Disco Elysium: Разговор с Миром (Мифологический Анализ)
Внимание! Незначительные спойлеры для игры Disco Elysium.
Disco Elysium прогремел в небе как космический феномен, принесший своим создателям столько же признания сколько горя и проблем. Успех, из-за которого распалась студия, это история достойная своей статьи. А с появлением трех новых студий, громко называющих себя наследниками Disco Elysium, у интриги появляются новые обороты. Похоже, мы стремимся повторить промелькнувшую в небесах молнию. Научимся ли мы чему-то с того, что произошло? Или же это просто люди снова идут в пропасть на поводке своих грез и амбиций?
Пока сказать сложно. Можно судить лишь о том, что уже произошло и понять чем же на самом деле был Disco Elysium.
Ни для кого не секрет, что, когда автор Disco Elysium писал сценарий для игры, он был в состоянии депрессии. Написанная им книга не продалась, а мир как будто не хотел слушать порыв его души и вникать в святые правды в которые он верил. В состояние грусти, разум человека будет искать грусть вокруг себя также как в радости человек будет искать в мире радость, ведь мы так устроены.
И что же видел Курвиц вокруг себя? Талантливый человек, которому судьбой было велено родится в нашем краю мира? Только одно очевидное: он видел руины советской мечты.
ㅤ
Детектив на Сцене
Оказываемся в пустоте, не помня ничего. Слышим голоса. Потихоньку, теплая темнота сменяется пробуждением и болью. Вокруг нас теперь место: изгаженная до неузнаваемости комната.
Так начинается день детектива, аватара игрока в мире Disco Elysium, где мы буквально можем умереть в первой комнате пытаясь взять свой галстук. Наше тело еле нам подчиняется, и мы чувствуем себя слабым и уязвимым. Если метафора этой сцены не прошла мимо вас, то уже понятно, что мы родились. Но одна проблема. Наш герой не младенец, а заново рождаться взрослому человеку намного тяжелее. Но не все так плохо, ведь, хоть у нас нет ни любящей Матери ни строго Отца, за нами следят Духи.
Духи нашего разбитого разума.
В разговоре с ними проходит довольно большая часть игры, аспекты нашего сознания, и чем сильнее у игрока развит какой-либо конкретный аспект, тем больше и громче этот дух разговаривает. И игра по ходу нам намекает что это не уникально, что каждый человек живет жизнь разговаривая со своим внутренним миром, почасту сам того не замечая. И хоть в этом есть доля истины, в игре намного больше моментов которые наталкивает на другое видение:
Герой разговаривает не только с самим собой. По ходу игры он может вести беседы с мертвецами. Он может разговаривать с неоживленными предметами. Он разговаривает с животными и даже с самим городом. И каждая из таких бесед наполнена таинством и смыслом. Такие вещи сложно найти в обычных людях… но с легкостью встречаются, когда речь заход о намного более древней и известной профессии.
Шаман.
ㅤ
Становление Смысла
Хоть игра представляет героя как детектива, он куда лучше реализует архетип шамана — человек нисходящий в преисподнюю дабы понять таинства мира.
Для нас, современных людей, все это уже затеряно глубоко в нашем подсознании и кажется странным. Но в давнем прошлом, наш предок охотился на добычу и все в мире было очеловечено, все имело душу — и зверь, на которого он охотился, и деревья, в которых жили смотрящее на него духи, и далекие скалы на которых жили божества. А когда от успеха твоей охоты зависит милость богов, то как ты можешь думать о другом? В этот момент, человек отдавал себя всецело. Жизни полной страданий и случайностей, но если наполнить душу чём-то, неважно чем, то можно было не оставить место в ней для Отчаяния и черпать силы, для того чтобы жить. Он делал то, что делать было нужно и поэтому делал мир живым и наполнял его смыслом.
В наши дни, в жизни меньше страданий. У многих у нас есть комфорт и уют, а борьба за выживание, к счастью, позади. Да и наука нуждается в ясном взоре на реальность, ведь она нас учит её контролировать. Поэтому искусство шаманизма не пользуется уже таким спросом. Но все равно, бывают моменты отчаяния. И бывает что человеку приходится выживать. Что делать, когда все во что ты верил обращаться в прах? Что делать, если это происходит с целым обществом?
Курвиц передал отчаяние девяностых в мире своей игры. Он поставил вопрос о том, что может делать современный человек, когда жизнь его теряет смысл. И ответ, как оказалась, тот же какой и для древнего человека, ведь даже разделённые веками, мы не такие уж и разные
ㅤ
Лекарь Души Мирской
Не так давно, я закончил чтение книги Джордона Питерсона, Карты Смысла. В ней объединена психология и мифология, как мы через века оттачивали наши суеверия в религии и культуры, которые помогали нам жить и выживать. И также там рассказано насколько эти конструкции важны для нашей психики и как легко они могут быть разрушены с катастрофическими последствиями.
Для того чтобы опустить нас в мир, который страдает от этих последствий, нужно было создать героя который потерял больше всего. Нет, он не потерял просто женщину, которая в игре четко не показана и не описана. Она всегда была метафорой для потерянной мечты, совершенная и прекрасная, навсегда утерянная где-то в других континентах и мирах. Так начинается снисхождение в преисподнюю и перерождения в шамана.
И по мере того мы учим мир игры, ведомые рукой опытного писателя, он наполняется для нас смыслом. В ветре города, в ругани пацана, в проблемах жителей, в судьбах полицейских, в рисовках на стенах и дыме сигарет. В этом мире, все разговаривает с тобой, и, готово раскрыть перед тобой свои таинства, порой глупые и смешные, порой полные печали.
Игрок внемлет голоса духов и в конце игры, может вести беседу с простым животным которое олицетворяет всю природу, что смотрит на человека и на человечество. В конце игры мы достигаем нашей мирской цели, но, в первую очередь, мы исцеляем нашу собственную душу и по пути даем надежду и другим.
«Иди, человек, и наполняй мир смыслом» Это и есть великое таинство Disco Elysium. Освоят ли этот урок его последователи? Время покажет.
ㅤ
Источник: www.artstation.com
1 комментарий
Добавить комментарий
Добавить комментарий