Об этих «Бурлаках» Репина почти никто не знает: в Москве продадут «Быдло империализма» 1910 года
Темы «Бурлаков» в русской живописи касались многие выдающиеся художники: Верещагин, Саврасов… Но, безусловно, самой популярной и известной картиной на эту тему является полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» (1870 — 1873, ГРМ).
Впрочем, мало, кто знает тот факт, что с этой темы не только начался творческий путь художника в большом искусстве, но, по сути, ей же этот творческий путь и завершился: в 1917 году на одной из последних выставок Репин показал полотно «Быдло империализма».
О нем никто не знает
Несмотря на то, что судьба картины неплохо прослеживается, в существование полотна мало кто верит и до сих пор. Путают даже музеи: иные считают, что хранится «клеенка» в Грузии, кто-то полагает, что в Баку.
Под сомнение ставят даже широко распространенную цитату Репина, который заступался за работу в ответ на критику:
Быдло — слово польское, оно разумеет оскотевшего раба, сведенного на животные отправления. Быдло глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, оно усваивает ее способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеют. Традиционная задача империи — воспитывать своих подданных в постоянном унижении, невежестве, побоях и безволии автоматов.
Тем не менее, сейчас, 6 октября, Московский аукционный дом предоставил еще одно доказательство подлинности работы, а главное — замысла этой работы и ее важного места в позднем творчестве мастера. На торги выставлен этюд к «Быдлу империализма».
Чем интересен этот вариант
Этюд датирован 1910-ми, а это значит, что перед нами вариант именно поздней картины, когда, разочаровавшись в идеалах юношества, Репин словно подводит итог событиям, которые застал на своем веку. Несмотря на кажущуюся «простоту» мы можем предположить, что основное здесь — закончено. В углу стоит подпись художника!
Персонажи картины также под стать названию: полонизм «Быдло» можно перевести сейчас как «Народ», однако восходит слово и к таким значениям как «скот», которое и упоминает сам Репин. Если в легендарных «Бурлаках» мы видим разные лица, разные характеры, разные судьбы, то здесь — масса, словно бы нарочно лишенная индивидуальности.
Оценка подлинности
Представленная картина имеет подтверждение подлинности со стороны семьи Репина (сохранились записи от дочери и сына), а также заключение независимой экспертизы им. А. Н. Бенуа:
Редчайшее полотно будет участвовать в осеннем аукционе «Московского аукционного дома» 6 октября. Также рекомендую небольшую видео заметку, посвященную этой картине:
Источник: Московский Аукционный Дом
2 комментария
Добавить комментарий
Добавить комментарий