Саврасов и Брейгель в музее, о котором никто не знает: обзор "филиала Эрмитажа" в МФЮА

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Открытием этого музейного сезона для меня стал учебный музей при МФЮА, и это действительно не то, чего ожидаешь от музея при учебном заведении.


Школа Рембрандта, Апостол Петр

Как это организовано

Поначалу все начинается весьма предсказуемо:

Вы подходите к зданию на ул. Введенского, проходите вперед, и вот, казалось бы, Музей:

Вы попадаете в пространство на первом этаже, интерактивное в том числе, где выставлены разного рода приборы, носители информации и прочие занятые диковинки. Это — музей науки и техники, и, если вы будете звонить в МФЮА с расспросами о музее, то попадете вы сюда.

Но, как выясняется, это далеко не все!

Музей искусства

У музея есть «вторая часть», и до нее нужно подняться на лифте. Заранее скажу, что музей включает собрание живописи и графики, ДПИ, а также отдельный кабинет с копиями и слепками. Здесь поначалу тоже не ожидаешь чего-то особенного:

Вы проходите по длинному коридору, стены которого оформляют стенды с напоминанием о русских классиках, а затем упираетесь в скромную дверь:


За которой вас и ожидает сюрприз

Музей при МФЮА оформлен как дворянский усадебный дом, где вы должный пройти по анфиладе, поглядывая периодически налево, в маленькие комнатки:

В иных из этих комнаток на стенах висят картины, какие-то представляют собой в том числе интерьерные композиции с мебелью, книгами, часами.

Отдельно стоят наиболее выдающиеся предметы, собранные в маленькие экспозиции. К таковым, например, относятся фарфоровые образцы, посуда, предметы ювелирного искусства дома Фаберже.

Живопись

Наиболее интересной, значительной частью экспозиции является коллекция живописи и графики: в нее включены первые имена русского искусства (Айвазовский, Шишкин, Саврасов, Исупов, Поленов) и картины старых мастеров.

Разумеется, представлены они штучно, но и речь идет о музее при университете, а это уже значительно больше, чем в любых других учебных заведениях, я полагаю. Многие работы здесь не такие выдающиеся, как произведения в Третьяковке или Русском музее, но фамилии и имена — высшая лига!

И. И. Шишкин представлен серией офортов на шелке:


Западное искусство

Эта часть коллекции также вызывает уважение. Несмотря на то, что некоторые мастера тут «подвопросные», например, Рубенс:

А некоторые картины причисляют к школам тех или иных живописцев (например, к школе Рембрандта), все же вы встретите и несколько очень серьезных имен, которые сомнения у музея не вызывают. Одно из самых удивительных — имя Веронезе:

Также в экспозиции представлен Ян Брейгель (младший), внук Питера Брейгеля, Адриан ван Остаде, крупных художник Золотого века Голландской живописи и некоторых других мастеров Возрождения и Барокко.

Впрочем, и они — не являются временной границей. В собрании есть полотна более ранние, которые можно отнести еще к уходящей средневековой манере.

К средневековой манере может быть отнесена и картина, посвященная сюжету «Блудного сына», где можно видеть пример так называемого симультанного искусства, когда живопись еще максимально повествовательна.

В одной картине три периода жизни одного и того же человека, и она исчерпывающе описывает его судьбу: вначале он «на коне», затем проматывает свою часть наследства, а в финале он же — падает в ноги отцу.

Любопытны картины и как иллюстрация языка символов старого искусства:

Вишня, яблоки — традиционные символы Марии и Христа, которые отсылают и к искупительной жертве, и к последующим страстям.

Музей действительно получается «учебным», и по картинам можно проследить историю развития искусства, отдельные приемы, техники, стили и течения, характерные для своего времени. Так, к примеру, Спада — это как бы «пик караваджизма», на примере которого об этом явлении рассказать совсем нетрудно.

Картина-загадка

Одной из загадок оказалась картина, которую атрибутируют дочери К. Маковского:

Подпись под ней гласит: «Ученики Репина: Константин Сомов, Борис Кустодиев, Александр Мурашко, Филипп Малявин и Павел Шмаров», и никого из обозначенных, тем более в такой последовательности, пока опознать не вышло…

Небольшие выводы

Это отличный просветительский музей, где представлены топовые имена, а многие работы правильно и последовательно могут рассказать о том, как развивалось искусство во времени и пространстве. Если вам интересно прогуляться по музею виртуально, то предлагаю к просмотру видео обзор экспозиции:

Также добавлю, что часть картин попадут в телеграм, ссылка на который будет в описании к этой публикации.