Масштабная выставка к 100-летию Кукрыниксов продлится в Манеже до 15 декабря

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Этот обзор до последнего черновика начинался со слова «Потрясающая», но все же в итоговой версии я охарактеризую эту юбилейную выставку как грандиозную, и таким образом Манеж отмечает юбилейный год творческого союза Кукрыниксов, который был образован в 1924 году.


Первые шаги

Как и любая подобная ретроспектива, данная выставка начинается с напоминания о том, кто перед нами, дополняя фото художников в юности скупой временной шкалой.

Однако это — скорее «приветствие», а вот настоящее начало выставки сперва даже кажется неожиданным. Мы не встречаем Кукрыниксов сразу, но первым делом знакомимся с Крыловым, Куприяновым и Соколовым по отдельности.

Причем, зная их преимущественно как графиков, поначалу увидим их как живописцев. Это будут не «карикатурные» и «злободневные» картины, а самостоятельное творчество трех мастеров, где можно поискать и сходство, и различия.

Живопись художников представлена хорошо, однако, разумеется, организаторы проекта хорошо понимали, что хотят видеть посетители, которые «идут на Кукрыниксов». Художники довольно быстро объединяются и до конца выставки будут сопровождать вас все вместе.

Кукрыниксы

Творчество Кукрыниксов охватывает колоссальный период времени, поэтому экспозиция поделена и по годам, и по тематикам. К ранним работам относятся антикулацкие карикатуры и иллюстрации ужасов Царской России.

Здесь же попадаются шаржи на современников:


Знакомит выставка с Кукрыниксами и как с театральными художниками: в отдельном зале представлены эскизы к постановке пьесы Маяковского «Клоп» и Жарова и Поликарпова «Первый кандидат».

И все же наиболее значительной и самой внушительной по многим причинам является антифашистская пропаганда.

Кукрыниксы в годы ВОВ

К сожалению, я не готов показать всю эту часть выставки из-за наличия запрещенной символики, но это одна из самых важных и центральных подборок в Манеже!

Военный плакат и военная карикатура занимают видное место в творчестве объединения, показывают, как именно художники внесли свой вклад в Победу и почему именно их рисунки стали классикой в этом жанре.

Здесь же, поблизости, располагается зал еще более «журналистский», в котором собраны иллюстрации с Нюрнбергского процесса. Причем, интересно отметить, что это не только необходимые картины из зала суда: уличные зарисовки, городские достопримечательности, памятники архитектуры…

Так или иначе нашли свое отражение. На одном из рисунков, например, мы видим памятник Дюреру, и можем предположить, что, несмотря на ужасы конкретного места и событий, художник остается художником, не теряя интерес к людям, к прекрасному, к вечным ценностям.

В этом же зале, кстати, можно видеть несколько натурных живописных этюдов.


Иллюстрация

Этот жанр представлен сразу двумя направлениями, и книжная иллюстрация к произведениям классики по-хорошему радует.

Здесь можно увидеть работы Кукрыниксов к советской и мировой классике, к таким произведениям как «Судьба человека», «Дама с собачкой», «Дон Кихот» и ряду других.

Почти соседствует с этим залом пространство, посвященное сотрудничеству Кукрыниксов с журналом «Крокодил». Здесь по периметру выставлены обложки журналов, но для некоторых из них приведены и оригинальные варианты иллюстраций:

Журналистика

Карикатуры Кукрыниксов, их отклика на происходящие события ждали с нетерпением, и художники охотно иллюстрировали то, что происходит вокруг. Почти завершает выставку как раз подборка таких рисунков: это взгляд на политические события.

А некоторые рисунки — и вовсе интересны с исторической точки зрения и скорее показывают, как же наша история все-таки циклична…

Конечно, большинство карикатур носит осуждающий характер и через гротескные образы рисует «ужасное западное будущее».

Но доставалось и нашим! И, конечно, если отечественных правящих политиков (за исключением Луначарского) мы не встретим, то пороки советского человека Кукрыниксы охотно брали на карандаш. И тут снова впору говорить о том, что с тех пор мало что изменилось: взяточничество, безалаберность, ну и немного пьянства…

В финале

В каком-то смысле выставка завершается, как и начинается, — с живописи, однако теперь это уже живопись Кукрыниксов! Здесь будет несколько картин на историческую тему с серьезным гражданским пафосом, которые посвящены, в общем-то, тем же событиям: Революция, Великая Отечественная Война… Да только вот они уже совсем не смешные.

Также небольшую прогулку по выставке я записал в виде традиционного короткого ролика, который рекомендую к просмотру тем, кому такой формат кажется удобным:

Небольшие итоги

Выставка, на мой взгляд, стремится достичь нескольких целей: во-первых, напомнить, что Кукрыниксы — это трое серьезных советских художников, профессионалов, каждый из которых интересен.

Во-вторых, здесь можно сделать вывод, что «карикатура» — это далеко не всегда смешно, а в некоторых случаях она вполне может претендовать на статус высокого искусства.

Наконец, мы видим, что юмор, оригинальность вполне возможны без пошлости, что тоже стоит помнить, в том числе и сегодняшним острякам.

В финале я также добавлю, что некоторые дополнительные материалы и комментарии я позднее добавлю в свой телеграм-канал, и если вам интересны такие заметки о выставках, то ссылку на него вы найдете в подписи к этой публикации.