Почему Game Boy «не взлетел» в России 90-х

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Гаджеты

Казалось бы, Game Boy должен был повторить успех «Денди» на российском рынке. Ведь это тоже консоль с сотнями игр, да ещё и портативная, производство копий которой в девяностые также смогли наладить тайваньцы. Но вместо того, чтобы захватить рынок карманных игр, популярность Game Boy в России была ничтожной.

Автор: William Warby (CC BY 2.0 Deed) Источник: flickr.com

Компактный, с передовым по меркам времени дисплеем и возможностью играть где угодно — Game Boy был чудом техники для своего времени. Он имел ошеломительный успех на Западе, породив целую линейку портативных систем Nintendo… Но в России 90-х эта консоль так и не смогла повторить триумф «старшего восьмибитного брата» Денди от Steepler и волны её клонов разного качества. Более того, рынок портативных игр захватила совершенно другая, гораздо более скромная система, не имевшая ничего общего с Nintendo. Почему? Давайте разбираться!

Фактор финансов

Есть старый мем про «у нас уже есть Х дома», и в случае с Game Boy он подходит как нельзя лучше. «Денди» и так стоила примерно полторы средние зарплаты инженера тех времен. Причем это в том случае, если зарплату вообще платили вовремя и деньгами, а не продукцией завода. Уже одна эта приставка становилась предметом роскоши для большинства семей.

И если родители еще могли наскрести средства на лицензионную «Денди» или, хотя бы, один из более бюджетных, но менее качественных клонов, то вот процент семей, способных позволить себе приобрести ВТОРУЮ игровую систему за те же деньги исключительно для того, чтобы ребенок мог играть и в дороге… Такие просьбы, скорее всего, закончились бы исключительно «выпиской по кумполу» для прочистки мозгов.

Да, Game Boy была относительно недорогой по американским меркам. Да, на Тайване выпускали ещё более удешевленные аналоги. Но для рядового россиянина 90-х, выживающего в условиях экономического кризиса и галопирующей инфляции, она оставалась непозволительной роскошью. Приходилось выбирать: либо стационарная приставка для всей семьи, либо никаких игр вовсе. И выбор, увы, часто и вовсе падал на второй вариант.

Фактор батареек и картриджей

Но финансовые трудности при покупке — лишь одна из причин провала Game Boy в России. Существовал еще один важный аспект, о котором часто забывают: проблема с батарейками. Game Boy прославилась как «пожиратель батареек» даже на Западе, но в нашей стране эта проблема усугублялась.

Дело в том, что ВСЕ батарейки, выпускаемые в России вплоть до конца 90-х, а то и начала 2000-х, были солевыми. Они обладали низкой емкостью и резкой просадкой напряжения под нагрузкой, не подходя для Game Boy — наследие советских времен.

У нас были такие, как сверху…
Автор: Antonio Kless (CC BY-SA 4.0 Deed) Источник: commons.wikimedia.org

А попытка питать дорогостоящую импортную консоль импортными же батарейками, которые к тому же даже в этом случае приходилось бы менять чуть ли не еженедельно, была сродни финансовому самоубийству. Туда же — факт того, что все игры были на картриджах, и, в отличие от «Денди», многоигровок тайваньцы не выпускали: размер не тот. Так что наполнение игровой библиотеки также было бы, мягко говоря, не бесплатным.

Наличие альтернативы

Несмотря на финансовые и технические трудности, Game Boy, возможно, всё же нашла бы дорогу в дома россиян, ближе к «нулевым» годам. Но у нее был сильный конкурент — на порядок дешевле и мало уступающий по функционалу. Я говорю о портативной мультипрограммной видеоигре Brick Game разработки Subor из материкового Китая (и производства всех подряд).

Эта консоль работала от солевых батареек сутками, имела более контрастный экран и больше десятка увлекательных игр вообще без каких-либо картриджей. При этом она стоила раз в десять дешевле даже тайваньских клонов Game Boy! Выбор для рядового россиянина был очевиден.

Brick Game ошибочно называть просто «тетрисом» — это целый феномен, пример того, как китайцы совершили невозможное. Я настоятельно рекомендую прочитать мою отдельную статью об этой консоли, чтобы в полной мере оценить её значимость и прорывной характер.

Битва титанов: Game Boy vs Brick Game

Сравнивать Game Boy и Brick Game — все равно что ставить рядом слона и муравья. Nintendo создала одну из самых культовых и технологически продвинутых портативных консолей своего времени… А китайцы, со свойственной им смекалкой, выпустили простенькое, но доступное по цене и мало уступающее по функциональное устройство, стоившее в 10-50 (!) раз дешевле.

Автор: Кот Веселый, William Warby (CC BY 2.0 Deed)

Game Boy была роскошью, Brick Game — покупкой «по цене картриджа». Одна консоль была рассчитана на избалованных западных игроков, докупающих новые игры раз в месяц-другой, вторая — на тех, кто просто хотел «потративку» с десятком-другим бессмертных тайтлов.

И в этой битве победил муравей. Ведь какой смысл в самой крутой технологии, если она недоступна? Россияне 90-х (наравне с стнранами СНГ и Азией в целом) предпочли простоту и дешевизну Brick Game.

Заключение: эволюция портативных консолей

Хотя в девяностые «большим» портативным консолям не повезло на постсоветском пространстве, они с лихвой отыгрались в «нулевые». Когда на наш рынок массово пришли Sony PSP и, в меньшей степени, Nintendo DS, их уже ждал восторженный прием.

К тому моменту ситуация в стране кардинально изменилась. Появился платежеспособный средний класс, жаждущий новых впечатлений. Люди захотели большего — и были те, кто готов был это «большее» дать. Эра Brick Game подошла к концу, уступив место более совершенным и технологичным устройствам…

Но тогда — было ещё не время. Game Boy, даже в его китайско-тайваньском виде, оказался слишком дорогим в покупке и содержании для массового игрока… И, быть может, ближе к концу девяностых он бы и стал популярным, да только у нас уже была альтернатива. И только-только появившаяся рыночная экономика бесстрастно заключила, что эта альтернатива была лучше. А на этом у меня всё. Если вы хотите почитать ещё что-то на тему, вот несколько интересных статей:

История и обзор портативной видеоигры Brick Game (Тетрис): черный кирпичик, который изменил мир

500 настоящих игр: обзор портативной «Денди» 8-bit XIAORAN 3.0

5 смартфонов с Алиэкспресс дешевле €200: апгрейд без таможенной пошлины

Изображение в превью:
Автор: Кот Веселый, William Warby (CC BY 2.0 Deed)
Источник: Авторское фото, https://flickr.com/photos/wwarby/3295094685/in/photostream/
Другое
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Наношу добро, причиняю пользу, благодарен за лайки и содержательные (дополняющие статьи) комментарии.

24 комментария

i
Хочу Breakgame, но с человеческими кнопками, а не говном китайским. Может есть у кого наводка? Брал несколько на алике, ну играть ими не приятно в 2024, в 90 не с чем было сравнивать, но сейчас это ломает все ощущение от тетриса. Даже gameboy sp, не приятно нажимается, хоть и стоит по сравнению с тетрисом сильно разных денег.
m
согласен.
тоже пытался купить дочке карманный тетрис. но по качеству это было совсем не то. плохие кнопки, убогий экран и тонкий пластик :-(
Veselyi_kot
У меня обзор есть на хорошую современную реплику, с разбором, ссылка прямо в конце статьи.
i
спасибо, отзывы правда на алике на нее безрадостные, читал, что китайцы часто продают нормальное, а потом внутренности меняют на сильно дешевые и все плохо. Буду мечтать дальше и ностальгировать)
A
Я бы взял какую-нибудь недорогую консольку типа miyoo mini или rg35xx и просто поставил на неё нужные игры.
Да, оно подороже тетрисов, но зато качество исполнения нормальное.
S
мало уступающий по функционалу.

Это шутка такая? Brick Game недалеко ушел от Game & Watch.
Veselyi_kot
Я бы не сказал, что «недалеко». Полноценное микропрограммное управление, экран общего назначения и несколько десятков уникальных игровых программ — это уже явно не уровень LCD-«одноигровки»
S
Я бы не сказал, что «недалеко». Полноценное микропрограммное управление, экран общего назначения и несколько десятков уникальных игровых программ — это уже явно не уровень LCD-«одноигровки»

Сегментный экран, отсутствие поддержки картриджей — до геймбоя как до луны пешком.
Veselyi_kot
Экран программируемый, 10x20 точек плюс от одного до трех цифровых (или даже алфавитно-цифровых) индикаторов. Да, по сегментной технологии (удешевления для), но это полноценные пиксели.
А отказ от поддержки картриджей — решение сугубо для упрощения конструкции. Техническая возможность адресовать до 4 Кбайт ПЗУ у «холтека» была, она, собственно, и использовалась когда вместо микроконтроллера ещё был микропроцессор, только ROM-чип был распаян прямо на плате.
Однако… Внимание, вопрос. На Brick Game 3-го поколения было от 10 до 16 встроенных игр. У какого количества обладателей Game Boy в те годы, даже на Западе, был к нему хотя бы десяток картриджей?
S
Однако… Внимание, вопрос. На Brick Game 3-го поколения было от 10 до 16 встроенных игр. У какого количества обладателей Game Boy в те годы, даже на Западе, был к нему хотя бы десяток картриджей?

Внимание, ответ: все эти 16 игр — примитивнейшие аркадки уровня ранних игровых автоматов, любая хитовая игра с геймбоя стоит их всех вместе взятых. Ну и картриджами можно было меняться и брать в прокат, а если надоест играть в брик-гейм, то останется его только выкинуть.
104749473537506621121@google
Собственно, в статье обо всем этом и написано, причём совершенно справедливо. Причём ещё и про батарейки, а с этой стороны проблему непопулярности геймбоя в 90е лично я как-то и не оценивал. И в отличие от него брикгейм в моем детстве был.
DiLouk
Тетрис, он же Brick Game, был практически у всех детей. Как те же тамагочи.
А вот про Game Boy я даже не слышал в детстве. И видел вообще всего однажды, как и PSP.
А в основном мы с друзьями рубились на домашних приставках, Денди и Сеге. После чего уже перешли на компьютеры для учебы. А там и мобильные телефоны подоспели, сделав портативные приставки совершенно не нужными.
balcora_gate
А почему у вас не было клона синклера?
DiLouk
Полагаю, потому что я недостаточно стар. Мне 32. Мне пришлось гуглить чтобы узнать о чем речь.
A
Потому что к 1996 только овцу клонировали, а до людей вообще и Синклера в частности пока дело не дошло.
На счёт же спектрумов — это был удел радиолюбителей, с денди же справлялся любой ребенок.
k
я в детстве играл от зарядки, сидя у розетки -)
ощущения конечно огого -) но экран дермище даже по тем временам, на электронике в ну погоди и прочих картинка была четче -))
плюс карики с дохлыми батарейками под сейвы.
сейчас десятки модов на экран и прочее, но сама приставка дороже б/у свича-))
альтернативой для меня сейчас служит ds lite — цветной экран, съемный акк, универсальный карик.
но после февраля 2022 и она конечно поднялась в цене.
112971094141416356060@google
Как человек росший в 90ых скажу за свой район в СПб. У нас в магазе никогда ничего не было, кроме Сеги и Денди. Вообще. И карики соответственно только на них. Продавайся геймбой у нас в магазе, скорее всего, я бы его у бати выклянчал, всеми правдами и неправдами :3 Аккумы NiCd уже к концу 90ых точно были, ибо во всех других тетрисоподобных игрульках именно они у меня и стояли. Хватало на пару дней заряда (не активно-безприрывного).
A
У меня был ГеймБой. Вещь, по тем временам. Из Англии привёз. Но, только те три картриджа, которые у меня с собой были, те и остались. 30 долларов за картридж в 1993 году — средняя месячная зарплата в Беларуси была. Естественно, никакой речи не было о том, чтобы докупить игры. Даже меняться не с кем было. Через газеты нашёл пару человек, но у всех только Тетрис и Супер Марио Ленд, которые в комплекте шли, а у меня ещё Футбол был.
102378245178606787234@google
А у меня был в детстве Геймбой) и правда, самая основная беда была с батарейками. Спустя некоторое время батя озверел от постоянных трат на батарейки и просто скруткой пришпандырил два зачищенных шнура от какого-то адаптера к плюсу и минусу внутри батарейного отсека) так и играл в него в основном сидя у розетки)
Примерно так же, как и сейчас в основном у розетки играю в Legion Go, надолго от розетки его не унесешь :))
G
Умиляет переползающий из статьи в статью тезис о «лицензионности» Денди ?
Денди — такой же пиратский клон, как и остальные тайваньские фамиклоны. Только с большей ценой, чтобы окупить затраты на продвижение.
Veselyi_kot
У Steepler была своя торговая марка и эксклюзивная лицензия на распространение приставок производства TXC. На фоне лютого китай-бабая, ввозимого без гарантии, растаможки и хоть какого-то качества — таки две большие разницы (и полное соответствие формальным критериям «лицензионности»: устройства ввозились в белую и с разрешения производителя). Второй лицензионной конторой было российское подразделение Subor, но они были представлены, преимущественно, в двух столицах и на этом всё.
G
Какая может быть «лицензия» на пиратский клон? )))
Veselyi_kot
«Коммерсант» — «по собственной запатентованной технологии». Потом ещё несколько судебных дел было и, как итог, и вовсе получена ретроактивная лицензия на ВСЮ Nintendo-совместимую продукцию (потому что «большая N» очень хотела на российский рынок, в первый и последний раз полностью прогнувшись под требования дистрибьютора для восьмибитных платформ).
https://www.kommersant.ru/doc/33856
С легальной точки зрения это и вовсе был не клон, а совместимый аналог, потому что TXC не имела доступа к документации и написала свою микропрограмму с нуля честным реверс-инжинирингом (что было легально, т.к. Famicom не была защищена пропиетарной антипиратской защитой, как NES — а легальность реверс-инжиниринга по принципу «чистой комнаты» доказана ещё разборками IBM против Compaq). Дистрибьюция восьмибитных игр уже была в серой, если не черной зоне (как минимум, до получения лицензии), но вот сами консоли — на 100% легальные.
102054017253342155671@google
Для меня идеальный карманный вариант на сегодня Nintendo Game and Watch Zelda, прошитая любимыми играми.
Хорошие кнопки и экран, плюс аккумулятор долго держит.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Как можно узнать, сколько герц в экране Айфона и на что они влияют

В мире смартфонов происходит настоящая революция, связанная с частотой обновления экранов. Долгое время стандартом считались 60 Гц, но теперь производители, включая Apple, переходят на более...

Как одеваться в жаркую погоду, чтобы было комфортно

Лето — пора яркого солнца и прогулок на свежем воздухе. Но высокая температура может стать настоящим вызовом, если тщательно не продумать образ. Поговорим о том, как правильно одеваться...

Обзор MobaPad M6S: максимально удобная альтернатива Joy-Conn для Nintendo Switch

Над альтернативой для штатных Joy-Conn игровой консоли Nintendo Switch работали сразу несколько производителей, причем относительного успеха добился каждый из них, но по возможностям лучше, чем...

Обзор веб-камеры Ugreen 2К: автофокус, два микрофона, удобное крепление

Веб-камера Ugreen представляет собой качественное устройство для видеосвязи и стриминга. Она имеет компактный пластиковый корпус в сочетании серого и чёрного цветов, который обеспечивает надёжную...

Выставка Computex 2024 на Тайване, взгляд визитера. Часть 2 -Произведения искусства в виде ПК, стенды ASrock, MSI, Manli. Leadtek, Зал2, центр Тайбэя

Ежегодная выставка IT-технологий и компаний Computex 2024 на Тайване. Стенды ASRock, MSI, Manli, Leadtek, Общее по Залу 1, Зал 2 кратко, прогулка по Тайбэю: Мемориальный комплекс Чан Кай Ши,...

Почему наш спорт превратился в рекламный трэш. Мнение болельщика

Знаете, я иногда не прочь посмотреть футбол, в том числе — отечественный. Недавно включил очередной матч, и поймал себя на странной мысли: это уже не футболисты, а бегающие по огромному...