Советский Сальвадор Дали: в Галерее Vellum до 1 декабря показывают живопись и графику Юло Соостера
Проект приурочен к 100-летию художника и стартовал 17 октября в день его рождения.
В современном искусствоведении Соостера характеризуют и как крупнейшего представителя неофициального искусства, и как «самого европейского» советского художника с замечанием о том, что европейским он был и по происхождению (родился в Эстонии).
Нередко работы Соостера называют и более понятным словом с не таким уж понятным смыслом: «сюрреалистические».
Сюрреализм…
Как явление сюрреализм начал формироваться в 20-х годах XX века, а среди прочих модернистских течений его отличала иррациональность, стремление заглянуть в подсознание человека, показать мысли и ощущения человека в состоянии близком ко сну.
Интересно, что примерно в это же время в Европе Джойс работает над «Поминками по Финнегану», также пытаясь выразить поток сознания человека в ночное время. Пожалуй, некоторые рисунки Соостера вполне подпадают под такие определения:
Многие образы, которые можно увидеть на выставке, действительно словно выхваченные из сна и выглядят, как попытка вспомнить увиденное и выразить, а не изобразить на бумаге.
Впрочем, добавить нужно, что и вполне конкретные вещи Соостер доносить умел, о чем свидетельствуют представленные в экспозиции портреты.
Где проходит
Частная галерея Vellum (Веллум) была основана искусствоведом и коллекционером Любовью Агафоновой* около 25 лет назад, и сегодня это и выставочное пространство, и коммерческая галерея.
Основное пространство галереи — один просторный зал, где и проходят временные выставки. Располагается Vellum в Гостином дворе, а вход — со стороны Хрустального переулка. С недавних пор время открытия сдвинулось к 14-00, а вход на конкретную выставку обойдется в 300 рублей.
Что показывают
Собрание работ формировалось из нескольких частных коллекций и количественно в первую очередь отражает творческий путь Соостера-графика, включая книжную иллюстрацию.
Также в экспозицию вошли наиболее показательные, по мнению организаторов, живописные работы художника. Здесь, по словам Любови Агафоновой* , центральным образом становится можжевельник, который Соостер «изображал как мантру».
Это одновременно и культурный символ преодоления смерти, символ вечной жизни, а в живописной традиции, уходящей корнями в Эпоху Возрождения, еще и символ чистоты и добродетели.
Небольшие выводы
Юло Соостер — до сих пор для многих новая фамилия, а для иных — так и вовсе набор странных звуков. Я, так или иначе отслеживая выставочные мероприятия, все же скорее где-то посередине.
Думаю, что в таком количестве творческое наследие художника в ближайшее время нигде представлено не будет, а потому побывать для общего развития на выставке — интересно и полезно с образовательной точки зрения.
- * — Агафонова Елена Владимировна признан(а) иностранным агентом
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий