Обзор Horizon Zero Dawn для ПК
В наших широтах исторически сложилось так, что консоли — больше предмет роскоши, нежели обязательный атрибут геймера. Мы, жители бывших Советских Республик, тяготеем к персональным компьютерам, и в этом есть свой смысл. Они практичны, многофункциональны и поддаются детальному улучшению. Если уж говорить совсем начистоту, огромную роль в популярности ПК играет пиратство. Большинство из нас живет небогато, с голоду тоже никто не умирает, но отдавать две, а то и четыре тысячи за игру готовы немногие. Однако, в последние годы ситуация выправилась и люди стали честно покупать игры. Разумеется, при условии, что ценник соответствует их внутреннему ощущению справедливости. В противном случае – веселый Роджер снова поднимается на мачте. Все как в старом анекдоте — «А что делать?!».
Лично я последний раз владел приставкой в далеком детстве. Как следствие, все современные консольные эксклюзивы стабильно проплывают мимо. Зависти или особого сожаления по этому поводу нет, но интерес к некоторым проектам все же существует. Я искренне порадовался, когда прошел слух, что Horizon Zero Dawn выйдет на ПК. Ведь, несмотря на уже сложившееся смешанное мнение об игре, я хотел бы и сам ее оценить. К счастью слух оказался правдивым и мы, закоренелые ПК-адепты приветствуем Horizon Zero Dawn на своих машинах.
Теперь немного сухих данных для проформы. Horizon Zero Dawn — это Action/RPG с открытым миром, разработанная студией Guerrilla Games. Изначально игра была издана в 2017 году на PlayStation 4. В декабре 2019 года прошел первый слух о том, что игра может выйти на ПК. В марте 2020 SONY официально подтверждает, что ПК-релизу быть. И наконец, 7 августа игра официально выходит в Steam.
Мир игры
Мир Horizon Zero Dawn представляет собой довольно занимательный винегрет, части которого гармонично дополняют друг друга. На первый взгляд, сеттинг игры — это какая-то чушь. Охотники бегают с луками и копьями за бронированными роботами, которые отвечают им залпами лазеров. Как при таких условиях возможна победа над машиной – непонятно. Фильм «Терминатор» наглядно показывает, как робот, созданный для убийства, доминирует над человеком, при этом не будучи саблезубым тигром с лазерной пушкой на спине. К чести создателей игры надо отметить, что за исключением общих моментов, необходимых для геймплея, сюжет игры прописан весьма логично. По ходу повествования нам доходчиво объяснят, как же так получилось, что земля превратилась в железный зоопарк с шаманами и лазерами.
Пролог игры, совмещающий в себе обучение и вводную часть сюжета, сделан на очень высоком уровне. В нем мы познакомимся с юной Элой и ее наставником Растом. По какой-то причине родное племя изгнало этих несчастных и лишило тем самым своего покровительства. С ранних лет девочка страдает от того, что все окружающие кроме наставника относятся к ней как к прокаженной. История маленькой Элой тронула меня до глубины души. Постановка сюжета в прологе – выполнена великолепно.
Однако после вводной части нас выпускают в открытый мир, что неизбежно приводит к резкому сюжетному спаду. Тем не менее, ситуация не похожа на тот же Skyrim, где большинство игроков забивают на главный квест. Основной сюжет Horizon Zero Dawn является одним из главных мотиваторов всей игры. Можно даже сказать, что вопреки обыкновению не сюжет создан для мира, а мир для сюжета.
Сам игровой мир, где нам предстоит путешествовать, поражает своими размерами. Впервые взглянув на карту и увидев вокруг открытой зоны огромное серое пятно, я решил, что это просто оформление, как рамка, но не тут-то было. Вся эта огромная площадь действительно является игровым пространством, которое можно исследовать. Структура этого мира представляет собой классическое деление на биомы: пустыня, умеренный, мерзлый и оледенелый. Признаюсь честно, я не сторонник таких делений, потому что эта игровая условность плохо сочетается не только с реализмом, но и с практической логикой. Иными словами герой, который шарится по сугробам в бронелифчике и шортах без каких-либо признаков дискомфорта, не способствует принятию мира.
В игре, которая прошла портирование с консоли, обязательно встает вопрос, какими контроллерами лучше пользоваться? Как правило, в игру, созданную под джойстик, лучше играть именно на джойстике. Однако это работает только в том случае, если вам не придется быстро и метко целиться, а в Horizon Zero Dawn целиться надо метко. Опробовав оба варианта, я пришел к однозначному выводу — для данной игры лучшим выбором является контроллер «Клава-Мышь». В пику спору о том, что лучше мышка и клавиатура или джойстик стоит сказать, что да, мы пользователи ПК можем гораздо ловчее целиться и стрелять. Однако с мышкой как не крути, не получится удобно откинуться в кресле, или развалиться на диване. Привязка кисти к одной плоскости это существенный недостаток. В тот же Dark Souls стоит играть строго с консольным контроллером.
Horizon Zero Dawn во многом поражает своим масштабом, и это сказывается не только на размерах карты. Я не могу вспомнить другой игры, где видел такое количество уникальных лиц и костюмов. Буквально каждый встречный НПС, с которым можно поговорить, радикально отличается внешностью от остальных. Художники и создатели персонажей поработали на славу. Но вот анимации в некоторых местах дают серьезный сбой. Другими словами, есть персонажи, которые всегда улыбаются независимо от ситуации, и это немного сбивает с толку, но улыбаются они при этом очаровательно. Сама же главная героиня Элой сделана просто отлично, особенно в бытность свою ребенком, ей трудно не сопереживать.
В этой части стоит также упомянуть диалоги. Все они озвучены и озвучены хорошо, тут претензий нет. А вот к чему есть претензии, так это к их влиянию на окружающую действительность. Случаи, когда ваши реплики что-то меняют в мире, можно пересчитать по пальцам одной руки, и даже там это действует весьма условно. Диалоговая система выполнена в виде «любимого» многими колеса. Как водится в таких случаях, вы вольны выбрать кулачок, сердечко или мозг. Впрочем, как уже было сказано, можете тыкать наугад, в большинстве случаев это ничего не изменит, кроме реплики. Однако повторюсь, на лица персонажей смотреть приятно, а их истории слушать интересно. Один раз даже удалось посмеяться. Кто помнит «Кровавые сугробы» — поймет, и нет, это не рок-группа.
Вот на чем создатели явно сэкономили — так это на музыкальном сопровождении. Большую часть игры вы будете слушать композицию «Песок-песок, кругом песок», навеянную худшими мотивами Fallout 3. Тут, конечно, тоже апокалипсис, но это звуковое сопровождение явно не сочетается с цветастым и живым миром Horizon Zero Dawn. Однако не все так плохо, в игре есть хорошее музыкальное оформление, услышать которое можно во время некоторых финальных миссий. Оно попадает в настроение, и с этой музыкой вся окружающая действительность воспринимается гораздо эмоциональнее.
Геймплей
Перейдем непосредственно к геймплею. Основной его частью, разумеется, является охота, и она делится на два типа. О первом типе говорить особо нечего, вы традиционно бегаете за бедными свинюшками, чтобы из их шкурок пошить себе новый колчан. И, конечно же, хороший колчан просто обязан состоять из шкур крыс, кабанов, индюков и всех прочих пушистиков. В общем, чем больше видов вы умертвите, тем больше стрел влезет в вашу сумку, все как в жизни. Также при охоте на живые организмы игрок получает мясо. С его помощью создаются зелья лечения и кое-что еще.
Второй же тип охоты гораздо интересней, в общем-то, это лейтмотив всего геймплея. Создатели постарались, чтобы охота на машины была интересной и разнообразной. Для этой цели было создано более 26 видов роботов-животных. Все они отличаются друг от друга стилем поведения, агрессивностью, размером и уязвимостями. Помимо обычных видов, машины имеют свои подвиды: зараженные, стихийные либо же улучшенные варианты. Наибольший интерес при охоте, разумеется, представляют огромные роботы вроде Громозева, но они же, естественно, самые опасные.
Как видите, есть, где разгуляться и даже свинки не пострадают. Ну почти. Может возникнуть закономерный вопрос: зачем нужно охотиться на машины, что с них взять? А взять с них можно детали. Некоторые из них нужны исключительно для продажи, некоторые — для крафта. В общем, смысл тот же, что и в охоте на живых существ, только вот опыта и фана от такой охоты гораздо больше.
Что касается опыта, прокачка персонажа осуществляется по стандартной схеме перков. Получаете опыт — повышаете уровень. За каждый новый уровень дается одно очко навыков и десять очков жизни. Каждый следующий уровень требует больше опыта, чем предыдущий. Как видите, схема классическая. Что касается перков, то далеко не все они полезны и вообще нужны, но так как прокачка производится по цепочке, то бесполезные навыки обычно тоже приходится брать.
Одним из важнейших аспектов охоты является, конечно же, стелс-система. И вот с ней у игры не все в порядке. Проблема возникает в первую очередь при взаимодействии с большими врагами. Дело в том, что зачастую к роботу недостаточно просто приблизиться. Из-за рельефа местности возможность скрытой атаки просто не появляется. Вероятно, для воспроизведения анимации атаки требуются определенные условия, которые бывают не всегда. В связи с этим нередко появляется ситуация, когда вы подошли для скрытой атаки, но осуществить ее не можете. Как следствие, враг вас уже засек, и весь стелс идет к черту. Однако есть и положительные стороны у гигантизма игры. Дело в том, что тела врагов являются полноценными игровыми объектами, и за ними можно прятаться или укрываться от атак — это однозначный плюс.
Неотъемлемой частью стелса также являются ловшуки, и к ним тоже есть вопросы. Главная проблема заключается в том, что они достаточно слабые. Чтобы нанести значимый урон, их приходится устанавливать скученно, в одном месте по 5-10 мин. Этого можно было избежать, повысив мощность ловушек и уменьшив их количество. В конце концов, что удобнее: установить одну мину и получить удовольствие от подрыва врага, или ставить десять мин с тем же результатом, при том, что риски никак не возрастают.
Также для охоты весьма важен визор, который мы находим в самом начале игры. Он не только выделяет героиню среди серых масс, но практически наделяет ее суперспособностями. При помощи визора можно увидеть, куда пойдет робот, где у него слабые места и чем по этим местам надо бить.
Отдельно отмечу также лечение персонажа, ведь оно выполнено в виде необычной гибридной системы. Говоря проще, вы можете лечиться двумя способами. Первый способ — это использование зелий, второй способ — использование запаса трав. Дело в том, что, бегая по миру, вы можете собирать травы, необходимые для крафта. Помимо них есть также растения, которые идут не в инвентарь, а на заполнение шкалы, предназначенной для лечения. Эту шкалу можно увеличить до четырех раз, что эквивалентно четырем полным запасам здоровья. Использовать лечение травами очень удобно. По нажатию одной кнопки шкала лечения переливается в ваше здоровье, без необходимости щелкать переключателем зелий в поисках лечебного.
А вот что неудобно и порядком раздражает, так это гуляющая камера. Создатели почему-то решили, что дать ей волю — это хорошая идея. На протяжении всей игры камера будет перемещаться от правого плеча к левому, и это вносит некоторый дискомфорт в управление. Уровень неудобства можно примерно сравнить с перебрасыванием оружия из правой руки в левую, вроде все то же, но чувствуешь себя некомфортно.
Оружие
Теперь немного поговорим об оружии, представленном в игре. Дело в том, что выбор его вовсе не ограничивается луком и копьем. Героине удастся даже пострелять из лазерной пушки, правда не на постоянной основе. Основных же типов оружия несколько, на быстрый доступ можно подвесить четыре из них. Все оружие имеет свой качественный уровень, который отражается с помощью цвета. Качество оружия влияет не только на его боевые показатели, но и на количество модификаций, которые в нем можно разместить, а так же открывает доступ к продвинутым боеприпасам. Давайте детально разберем все типы личного оружия.
Охотничий лук
Этот лук обладает самой высокой скорострельностью и, как следствие, самым высоким показателем урона в минуту. Его можно считать главным оружием для большинства игроков. Стреляет охотничьими, огненными и стрелами с жестким наконечником.
Боевой лук
Несмотря на название, это скорей вспомогательное оружие, хотя выглядит грозно. Урон с его помощью наносить практически не получается, зато получается очень эффективно накладывать стихийные состояния. Стреляет ледяными, электрическими и заражающими стрелами.
Высокоточный лук
Обладает самой высокой дальностью и точностью стрельбы, а так же самой низкой скорострельностью. Как следствие, этот лук можно считать оружием первого удара, в активном бою его применять затруднительно. Стреляет высокоточными, отбивными и жатвенными стрелами.
Далее идет вспомогательное оружие особого назначения.
Праща
Взглянув на рисунок, вы можете убедиться что праща на самом деле является рогаткой. Почему ее назвали именно пращой — непонятно. По сути данное оружие копирует боевой лук, так как стреляет стихийными бомбами и накладывает эффекты. Снабжается зажигательной, морозильной и электрической бомбами.
Взрыв-праща
Взрыв-праща — это аналог обычной пращи, за исключением типа применяемых боеприпасов, что в корне меняет ее назначение, но не внешний вид. С помощью данного оружия можно наносить урон врагу, хотя по кпд оно все равно не сравнится с луками. Снабжается бомбой-липучкой, обычными и сенсорными бомбами.
Нитемет
Нитемет является довольно занимательным оружием, нацеленным преимущественно на стелс-прохождение. С его помощью можно устанавливать ловушки-растяжки. Как следствие, в открытом бою его применение затруднительно. Снабжается взрывной, огненной и электрической нитью.
Гремучник
Гремучник — это, по сути, дробовик в исполнении аборигенов. Низкая дальность стрельбы, относительный урон, в общем, оружие на любителя. Снабжается металлическими, морозными и электрическими кольями.
Канатомет
Занимательное, но малоэффективное оружие на начальных этапах игры. Призван сковать и обездвижить врага. Весьма эффективен в топовой комплектации. Снабжается легкой и тяжелой веревками.
Отбойник
Весьма полезное оружие, срывает броню с врагов так же легко, как ветер срывает пух с одуванчиков. Эффективен против самых больших и защищенных машин. Снабжается зарядами для отбойника.
Ледошип. Буревик. Пламя горна.
Данные виды, по сути, являются вариацией одного оружия, с разницей в типе урона. Имеют среднюю скорострельность, атакуют стихиями огня, холода и молнии. Вещь на любителя.
Копье
Ну и конечно же, куда без копья. Данный тип оружия является основным, снять его нельзя. Используется для стелс-атак и в ближнем бою.
Одной из функций копья также является подчинение машин. Изначально оно будет недоступно, но вскоре по сюжету эта возможность появится. Она довольно полезна, ведь после подчинения машина станет сражаться за вас в течение определенного времени. Это довольно актуально в тех случаях, когда на одной местности находятся сразу несколько сильных врагов. В подчиненном виде машина будет не только вашим союзником, но и станет сильнее примерно в три раза, получая прибавку к характеристикам.
Однако изначально вы не будете иметь возможность подчинять сильные машины. Для получения доступа к сознанию новых врагов вам понадобится пройти так называемые «котлы». «Котлы» — это особые, побочные миссии, в ходе которых предстоит пройти подземелье и сразиться с условным боссом. Также, помимо функции поддержки в бою, подчинение имеет и другое применение, а именно получение ездовой машины. По своему опыту скажу, что функция эта довольно бесполезная. Мало того, что перемещение верхом выполнено весьма неудобно, так еще и скорость при этом не намного выше обычного спринта, который не ограничен запасом выносливости.
Помимо личного оружия в игре имеется несколько видов тяжелого вооружения. Снимается оно, как правило, с сильных врагов, на постоянную основу его взять нельзя. Однако в определенных ситуациях такое оружие является весьма эффективным.
Теперь немного о броне. Типов брони в игре много. Она, как и оружие, имеет качество, выраженное цветом, и может быть улучшена с помощью модификаций. Каждая броня помимо уникального внешнего вида отличается сопротивлением к определенному типу урона. Однако с помощью продвинутых модификаций вы сможете практически любую топовую броню подогнать под свои нужды и бегать в том виде, какой вам нравится.
Хочется отметить также свежий взгляд на доставшие всех вышки. В Horizon Zero Dawn они выполнены в виде роботов — Длинношеев, и до них еще нужно дотянуться. Добравшись до живой вышки и взгромоздившись на нее, вы можете даже немножко покататься и полюбоваться красотами. В целом, это хорошее переосмысление надоевшей всем механики.
Вот что нельзя однозначно похвалить, так это второстепенные квесты. Они не блещут особой изобретательностью и сводятся в основном к принципу «убей-принеси». Имеет место также заимствованная из Ведьмака система выслеживания. Вы включаете визор, и он показывает куда подойти, чтобы прослушать версию Элой о происходящем. Затем визор покажет вам, куда бежать. Если бы не интересные персонажи и занимательная охота, система дополнительных квестов полностью провалилась бы в рутину.
Также игровой процесс можно разнообразить испытаниями охотника. Испытания охотника — это ряд заданий на время. Местами они легкие, местами очень трудные. За взятие всех наград одного типа, (золото, серебро, бронза) вы получите мощное уникальное оружие. Всего таких наград три, и все они весьма полезны. Однако, если выполнить испытание не получается, то я не рекомендую мучить себя, потеряете вы не так много.
Заключение
В заключение скажу что, несмотря на ряд минусов, игра оставила однозначно положительное впечатление. Я почти не занимался исследованием мира и шел строго по заданиям, сюжетным и второстепенным. Вероятно, именно поэтому геймплей не успел надоесть, а сюжет показался весьма интересным. При этом я не упустил почти ничего, посетил все уголки карты и познакомился со всеми племенами аборигенов. Так что, не рекомендую искусственно затягивать прохождение, оно и так довольно долгое. В целом же, Horizon Zero Dawn весьма интересный продукт и если вам импонирует особая стилистика игры, то вы обязательно должны с ней познакомиться.