, смотрятся красочно и динамично. Местная боевая система мне даже понравилось больше, чем в «пятерке». Во-первых, за счет большего набора анимаций, их плавности, а также дополнительных способностей у самих персон. В частности, теперь у нас есть силы света и тьмы, которые способны не только наносить гигантский урон, но и при определенном везении моментально уничтожать противника.

Во-вторых, авторы добавили теургию для каждого персонажа. Это «ультимейт», для которого также была добавлена специальная шкала. При ее заполнении у героя активируется «мега-супер-ультра-режим», в результате чего он способен выдать приличный «дамаг». Разработчики классно подвязали данную тему с социальной составляющей. Ведь улучшается теургия за счет раскрытие персонажей, времяпрепровождения с ними.

В игре есть как обычные удары оружием (мечами, кулаками, луком), так и магическая заклинания. Все они смотрятся красочно и максимально сочно
Автор: ATLUS/Sega

В остальном — все по классике. Главный герой меняет персоны, отталкиваясь от уязвимостей противников, прокачивает их, сливает у Игоря в бархатной комнате.

Тартар

Важный элемент боевой системы — это Тартар, поскольку сражаться на его локациях придется много. Оригинальную игру критиковали именно за эту «башню смерти», состоящую из 260+ этажей. Однообразные локации, запутанные коридоры, бесконечные битвы с тенями… Все это душило и претило уже в середине игры.

То же самое я могу сказать и о Persona 5, где фирменные замки — дворцы желаний антогонистов — поначалу хоть и удивляли визуалом, стилем и фантазией разработчиков, но в конце начинали откровенно бесить.

Школа, в которую ходят члены SEES, ночью превращается в башню Тартар
Автор: ATLUS/Sega

Так вот, в Reload такого нет. Это достигается за счет лояльного отношения к игроку и достаточно демократичному подходу к Тартару. Геймер сам решает, когда ему отправляться в башню, не считая опять же сюжетных эпизодов. Единственное условие — добраться до финального этажа к концу года. Таким образом, башню можно исследовать раз в неделю или вообще раз в месяц, но чуть дольше — тут уже каждый решает самостоятельно. На мой взгляд, этим компенсируется однообразие как схваток, так и уровней.

Ну, а что еще есть в этом Тартаре? Классические сундуки, которые теперь отпираются не ключами, а фрагментами. Если в «пятерке» на их создание требовалось время, то в «тройке» фрагменты можно находить на улице, в школе, получать их в отделении полиции или у Элизабет. Также были добавлены хтонические объекты, при разбивании которых присутствует шанс получить какой-либо ресурс. Есть специальные комнаты — галереи Монады. В них нас ожидают опасные и мощные враги, зато за их ликвидацию есть шанс срубить топовые вещицы. Например, крутой меч, откровенный костюм для Юкари или карту, позволяющую создать мощную персону или получить определенный буст для исследования башни.

Костюмы персонажей можно менять, находя одежду в сундуках. Самые ценные находятся в Монаде, в Тартаре
Автор: ATLUS/Sega

Ну, и без гринда не обошлось Хотя, на мой взгляд, он здесь не настолько радикален. Чтобы добить 100-ый уровень, добившись слияния мощных персон, не нужно с высунутым языком бегать по блокам Тартара. Также девушка Элизабет из бархатной комнаты будет давать нам поручения. Принеси тот или иной меч, убей тысячу теней, открой 100 сундуков и т. д.

Однако есть и забавные поручения. Например, погулять с Элизабет, принести ей сок, игру или подарок.

Социальная часть: дружба и любовь

Вторая неотъемлемая составляющая третьей «Персоны» — это рядовая жизнь школьника. Нам по желанию нужно делать уроки, развивать свои социальные навыки (ум, обаяние, смелость), гулять с друзьями, развивая социальные связи, а также ходить по кинотеатрам, кафе, ресторанам, игровым автоматам — все это непосредственно влияет на наши навыки.

Каждый персонаж, с которым можно завязать social links, имеет 10 уровней развития. Так, он постепенно раскрывается перед нами, выкладывает свои тайны, секреты, проблемы и приходит к финалу. С девушками можно завязать романтические отношения. При этом признаться в любви можно вообще всем и это никак не скажется на отношениях с женщинами в отличии от пятой части. Плохо это или хорошо — совершенно другой вопрос.

К слову, в пятой части можно было самостоятельно выбирать места, куда пойти с другом (но не всегда)
Автор: ATLUS/Sega

Здесь у нас все аутентично. Есть уроки, конечно же, существуют постоянные экзамены. Сдал хорошо — получил приятный подарок.

Помимо образования и социальной связи, есть и побочные события. В общежитии, в котором живут герои, можно заниматься с ними различной деятельность. С некоторыми следить за рассадой, с другими смотреть фильмы по DVD, готовить еду, кофе, чай или вовсе гулять с собакой. Это развивает отношение героев, накидывает очков к их social links, дарует новые навыки и влияет на ту самую теургию.

Единственная проблема — распределение навыков социальной связи и индивидуальных параметров главного героя. К середине игры я уже прокачал все соцнавыки, тем самым уничтожил необходимость в походах по различным заведениям. Осталось лишь бегать в Тартар, да налаживать социальные связи. С одной стороны, это неплохо, игра не раздута. Но, с другой стороны, геймплей в какой-то момент становится малость рутинным. В той же Royal эти соотношения были соблюдены более гармонично. Там лишь к концу игры можно было стать альфа-гением.

Идеальный геймдизайн

Хорошо, когда игра насыщенна качественно сделанными и продуманными механиками, но еще лучше, когда в ней есть множество механик и несколько геймплейных составляющих, которые монументально связаны между собой. Это сразу же делает ее интереснее, а игровой процесс глубже. Каждая такая часть воспринимается не в разрезе, а полноценно и неразрывно.

Как бы я не любил Сэма Лейка и недавний Alan Wake 2, вышедший из-под его пера, но часть с доской, на которой расставлялись улики, была как слабо проработана, так и бессвязна с основным действием. Сразу чувствуется фальшивость, недоделанность, разрозненность между двумя частями.

У разработчиков получилось создать полноценную систему, в которой идеально работают все механизмы геймдизайна
Автор: ATLUS/Sega

Persona 3, как и остальные части, подкупают своей однородностью. Говоря о составляющих, о различиях в игроков процессе в зависимости от Тартара или школьной жизни, я попросту пытаюсь разложить игру ради обзора и препарирования всех аспектов, но на самом деле — делать это необязательно. Игра красиво сшита. Так, что каждая из этих частей дополняет друг друга, делает произведение цельным.

Каждая персона обладает своим арканом: Колесница, Луна, Смерть, Дьявол и так далее. Также и каждый герой обладает собственным арканом. Развивая соцсвязь с тем или иным персонажем, мы усиливаем и наших персон. В результате можно создать наиболее сильную персону по достижению 10-го уровня с другом.

Это ведь еще и красиво обставлено. Подписывая контракт с Игорем, мы слышим от него, что важно расти в личностном плане для усиления собственной силы. Прямым текстом он объясняет, что дружба важна, она отражается на индивидуальных сторонах человека. И в игре это хорошо показано. Герой растет, прогрессирует и его персона. Кроме того, нарративно это тоже подчеркивается, но в финале.

Музыка и визуал

Картинка в игре приятная и симпатичная, стилизованная под такое классическое аниме. Также порой, в важных для сюжета моментах, будет появляться прямо сочная и дорогая аниме-анимация, что качественно расставляет акценты, а также дает возможность насладиться невероятной графикой.

Музыка дополняет то, что происходит на экране. Пускай, это обычная прогулка за ресурсами в аптеку на главной площади
Автор: ATLUS/Sega

К слову, некоторые момент решили все же оставить на движке. Например, когда главный герой получает свою Персону, стоя на крыше общежития, нам это демонстрируют именно в стилизации самой игры без красивого видеоряда. В данном случае можно понять авторов, переработать все эти моменты под дорогущую «анимешку» — дорого и безумно долго.

Ну, а музыка здесь — мой поклон. Изначально весь этот японский рэп может показаться, мягко сказать, странным, однако вскоре к нему привыкаешь и даже начинаешь покачивать головой, когда бежишь из школы. Но не только рэпом нас могут порадовать местные композиторы. Музыка в игре очень приятная, попадающая в настроение и в тон проекта. Многие композиции и вовсе перекочевали из пятой части, где она была шедевральной.

Достоинства

  • Мощный сюжет;
  • Крутые персонажи;
  • Необычная и залипательная боевка;
  • Интересный геймдзиайн;
  • Возможность весь день играть в ММО РПГ.

Недостатки

  • Мало активностей;
  • Тартар все еще способен надоесть;
  • Проблема с распределением социальных навыков;
  • Игра когда-нибудь закончится.

Итог

Уже сейчас, практически в марте 2024-го, я готов рискнуть и сказать, что Persona 3 — это лучшее JRPG года, даже не взирая на релиз последней Like a Dragon. Как минимум — лучший ремейк 2024.

Я бы рискнул поставить игре 10 баллов
Автор: ATLUS/Sega

Главной темой Persona 3 Reload является дружба (даже, если в какой-то момент она перерастает в любовь). В этом и главная суть самой игры. Нужно дружить, поддерживать друг друга, помогать, а также быть готовым к самопожертвованию и принятию, главное, что делаешь ты это не просто так, а ради общей цели. Я утрирую, поскольку есть еще множество самых разных тем, но в большей степени этим настроем пропитано все повествование.

Прозвучит забавно и иронично, но здесь каждый найдет что-то свое: сюжет, сражения, симулятор жизни, глубокий смысл… Reload — это комплексная игра, не говорящая о сложных материях и не пытающаяся казаться сложным навороченным произведением. Это к другим студиям и разработчикам. Atlus декларирует идею о том, что нужно жить ради семьи, друзей, своих любимых людей, а конец когда-нибудь обязательно наступит, важно лишь не бояться его и просто двигаться дальше.