Sweet Baby Inc — «Геймергейт 2.0»? Разбираюсь, что за драма случилась на Западе

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

«И вновь форчан схлестнулся с SJW»… Что это вообще за цирк, о котором все говорят последнюю неделю, чем он чреват для простого Васи-игрока… И станет ли драма вокруг Sweet Baby Inc повторением «Геймергейта» с многомесячным навозным штормом на весь Интернет? Я попытался в этом разобраться.


Сразу дам три дисклеймера:

  1. Мне абсолютно, аж до глубины души плевать на обе стороны конфликта, ибо обе они убивают индустрию по-разному. «Борьба была равна, боролись два…»
  2. Не претендую на полноту и правдивость нижесказанного. Вопреки первому пункту, объективность сохранять стараюсь, но гарантий не дам — ещё пыль не осела.
  3. Согласно старой-доброй традиции «факты>лулзы», своё мнение я от фактов отделил и обозначил отдельно. За сим приятного прочтения.

Саммари истории для тех, кому лень читать:

Краткий пересказ статьи
Все началось с того, что одна из сотрудниц этой компании попыталась «отменить» куратора популярной группы в Steam, которая вела учет игр, связанных с Sweet Baby Inc. В ответ обозленные пользователи 4chan раскопали биографию самой сотрудницы, обнаружив в ней расистские высказывания и дискриминацию — то, против чего она, казалось бы, должна была бороться. И понеслось… Тролли с форчана развернули грандиозную кампанию по троллингу всех причастных, стравливая «правых» и «левых», SJW и ультраправых. Скандал разросся до таких масштабов, что его подхватили даже «мейнстримные» СМИ. Теперь я опасаюсь, что это может стать «геймергейтом 2.0» — многомесячной специальной олимпиадой, где люди будут бросаться навозом друг в друга, уже забыв, из-за чего все началось. Игры же (снова) станут только хуже. Правых и виноватых здесь, ИМХО, нет: все стороны /хороши/.

Кто такие Sweet Baby Inc?

Sweet Baby Inc — это западная компания, которая специализируется на консультациях в сфере нарративного дизайна для игр. Аутсорсеры, проще говоря. По их собственным заявлениям, они призваны «добавлять в игры инклюзивность»… Однако критики слева упрекают их в токенизме и поверхностном подходе, а критики справа — в продвижении «повесточки» и фактическом продолжении дела скандально известной Аниты Саркисян.

Автор: Sweet Baby Inc

Между тем, есть один объективный факт: 9 из 10 игр, с которыми работала Sweet Baby Inc, провалились в продажах. Это наводит на мысль, что их «инклюзивный» нарративный дизайн если и улучшает игры, то определенно не в плане коммерческого успеха.

Начало драмы: Скандал в соцсетях

Сам скандал завертелся из-за одного, казалось бы, незначительного инцидента. Одна из сотрудниц Sweet Baby Inc решила в социальной сети X (запрещена в России) «отменить» человека, ведущего популярную кураторскую группу в Steam. Эта группа занималась, в частности, учетом и освещением игр, в создании которых была так или иначе замешана компания Sweet Baby.

Автор: @itskindred

Причиной для «отмены» стали громкие обвинения во «внутреннем расизме». По словам сотрудницы SBI, куратор Steam-группы якобы допускал расистские высказывания и дискриминационную риторику в содержимом своего ресурса.

В ответ оппоненты SBI раскопали биографию ряда сотрудниц студии, включая её соосновательницу. И оказалось, что она сама неоднократно использовала расистские высказывания и практиковала расовую дискриминацию — то есть делала как раз то, против чего, казалось бы, должна была бороться.

Автор: @legobutts

Скриншоты с компрометирующей информацией очень быстро оказались на печально известном анонимном форуме 4chan.


А дальше события развивались по накатанной, двадцатилетней традиции: тролли распорядились информацией единственным знакомым им образом.

The Drama: Троллинг в его наибезобразнейшей форме

Обитатели 4chan развернули поистине грандиозную операцию по троллингу всех участников конфликта. Они умело стравили как «правых» с «левыми», так и обе эти группы между собой. При этом регулярные вбросы новых скандальных скриншотов препятствовали любым попыткам снизить градус накала страстей.

Тролли сыпали обвинениями налево и направо. Они обличали сотрудников Sweet Baby Inc в лицемерии, цинизме и предвзятости. Но при этом и самих критиков компании ловко обвиняли в нетерпимости, ксенофобии и даже открытом расизме и фашизме. Причем под эти обвинения ловко подводилась доказательная база из цитат, старых твитов и прочих «сливов» компромата.

Зачем? Да просто… Потому что это форчан. И 9 из 10 там присутствующих ответят: потому что это весело.

Автор: Veselyi_kot

Регулярные вбросы новых скандальных скриншотов и разоблачений препятствовали любым попыткам снизить градус накала страстей. Наоборот, масштабы конфликта только расширялись, вбирая в себя все новые группы участников и ареалы распространения по всему интернет-пространству — пока это не подхватили сначала крупные ютуберы, включая отечественных (уже при «поддержке» 2ch. hk, отечественного филиала чада кутежа). Сейчас же скандал начали подхватывать все более «мейнстримные» СМИ (примеры с разных сторон: раз два три, занимаем места согласно купленным билетам и ждем центральное ТВ).

В итоге получилась абсурдная ситуация: сначала ультраправые и SJW обвинили Sweet Baby Inc в расизме, а затем принялись обвинять друг друга через обвинения этой самой компании. И понеслось — со всем тем токсичным безумием, которого давно уже не случалось в интернет-пространстве.

Афтершоки: Промежуточные итоги

Пока сам скандал еще не утих окончательно, некоторые промежуточные итоги этого безумия уже можно подвести. Они выглядят как настоящий театр абсурда.

Та самая сотрудница Sweet Baby Inc, которая первоначально попыталась «отменить» куратора Steam-группы, в итоге… сама оказалась забанена в соцсети X (запрещена в России) за харассмент и токсичное поведение. Ну как иронично, не правда ли?


Автор: @kindred.bsky.social

Аудитория куратора Steam, против которого она выступала, за время скандала выросла просто колоссально. С одной тысячи подписчиков до почти двухсот тысяч! Так что вместо подавления критика его кампания только получила невероятный пиар-эффект.

В критике же самой Sweet Baby Inc по совершенно разным, порой диаметрально противоположным причинам объединились левый и правый лагеря западной политики. Причем с обеих сторон посыпались самые радикальные и одиозные высказывания — вплоть до откровенных призывов к физическому насилию. И сейчас, кажется, Sweet Baby Inc находится на пути к окончательному закату.

Но вот кончится ли на этом сама драма? Увы, есть все основания полагать, что крупный скандал только разгорается. Ведь история уже вышла в мейнстрим, оказавшись на первых полосах новостных изданий. А значит, привлекая к себе все новые порции внимания и участников.

Анонимные тролли же из лагеря 4chan между тем продолжают регулярно подливать бензина в этот все больше разгорающийся пожар. Им весело — и это веселье подпитывается новыми порциями драматизма и радикальных реакций.

«Геймергейт 2.0»? Это может затянуться?

Главная опасность, исходящая из этой ситуации, по моему мнению, заключается в угрозе повторения чего-то наподобие «геймергейта» 2014 года. Тогда токсичные разборки в относительно узком игровом сообществе разрослись до таких глобальных масштабов, что люди месяцами продолжали бросаться метафорическим навозом друг в друга по всему интернету. Причем очень скоро уже мало кто помнил, из-за чего изначально вспыхнул конфликт.

Поле битвы — геймдев, лагеря отстроили бараки. А причина? Какое значение имеет причина, когда две стаи собак уже сцепились друг с другом, пока хихикающие тролли кидают кости в толпу…

Тем временем, люди с тонким чувством черного юмора продолжали кидать в топку скриншотики. Если что, «негр» на Западе сейчас считается страшным оскорблением — такие вот особенности культуры.
Автор: @legobutts

Сейчас же мы можем наблюдать нечто очень похожее. История с Sweet Baby Inc уже стала эпизодом «культурной войны», полем битвы для двух противоборствующих идеологических лагерей — которым уже не важна ни сама компания, ни тема скандала: главное, что это даёт легитимный повод в нём поучаствовать, не прослыв провокатором.

И есть большой риск того, что все это в итоге разрастется до нового «геймергейта». Когда люди по обе стороны баррикад будут месяцами продолжать поливать друг друга потоками грязи, забыв, из-за какого частного случая вообще разгорелся весь сыр-бор. Когда невозможно будет просто спокойно поговорить об играх, не вступая в перепалку по теме «а ты за кого — за SJW или за антифеминистов?»

Хотя, честно говоря, я вообще за здравый смысл! Но в сложившихся условиях эта позиция, увы, кажется редкой на фоне двух воинствующих армий идеологических фанатиков. Что само по себе становится удручающим признаком серьезных системных проблем (и не только на Западе, попрошу подчеркнуть).

Моя оценка ситуации: обе стороны — вредители

Что касается моего личного мнения по этому вопросу, то я, бесспорно, считаю Sweet Baby Inc вредительской компанией. Факты найма на работу людей с откровенно неорасистскими взглядами, а также провальные продажи игр с их участием в «инклюзивном» нарративном дизайне — тому прямые подтверждения.

При этом стоит отметить, что нельзя недооценивать саму концепцию инклюзивности и репрезентации меньшинств в играх. В конце концов, русские — это тоже, как бы, меньшинство. И если подойти к вопросу правильно, то именно с помощью такой инклюзивности можно и настоящих «сильных и независимых женщин» (а не розововолосых кур «для галочки») побольше завезти, и избавиться от русофобских «игропродуктов» типа сюжетной части серии Call of Duty последних пятнадцати лет.

Однако то, как этим занимается Sweet Baby Inc, выглядит, мягко говоря, контрпродуктивным. Демонстративный, зачастую неорганичный для конкретных игровых сеттингов токенизм и навязчивая имплементация абстрактных идеологических концепций вкупе с лицемерием и предвзятостью самих сотрудников — все это, конечно, ставит под сомнение компетентность компании.

Но и обе стороны, схлестнувшиеся в этой западной «культурной войне» вокруг SBI, выглядят ничуть не лучше. Одни добиваются разнообразия и толерантности любой ценой, превыше здравого смысла. Они готовы закрывать глаза на перегибы во «внедрении повесточки», токенизм и ситуации, когда «инклюзивные» персонажи совершенно не вписываются в конкретный игровой сеттинг и нарратив.

Ы!

При этом активисты из SJW-лагеря сами нередко выглядят образцами нетерпимости и радикализма, обвиняя во всех смертных грехах любого инакомыслящего. Их поведение крайне напоминает религиозных фанатиков, жаждущих срочной инквизиции над всеми еретиками.

Их оппоненты же наполовину состоят из откровенных расистов, ксенофобов и даже фашистов. Для них идея «традиционных ценностей» стоит превыше всего остального. И любого хоть немного отличающегося от белого гетеросексуального мужчины они готовы незамедлительно отправить на костер.

Так что в моих глазах обе эти фракции выглядят попросту как банды упоротых клоунов. Причем «победа» любой из сторон в этом конфликте практически наверняка нанесет игровой индустрии непоправимый урон. Одни введут всеобщую цензуру под лозунгами «репрезентации», а другие, наоборот, изгонят из игр любые намёки на разнообразие, отбросив индустрию на десятилетия регресса. Прямиком в 2009 год и «ни слова по русски», со штамповванными персонажами «из боевика».

Найдите 10 отличий в кривом зеркале…
Автор: Неизвестен

В любом случае, творческой свободе и здравому смыслу придет конец. Место искусства и развлечения займут суррогаты, продукты идеологической пропаганды в чистом виде, где игровому процессу будет уделяться последнее, ничтожное внимание.

Возможно, клоунов и политиканов лучше просто до геймдева не подпускать?

Последствия для игроков: новая волна мусора?

Главная проблема для рядовых игроков в этой ситуации заключается в том, что перепуганные геймдев-студии вполне могут снова начать «резать по живому», как во времена вышепомянутого геймергейта. Они будут метаться между двумя крайностями — от двинутого «идпол-толеразма» до столь же неадекватной «базированности» с откровенной ксенофобией и неприкрытой пропагандой фашизма.

А это, в свою очередь, чревато лишь одним: дальнейшим ростом количества малоиграбельного мусора под видом «сюжетного проиключения». Представьте себе, когда внедрение той или иной повестки, будь то инклюзия или «тора-диционные ценности», становится важнее самой игры как развлекательного произведения — развлекательной ценности этого произведения приходит карачун. Исключения, конечно, есть, но пересчитать их можно по пальцам руки пьяного фрезеровщика.

Заключение: Борьба продолжается, сопереживания — нет

Если попытаться подвести хоть какой-то итог всей этой абсурдной истории, то, пожалуй, он уместится в две фразы: «раздули из мухи слона» и «борьба была равна, боролись два…».

Причем обе эти цитаты здесь более чем уместны. Конфликт действительно разросся из частного инцидента до невероятных масштабов. А боролись (точнее, продолжают бороться) в нем две крайности — причем настолько токсичные и нездоровые, что сопереживания у меня ни к одной из сторон просто не возникает.

Кроме, разве что, троллей, которые по крайней мере получают от процесса удовольствие — но и то…

Разумеется, это далеко не конец истории. Драма будет продолжаться, пока есть те, кто ее подпитывает мемами, троллингом и взаимными обвинениями. И мне остаётся только надеяться, что хотя бы игровая индустрия сумеет выйти из неё с минимальными потерями. Ведь куда ей еще деваться от собственной аудитории?