Кажется, мы это уже видели. Новая выставка «Передвижники» открылась в новом здании «Третьяковки»
Кажется, что эта дама смотрит взглядом того, кто уже посмотрел выставку на тех, кто ее еще не видел:
А вот стоит ли туда идти?..
Что за выставка?
30 октября 2024 года Государственная Третьяковская галерея открыла масштабный проект в новом здании на Кадашевской набережной, который, как ни странно, посвятила «Передвижникам».
В экспозицию вошло около 150 картин, под которыми стоят подписи самых известных русских художников-реалистов: Репин, Шишкин, Левитан, Саврасов… В общем, можно назвать любую наугад и почти точно — она тут есть. Причем, представлены они зачастую самыми важными своими работами, ну или во всяком случае — очень и очень известными.
Отчасти это и «фишка» выставки: показать зрителю, что те вещи, которые сейчас кажутся уже набившими оскомину, некогда и проложили путь новому русскому реалистическому искусству. Скорее от зрителя здесь требуется не внимательно посмотреть, а постараться почувствовать и заново пережить ощущения, которые переживали люди лет 150 назад… В общем, наша задача «Увидеть все это заново».
Структура выставки
Выставка занимает как бы не сколько залов, которые внутри — как один. Открываются передвижники «Грачами» Саврасова:
В целом, первый зал и настраивает, и поясняет, и все-таки кратко знакомит с таким культурным явлением как Товарищество передвижных художественных выставок. Здесь есть стена с портретами ключевых деятелей, включая портрет Павла Третьякова, без которого нашим художникам было бы трудно…
Этот же зал показывает деятелей, которые Передвижников поддерживали (Стасов), а также портреты членов Императорской семьи, на время которых пришелся расцвет ТПХВ.
Вообще, нельзя забывать, что Передвижники не работали в вакууме, поэтому культурная жизнь тех лет находит отражение на выставке. Здесь писатели, которые оказали влияние на умы этого поколения, здесь композиторы, музыка которых вдохновляла, драматурги, с которыми наших художники сотрудничали, а потому Толстой, Чайковский, Островский — это не просто портреты, но здесь еще и характеристика времени и эпохи и ее настроений.
Иными словами, довольно быстро осознаешь, что «Передвижники» — это не выставка про то, как раньше красиво рисовали. Это действительно история культурного феномена в российской истории, а также попытка рассказать эту историю живописным языком тех, кто принимал в этом живейшее участие.
Кто тут есть?
Строго говоря, начать надо с того, кого или чего тут нет… Выставка игнорирует многих выдающихся художников и не включает целый ряд известных картин. Многие обратили внимание, что нет «Бурлаков на Волге».
Действительно, данная картина — едва ли не символ «критического реализма» и всего передвижничества! Но парадокс в том, что непосредственно в Передвижных выставках данная картина не участвовала никогда…
Иными словами, в залах мы видим все же историю именно выставочной деятельности наших художников, а каждую картину сопровождает описание с номером и годом выставки, на которой она впервые была показана.
Поэтому и список фамилий, и подборка картин кажутся немного ограниченными: Клодт, Дубовской, Ярошенко, Ге, Поленов, Маковские. Ну или проще говоря: все те, кто знаком нам по соседнему зданию.
Логика выставки
Сперва галерея выглядит хаотично: вот висит «Над вечным покоем» Левитана:
А далее, через несколько залов, еще несколько картин. Причем, довольно неожиданных:
Это связано с хронологией выставок, на которых картины были показаны. И таким образом разнесены и некоторые другие художники, так что выглядит «эклектично».
Один из способов смотреть выставку — тематический: здесь есть разделы «Пейзажные», отдельный интерес может представлять «Тема детства», которая интересна тем, что включает не только портреты детей наших художников.
Но и весьма редкие фамилии:
Наконец, можно принять и более общую концепцию: выставка крутится вокруг темы «Передвижничества» в самом широком смысле. Здесь есть и те работы, которые были отвергнуты и не приняты к показу (Виноградов), есть тема «Передвижники после Товарищества» и другие.
Удивляет ли выставка?
Да, многие картины мы знаем, а многие фамилии узнаем, но все же уже Левитан показал, что удивить эта выставка может. Обусловлено это в первую очередь тем, что часть работ все-таки съехалась сюда со всей России, часть — запасники ГТГ.
Например, как неожиданный жанрист предстает В. М. Васнецов:
Почти Брейгелевские «Слепые» бредут по холсту Ярошенко:
Красный, а не белый Куинджи показывает отдельные эксперименты со светом и с цветом:
В общем, забавно, но наши художники все еще способны удивлять даже через столько лет…
Если вам удобнее видео формат, то я записал небольшой ролик с комментариями:
А я пока перейду к кратким выводам:
Выставка представляет собой масштабный проект с внушительной подборкой картин русской классической живописи. У нее есть тема и логика, и если следовать им, то смотрится это выразительно.
По сути, здесь в равной степени можно как вспомнить старое, так и увидеть новое, а для тех, кто в принципе впервые планирует погрузиться в данную тему, это вообще находка, потому что большинство самых знаменитых картин тут есть.
Мне же остается напомнить, что те материалы, фото, которые не вмещаются в основной обзор, я публикую отдельно в ТГ-канале. Ссылка на него есть в подписи к этой публикации.
1 комментарий
Добавить комментарий
Добавить комментарий