Красиво жить не запретишь до 1917 года: обзор выставки "Журнал красивой жизни" в Музее русского импрессионизма

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Сегодня и до октября в Музее русского импрессионизма проходит выставка, которую посвятили первому российскому глянцевому журналу «Столица и усадьба», издававшемуся с 1913 по октябрь 1917. И выставку эту можно смотреть по-разному.


Как надо

Для начала нужно отметить, что проект реально создан «по мотивам» журнала, поэтому каждая стена здесь имеет свое название, отсылающее к оригинальной рубрике (например, «Туризм», «Художественные выставки» и др).

Журнал же был посвящен тому, чем увлекалась аристократия, как позднее окажется, в краткий предреволюционный период. Картины, представленные тут, написаны в те самые года (13 — 17), поэтому отражают моду того времени, интересы, привычки.

Более того: для выставки удалось найти, отобрать такие работы, которые использовались в качестве обложек, упоминались на страницах рецензий.

Иными словами, кураторы приглашают нас с одной стороны в небольшое историческое путешествие, где поведают о том, чем жила аристократия. С другой же — это выставка о журнале непосредственно. В обоих случаях это интересная и профессионально рассказанная история, причем оригинальными фамилиями (Богданов-Бельский, Брюллов, Сомов, Серов и многие другие).

По сути, вы пройдетесь по страницам журнала, на которых увидите, где и как отдыхали обеспеченные люди тех лет (спойлер — немало Италии):


Увидите, в каких усадьбах они жили, какой обстановкой располагали:

В чем выходили томно грустить (или просто прогуливаться) в приусадебный парк:

Вам покажут досуг и хобби:

На самом деле покажут такой мир, где спокойно, уютно, приятно… Да, в общем-то, и сейчас хотелось бы в нем оказаться. Как и журнал, выставка игнорирует события тех лет, умалчивает о периоде 13 — 17 годов, когда в стране происходили ключевые события, которые, собственно, поставили точку в истории той страны.

Как можно

И вот здесь как раз можно взглянуть на выставку и таким образом: забыть на секунду, что это «адаптированный» журнал, но вспомнить, что для названия экспозиции выбрали не заголовок, а подзаголовок: «Журнал красивой жизни».

Допустим, идет 1914 год, Мировая война, мир стремительно рушится, и никто его в прежнем виде уже не увидит, но вот, аристократия продолжает делать вид, что ничего не происходит (во всяком случае так ощущается глядя на картины):

Да, безусловно, бросается в глаза, что на картинах мало мужчин… Но никакой конкретики нет: импрессионизм и хорош намеками и полунамеками. Впрочем, история и про войну будет аккуратно рассказана, рубрика такая нашлась:


Но никакой реальности нет и тут: грязь, боль, страдания… Так не бывает в «Журналах о красивой жизни». Оттого и небольшая картина В. Маковского смотрится очень «вызывающе» в рамках всей выставки в целом:

Как организовано

Музей русского импрессионизма — это три этажа, где выставки обычно занимают первый и третий. Начинать стоит с цокольного, после чего на лифте можно подняться на третий. Там экспозиция продолжится попыткой воссоздать такой журнал уже силами современных художников.

Центральным полотном здесь и по логике, и по замыслу будет картина Виноградова и Дубосарского, где группка современной аристократии сидит, отдыхает, фотографирует достопримечательности и продолжает наслаждаться жизнью. Датирована картина 2014 годом.

Небольшие итоги

Мне очень понравились и замысле, и реализация, но вот смотрел я на эту выставку все же не как на оммаж глянцевому журналу столетней давности, а как на интересную историю, которая здорово перекликается с современностью. Этот, второй взгляд, я еще раз озвучиваю в отдельном ролике:

Также еще несколько картин, которые не вошли в обзор, я выложу в TG, ссылка на него в подписи к публикации.