Учимся различать мальчиков и девочек: обзор выставки "Память о счастье" в Музее Тропинина

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Выставка «Память о счастье» приурочена к Году Семьи в России и представляет собой собрание семейных и детских портретов рубежа XVIII — XIX века.


Коллекция рассказывает не только о людях, но и о том, на языке каких символов и аллегорий говорило тогда искусство, и одно из любопытнейших открытий ждет как раз в жанре «Детского портрета». Думаю, что поначалу многие удивятся, узнав, что из двух девочек на картине выше одна — мальчик.

Но удивимся мы, пожалуй, и узнав, что наши соотечественники той эпохи проблем с различением бы не испытали. Проблема, как она видится нам сегодня, во многом в костюме: мальчишки юного возраста часто предстают на картинах в платьях.

Девочка в правом верхнем углу — герцог Николай Максимилианович Лейхтенбергский

Музей Тропинина подсказывает, что различать детей на портретах помогали цвета, мода и отдельные атрибуты. Так, например, мальчишеским цветом в ту пору считался красные, в то время, как девчонкам достался голубой, что легко подтверждается экспозицией:

Конечно, этот признак не являлся стопроцентным, поэтому искусствоведы напоминают о моде: прически девочек — это пробор посередине, а мальчиков — набок. Если рассмотреть картины, то большая часть работ это подтвердит:

И мода эта, разумеется, продолжает работать даже тогда, когда дети уже окончательно взрослеют.


Наконец, еще на секунду вернемся к начальному фото и посмотрим, что в руках у ребенка с правого портрета. Мальчик держит в руках яблоко Адама, и это тоже не самая случайная деталь, которая повторяется и на выставке. Портрет художника круга Боровиковского так и подписан:

Портрет мальчика с яблоком

О чем еще рассказывают картины

Побродить по небольшим и уютным залам интересно и потому, что они приоткрывают жанровое разнообразие семейного портрета: это не только «парадный» или не только «детский». Особый интерес с исторической точки зрения вызывают портреты мемориальные. Смертность при родах, высокий уровень детской смертности нашли свое отражение в экспозиции. Выше мы уже обратили внимание на отца и дочь, которые были запечатлены на фоне памятника матери. Проскакивала и такая картина:

Это внучки Павла I, и они живы, и они доживут примерно до 60 лет:

Кураторы связывают такую символику с тем, что портрет как бы посвящен памяти их матери, Екатерины Павловны, скончавшейся в возрасте 30 лет, а потому и дети здесь — словно ангелы-близняшки, хотя их разница в возрасте уже тогда могла бы быть и заметна (2 и 4 года).

Среди буквальных «посмертных портретов», вероятно, нужно выделить такой:

Здесь нет сомнения в том, что за ребенком тянется рука, уносящая его на небо.

Не все так грустно

Не все картины выставки навевают траурные мысли, и многие символы связаны с будущей счастливой жизнью, в первую очередь, конечно, семейной. С этой точки зрения интересно обратить внимание на акварель Александра Брюллова:


Внимание предлагают обратить внимание на плющ как на символ прочного брака, который набирал обороты как раз в романтической традиции, и на вазу на заднем плане. Ваза эта — совершенно реальный исторический артефакт, который был отлит на Императорском Фарфоровом заводе, а сейчас экспонируется в Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Украшает эту вазу изображение девушки с собачкой, что в свою очередь второй раз указывает на тему верности.

Некоторые символы, которые также будут использоваться романтиками в будущем, достались и портретам мальчиков. Например, к таковым можно причислить клетку на портрете М. С. Воронцова:

Мальчику здесь 8 лет, и он уже полжизни как прапорщик! Безусловно, быть в те времена (1790) дворянином было лучше, чем крепостным, но была ли это «свободная жизнь» — вопрос, который, вероятно, и хочет задать автор картины.

Разные стили

Наконец, еще одно достоинство данной выставки в том, что здесь показаны художники разного уровня мастерства, и более того: кураторы подобрали для мероприятия даже сходные сюжеты. Так, например, рядом с прекрасной работой В. Тропинина, где запечатлен ребенок с собакой, висит аналогичный сюжет провинциального мастера:

Так что, подводя небольшой итог, замечу, что, несмотря на камерность, в музее удалось показать и разные жанры, и разные смысла, и разные уровни дарования. Наряду с Тропининым и Брюлловым, кстати, невозможно не упомянуть Т. Неффа:

Выставка продлится до середины сентября, а некоторые дополнительные замечания об экспозиции, как обычно, вы найдете в небольшом ролике: