Bioshock в жанре хоррор: обзор мобильной версии Bendy and the Ink Machine

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Жанр хоррора — один из самых распространённых на мобилках. Преемлемых представителей данного направления на сенсорных устройствах, которых можно рекомендовать к ознакомлению, хватает в разных форматах. Бродилки, головоломки, с элеметами survival — horror, выживания, визуальных новелл, экшена и другие. А вот ключевых представителей жанра, как например игры Frictional Games, к сожалению, тут практически нет. Ту же Amnesia The Dark Descent можно оценить либо в формате неофициального порта, либо в обёртке Sclerosis от Tarsha Games. Однако есть на мобилках игра, которая не только отдаёт лёгкими вайбами Soma, но также содержит ощутимые реверансы к франшизе Bioshock. Геймплейно она посредственная, вязкого страха уровня Penumbra не дарит, к философским глубинам бытия не ныряет, но вполне хороша.


И тогда я наконец-то буду свободен от этой… тюрьмы. Этой чернильной… тёмной… пропасти, которую я называю телом.

Bendy and the Ink Machine

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Чернильный хит (общая информация)

Первый эпизод синглплеерного инди — хоррора Bendy and the Ink Machine вышел 10.02.2017. Полноценный релиз пяти эпизодов на ПК состоялся 27.10.2018. Продано свыше 2 млн. копий, отзывы Steam очень положительные. На PS4, Xbox One и Nintendo Switch она вышла 20.11.2018, а на android и iOS 21.12.2018. Разработчик и издатель ПК — версии Kindly Beast (в цифровых магазинах фигурирует вымышленное внутриигровое название Joey Drew Studios Inc. в соответствии с ЛОРом игры). Для остальных платформ издателем выступила Rooster Teeth Games. Движок Unity. Игра переведена на 9 языков, озвучка английская. В RuStore и других магазинах — аналогах Bendy and the Ink Machine отсутствует. Тем у кого есть проблемы с покупкой в Google Play, придётся искать её на сами знаете каких сайтах — сложностей с этим нет.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Марево былой мультипликации (графика)

У Bendy and the Ink Machine простой, картонный визуал с тотальным преобладанием жёлтого и чёрного цветов, нарочито упрощёнными текстурами, в стилистике мультфильмов начала 20-го века. Здесь нет интересных графических эффектов, источники света чаще всего статичны, как и тени. Есть приятные мелочи, типа смены фокусировки камеры в движении и статике, мутного образа отражения обстановки в зеркале, тумана и пара от машин на локациях, второсортной, но всё же видимой игры света и тьмы, когда протагонисту либо персонажам изредка выдают фонарик. Однако, в остальном Bendy and the Ink Machine был бы посредственным визуально даже по меркам мобилок продуктом, если бы не стиль и антураж.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Изобразительная девственность (минимализм изображения)

В игре балом правит минимализм. Всё окружение выглядит так, будто на пожелтевшей бумаге талантливый художник чёрными чернилами накидал эскизы с чёткими краями и отсутствием характерных деталей. Например, у деревянных балок может отсутствовать природный рисунок древесины и визуальные пороки — лишь окрашенная пустота и отдельные редкие трещины. А ворох бумаг, которыми усеяны рабочие места, лежащий на столах, закреплённый на специальных досках планирования, девственно чист. Словно поверхности листов никогда не касался ни карандаш, ни ручка, ни перо. Хотя сценарно явно подразумевается, что это исписанные вдоль и поперёк черновики. В визуале множества механизмов, которыми обилуют некоторые локации, деталей уже значительно больше, но и тут это лишь минимальные очерки.


Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Формы гротеска (стиль)

Несмотря на указанный минимализм общая картина нашего окружения с первых шагов превращается из сырого рисунка в стильное полотно благодаря грамотной работе художника. И это ощущение стиля сохраняется до самого конца игры. В каждой комнате и даже корридорах иллюстратор расставил нужные детали, которые могут фокусировать на себе внимание и баловать глаз эстетикой форм, а также содержания. Плакаты, ростовые фигуры, размашистые пугающие надписи и рисунки на стенах, странные, интригующие взор механизмы, убранство комнат, интересная постановка источников света и другое. Камерные, ламповые комнатушки часто сменяются большими помещениями с пленяющими глаз гротескными картинами из расположенных там объектов.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Ритуальные оскомины (сеттинг, антураж)

События игры происходят в Америке начала двадцатого века и начинаются в довольно обширной художественной мастерской, где ведется производство мультипликации. Мистические устройства, пентаграммы, ритуальные жертвенники и творящаяся вокруг с самого порога чертовщина толкают на мысль, что мы попали в банальный хоррор с набившей оскомину, стандартной историей про экзорцизм. Но постепенно приходит понимание, что перед нами аналог города Восторг из Bioshock — большой, судя по всему подземный, комплекс. Здесь гениальные умы, работая на пике прогресса в развлекательной сфере, начали пересекать грани разумного, что со временем привело к большой трагедии. Антураж строится на базе сплава исторического сеттинга, технологий прошлого, паранормальщины и мультипликации.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Лифт частоты (оптимизация)

Я проходил Bendy and the Ink Machine на Xiaomi Redmi Note 10S с восьмиядерным процессором MediaTek Helio G95, графическим процессором Mali-G76 MC4 и оперативной памятью 6 ГБ. Шла на высоких настройках графики без лагов, багов и других проблем ровно до тех пор, пока протагонист не добрался до третьей главы, где для свободного исследования представлены помещения нескольких этажей с доступом к ним на лифте и по лестнице. Здесь, а после ещё в одном крупном помещении и в босс-файтах частота кадров ощутимо падает. С учётом простоты графики это говорит о некачественной оптимизации. Расширенных настроек графики в игре нет, только выбор между низким, средним либо высоким уровнем. Хорошо, что имеется возможность понизить требования в моменты, когда игра существенно нагружает устройство.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Отстрел записками (геймплей)

Формально Bendy and the Ink Machine — игра с комплексным геймплеем. Тут есть элементы бродилки с множественными записками и фактурным антуражем к осмотру (чтоб бродилось веселее). Есть огромнейшее количество шаблонных, но приемлемо вплетённых хоррор — составляющих, нагнетающих саспенс. Есть ближний бой со множеством видов оружия, а также огнестрел минимум двух типов. Есть миссии, где нужно отвлечь противников, чтобы пройти мимо них (не полноценный стелс, но всё же это есть). Есть разнообразные квесты с ориентированием на местности, подсказками, спрятанными в записках, использованием чудных, непонятных механизмов, экшен — головоломки и так далее. Однако абсолютно все геймплейные механики реализованы либо совсем плохо, либо посредственно, и разнообразный геймплей не увлекает.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Аутентичный кретинизм (элементы бродилки)

Эта часть игры сделана лучше всего. Благодаря хорошему стилю и проработанному, интересному антуражу изучать локации приятно. Несмотря на простую графику, визуальное удовольствие данное произведение вызывать умеет, окружение не приедается от начала и до конца. Добротно проработана звуковая составляющая, что касается как аутентичной музыки начала 20-го века, так и каждого шума, погружающего нас в происходящее. Разработчиками проделана большая работа над тем, чтобы игру было отрадно слышать. Звук верно расставляет акценты, подчёркивая важные события и даже изменения в окружении. Сопутствует приятному брожению по локациям интересный сюжет со множеством отлично озвученных записок. Карты в игре нет, что может вызвать неудобства у лиц с топографическим кретинизмом вроде меня.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Погружение в стоны (хоррор)

Хоррор — составляющая выполнена приемлемо. Классно отработаны визуальные и звуковые элементы хоррора. Меняющееся на глазах и в особенности за спиной мрачное окружение, непонятные шорохи, скрипы, рокот и гул механизмов, стоны, растекающиеся по трубам, которыми испещрены все локации. Всё это сопутствует погружению в ужас или, как минимум, хорошо нагнетает атмосферу. Есть перебор с характерными для жанра записями на стенах — они тут повсюду. Но это объясняется ЛОРом, так как чернилам, которыми исписано окружение, в игре отведена особая роль. Прятки с монстрами реализованы посредственно и шаблонно, они нечастые, умело разбавляются другими активностями и потому не напрягают. Но и не радуют. В стелс — шкафах можно скрыться прямо перед носом у противника, который тут же прекратит преследование и уйдёт.


Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Гайд удачи (экшн — элементы)

В ходе прохождения нам предстоит орудовать различным оружием ближнего боя, но не считая силы удара, отличий мы не увидим. Ущерб наносится на небольшой площади и расстоянии, потому промахнуться, стоя в упор, труда не составит. У каждой дубины только один тип удара без импакта и удовольствия от боёвки. Ни каких тебе выбора направления, комбо или спецух. Отскоков и блокирования нет, аналогично и у врагов. Каждый бой проходит по принципу, кто кого затюкает быстрее. Максимум, что я придумал — это понемногу отступал, нанося перед собой удары. Помогало. Всё оружие предоставляется строго по скрипту без возможности выбора и также отбирается. Огнестрел гарантированно дадут оценить один раз в тире на мишенях. А чтобы в конце игры пострелять в монстров из Томпсона нужны гайды и удача — иначе автомат не получить.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Теребонькая вентили (квесты)

Квесты в Bendy and the Ink Machine просты. Мы ищем предметы, дёргаем рычаги, крутим вентили, запускаем механизмы, освобождаем проходы, подбираем секретные ключи и пароли. Головоломками происходящее назвать сложно, но подумать иногда всё же требуется. Журнал частенько отображает задачи общими фразами, и чтобы понять суть задания необходимо изучить окружение, внимательно прослушать записки. Квесты строго линейны и жёстко заскриптованы по шагам. То есть рычаг может быть не активен до тех пор, пока вы не наткнётесь на закрытую дверь и протагонист произнесёт, что нужно её как-то открыть. Или например секретный код сработает только после обнаружения соответствующей записки, даже если код вы уже подобрали. Боссы представляют собой лёгкие экшн — головоломки по поиску их слабостей.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Аттракцион ксеноморфа (противники)

Дизайн большинства противников, не считая одного, заурядный, как и их особенности. На всю игру три типа врагов (если брать визуально, то пять) и три босса. Тактика боя рядовых противников однотипна. И нам с ними предстоит просто затюкивать друг друга с простыми однотипными анимациями. Отличие лишь в том, сколько раз нам их придётся ударить, то есть — в уровне их жизни. При этом один из них убиваем только при наличии автомата Томпсона. Визуально зрелищным является босс на аттракционах, но бой с ним затянут. Здоровяк в третьей главе не выглядит эффектно, однако сражение требует чутка смекалки и прыти, потому лично для меня — это лучший из вожаков. Финальный босс на нескольких локациях до того преследует нас в режиме Чужого из Alien Isolation, что прикольно. А вот битва с ним неинтересна, благо не затянута.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Пытка кегли (гейм- и левелдизайн)

Гейм- и левелдизайн посредственные. Изучать локации приятно визуально, но не геймплейно. В игре есть немало механик, которые не используются либо применяются максимально банально. Например, тут есть ружьё с одиночным режимом стрельбы, и применяем мы его только в тире с мишенями. Есть Томпсон, чтобы получить который мне пришлось трижды пройти игру по гайдам (можно главу перепройти, однако так не сохраняется прогресс). И это была та ещё пытка. Доступ к двум типам огнестрела сделал бы игру интересней. По скрипту у нас периодически отбирают оружие, так что хоррор-составляющую это бы не убило. В игре есть физика тел, о чем мы узнаем на аттракционе с кеглями, и больше нигде такая отличная механика не применяется. Орудия ближнего боя являются разными рабочими инструментами с одинаковыми свойствами, что глупо.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Клич с подвохом (сюжет без лишних спойлеров)

По сюжету протагонист Генри Штэйн — некогда аниматор студии мультипликации под названием Джои Дрю — возвращается на прежнее место работы по приглашению бывшего босса. Когда главный герой понимает подвох, путь назад становится закрыт. И всё, что ему остаётся — это двигаться вглубь большого, как выясняется, ныне закрытого развлекательного комплекса. Событийность не даёт заскучать. Арка протагонгиста никак не развивается, да и сам Генри — явно лишь функция. Его глазами (и нашими ушами через отлично озвученные аудиозаписи) нам показывают историю успеха и падения компании сферы развелечений. Герои записок, как и некоторые антагонисты, весьма харизматичны. За их историей интересно наблюдать. Устами этих персонажей звучат периодами неглупые мысли, что наделяет произведение любопытными подсмыслами.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Вывоз ушами (выводы)

Bendy and the Ink Machine хороша своей историей, подсмыслами, артдизайном, звуковой составляющей, в том числе музыкой, а также озвучкой персонажей (на английском языке). Если вам нравится изучать видеоигры глазами, ушами и читать их словно книгу, то имеет смысл ознакомиться. Хотя графика слабая, вывозит стиль. Ждать от игры интересного геймплея не стоит. Он разнообразен, с постоянной сменой условий и задач, потому не напрягает. Но и увлечь не способен по причине слабого гейм- и левелдизайна. Настроек управления в игре почти нет. Можно откорректировать только чувствительность стика. Поддержка контроллера отсутствует. Сенсорные кнопки расположены не удобно и малы. Оптимизация неудовлетворительная. Во второй половине прохождения производительность ощутимо падает.

Всем посетителям студии Джои Дрю и читателям спасибо за внимание и доброго времени суток.

Если стиль повествования пришёлся по вкусу и вам интересен мобильный гейминг, то рекомендую также к ознакомлению блог «Bloodstained с привкусом Ori: обзор мобильной версии Afterimage «.

Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games

Изображение в превью:
Автор: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games
Источник: Kindly Beast, Joey Drew Studios Inc., Rooster Teeth Games