Поразительные пейзажи забытого мастера: обзор выставки Л. Ф. Лагорио

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Лев Феликсович Лагорио — имя, которое нельзя в полной мере назвать «забытым», но приходится признать, что оно не возникает в памяти сразу. Когда речь заходит о русском пейзаже, то поначалу на память приходят Саврасов и Шишкин.


Сам Лагорио был учеником Айвазовского, так что «всплывает» его имя в памяти и среди выдающихся маринистов, однако монополия Ивана Константиновича все же бесспорна. Сегодня к Лагорио вновь — опять же каламбур — волна интереса: его картины часто возникают на аукционах, демонстрируются в частных коллекциях. Впрочем, широкому кругу зрителей он все еще известен мало, так что «забытый», или «подзабытый» — все же хороший термин, ведь даже могила художника не сохранилась.

Чтобы поправить такое странное положение, Третьяковская Галерея организовала что-то вроде временной выставки: в зале номер 19 (зал Айвазовского) на противоположной стене от учителя расположилось 11 картин ученика.

Чем примечателен Лагорио?

Нельзя сказать, что творчество Лагорио — революция в живописи. Но он безусловный виртуоз, и одной из самых примечательных особенностей его картин стала «дотошность». Картины Лагорио, как фотографии, и они не теряют при ближайшем рассмотрении, а приобретают.

Его работы крайне интересно рассматривать, упершись в холст вплотную, и, как видно, у художника хватало усидчивости прописать каждый листок, каждую травинку, каждый камушек, каждую полоску пены…

Необычайная натуралистичность была отмечена и современниками, среди которых Лев Феликсович считался лучшим мастером пейзажа.


Что на выставке

В зале Третьяковской галерее представлено 11 картин, и, на самом деле, это довольно много, учитывая относительную редкость работ такого уровня. Причем, можно сказать, что выставка пытается рассказать о творчестве Лагорио и характере этого творчества максимально. Наряду с маринами, здесь есть и пейзажи, и натурные этюды.

Море на картинах Лагорио зачастую спокойно, и если смотреть другие его работы в сети, то в принципе бурь и волнений там не так много.

Особой романтической экспрессии тут не находится, и это, кстати, видно прямо в ГТГ: вы легко сможете сопоставить море Лагорио и море Айвазовского. Однако поражать картины своей точностью не перестают.

Как отмечается, подробность некоторых работ — результат того, что перед нами как бы «этюды», то есть картины были написаны на плэнере, и это в каком-то смысле фантастически. С одной стороны это объясняет их точность, с другой поражает: а сколько же времени нужно сидеть вот так на природе?!

При этом Лагорио очень сложно «подловить»: я разглядывал эти полотна на макро, и это «честные» картины, где действительно скрупулезно воспроизводится реальность. Отдельные макро кадры вы можете увидеть в небольшом ролике:

Небольшие итоги

Экспозиция ценная, и, несмотря на то, что количественно она кажется скромной, в зале можно задержаться надолго: живописные подробности способны увлечь.

Если ваш смартфон с хорошим макро, то не поленитесь порассматривать картины и через камеру, тем более, что, как писали современники, оптикой пользовался и сам Лев Феликсович: говорили, что у него было не очень хорошее зрение, а потому многие пейзажи он разглядывал в бинокль.